Воскресное утро в самый разгар бабьего лета было хоть и солнечным, но отнюдь не спокойным. Люди, как и подобает в такую погоду, стремились поехать за город. Вот только не на шашлыки, а просто — прочь из Владикавказа. Куда угодно. В любом направлении. Человеческую панику подогревали сообщения в мессенджерах о том, что завод горит, сейчас взорвётся, и все умрут. Правда, для тех, кто хоть немного знаком со школьным курсом химии, все эти измышления домохозяек о горящих ваннах серной кислоты были смешными, но смотреть на ядерный грибок металлургического гиганта было достаточно неприятно даже хладнокровным кавказским мужчинам. А вдруг бы и в самом деле взорвался?
На тушение пожара ушло более десяти часов. Как отмечают сотрудники МЧС, если бы не пожарный поезд из Кабардино-Балкарии, то, возможно, тушить пришлось бы куда дольше. Первый раз в истории пожарной службы республики во время ликвидации пожара погиб сотрудник. Да, до этого тоже погибали люди: во время осетино-ингушского конфликта и штурма бесланской школы. Но гибель пожарного Александра Ермакова при тушении стала первой. И именно оттого такой горькой.
На сегодняшний день известны результаты всех проведённых экспертиз по поводу выбросов в воздух. Концентрация углекислого газа во время пожара была превышена в шесть раз. Тяжёлых веществ в атмосфере эксперты не обнаружили несмотря на то, что к анализам была привлечена лаборатория из Ставропольского края.
Сейчас завод закрыт до лучших времён, сообщил журналистам гендиректор «Электроцинка» Игорь Ходыко. Электролитный цех, в котором произошёл пожар — один из основных, и без его нормальной работы нет технологической возможности осуществлять производственный процесс.
«Мы будем восстанавливать существующий цех, будем работать быстро и всё сделаем в кратчайшие сроки. Пока сейчас точно оценить ущерб не представляется возможным, необходимо произвести расчёты, составить программу и действовать согласно ей. Понадобится на восстановление минимально шесть–восемь месяцев. Сотрудники завода на период простоя будут получать две трети среднего заработка в соответствии с законодательством России», — сказал Ходыко.
Однако такой ответ не устроил жителей республики. В понедельник вечером около тысячи человек вышли на площадь Свободы с требованием закрыть завод.
Глава РСО-А Вячеслав Битаров вышел к митингующим. Днём он озвучил свою позицию относительно завода на пресс-конференции.
«Я озвучил её еще в 2011 году, когда был председателем парламентского комитета по вопросам экологии и земельных отношений. Завод должен наладить работу так, чтобы никаких выбросов не было, чтобы он был экологически безопасен. Руководство предприятия берёт на себя эту ответственность. Если же они не могут исполнить это, то завод должен быть закрыт. И этой позиции я придерживаюсь на сегодняшний день», — сказал Вячеслав Зелимханович.
Он пообещал провести референдум насчёт закрытия завода, а также ходатайствовать об этом Президенту страны Владимиру Путину. Однако, по словам Главы региона, сделать это не так просто. Единственная возможность это осуществить — закрыть завод через суд.
«Я вам слово даю, что поговорю с Президентом страны и подниму вопрос о закрытии завода «Электроцинк», — пообещал горожанам Битаров.
Кроме Вячеслава Битарова к митингующим выходили мэр Владикавказа Борис Албегов, Виталий Калоев, депутат Виталий Чельдиев, вице-спикер Гарий Кучиев и многие другие. Все они выступают за закрытие завода. Сейчас жители республики ждут окончательных результатов экспертиз.
Одновременно на заводе работает межведомственная комиссия, которая должна установить причины пожара. В её состав входят представители МЧС, Следственного комитета, Роспотребнадзора и других учреждений. По предварительным данным, причиной возгорания стало короткое замыкание.
Стоит также отметить, что, по словам Игоря Ходыко, все проверки завод проходил на «отлично», а противопожарная система в цеху не предусмотрена техническим регламентом.
Алиса ВОЛКОВА
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |