Началось всё три года назад. Учащийся одной из владикавказских школ Дмитрий Воронков решил что-то сделать своими руками. Откуда взялась эта страсть — история умалчивает. Скорей всего, желание «разожгла» реклама какой-нибудь крутой торговой марки, производящей изделия из кожи. Решил и сделал: купил более-менее подходящий кусок кожи в ателье и вручную смастерил нечто похожее на кошелёк. Дальше соединил кожу с фетром и «изобрёл» дизайнерский чехол для телефона. В борьбе с иголкой и ниткой помогал упёртый характер.
Когда стало чуть получаться, захотелось качества. Воронков нашёл мастеров, начал выкладывать фото своих изделий в Интернет. Пришло время подумывать и о партнёре: одному нелегко нести бремя бизнеса. Тут и появился Игорь Баскаев, который тоже, как оказалось, любит кожу, но пробовал себя в часовом бизнесе и имел вполне сложившееся желание открыть свой магазин. «Я заказал его изделие и договорился о встрече, — рассказывает Баскаев. — Мы долго беседовали, причём уже предметно, как будто знали, что будем работать вместе. К тому времени я имел представление, как развивать эту идею». Воронков добавляет: «Я увидел в нём человека, на которого можно опереться. Он талантливый. С ним приятно работать».
Всё сложилось, звёзды сошлись, но денег не было. Первоначальный капитал — 20 тысяч рублей из личных сбережений. И громкое название, которое непосвящённому человеку напоминает английское слово «Boncard». Как оказалось, это слияние двух осетинских слов — «день» и «жизнь». Звучит благородно, даже с оттенком величия. «Когда мы создавали бренд, то хотели его развивать в республике, а поэтому название должно было быть на осетинском языке», — заверяют в один голос парни. Да, красиво получилось.
Под лежачий камень вода не течёт: начали искать поддержку своему зарождавшемуся бизнесу. Проект «поехал» на Машук – 2016, выиграл грант в размере 300 тысяч рублей. Там с молодыми предпринимателями познакомился Глава РСО-Алания Вячеслав Битаров. Заинтересовался производством настолько, что посетил ребят во Владикавказе, посмотрел, как они трудятся. Пришёл не с пустыми руками — подарил просто необходимый для работы дорогостоящий пресс для рубки кожи итальянского производства, раньше всё делалось вручную. Производительность труда и настроение тут же выросли. «Boncard» стал обзаводиться кадрами: мастер-технолог Стелла Сивакова — находка для компании: умеет всё и делает это «всё» с любовью. Под стать ей и Артур Хабиев.
Сегодня под данной торговой маркой изготавливается 12 наименований изделий из кожи: кошельки, портмоне, чехлы для телефонов и паспортов, мужские сумки для документов. И в каждом экземпляре тепло наших сердец и рук, как говорит Игорь Баскаев. Особенная фишка — национальная символика. Ребята не скрывают: с нанесением её на изделие продажа значительно возросла. Покупатели — самые разные: приходят, выбирают, заказывают. Своеобразный каталог выставлен в социальных сетях.
Республика поддержала молодых предпринимателей. «Мы знаем обо всех мерах поддержки для малого и среднего бизнеса, которые предлагает министерство экономического развития. Получали субсидии, теперь хотим взять кредит в размере 3 млн рублей для расширения производства», — делится планами Баскаев. В своё время пользовались и бесплатными консультациями для разработки бизнес-плана. (Есть и такие!)
Сейчас они стараются все заработанные деньги запускать в дело. На личные нужды — минимум. Немалые средства расходуются на коммунальные услуги и отчисления в Пенсионный фонд: компания работает легально. Изучают спрос, рынок, разрабатывают новые модели… Мечтают, нет, твёрдо планируют создать свою линию обуви и одежды, да так, чтобы переплюнуть известную фирму «Карло Пазолини».
«Мы делаем ставку на вкус, дизайн и качество: люди устали от штамповок, — говорят ребята. -– А наш девиз: «Иди и пробуй». Беда молодёжи в том, что они заранее настроены пессимистично — ничего не получится. А вы пробовали? Вы стучались в двери? Многие хотят просто получать зарплату и всё. А надо работать по принципу — помоги себе сам. Поможешь себе — поможешь республике».
Кстати, мои собеседники развеяли ещё один миф. Пожив какое-то время в Москве, они уверяют, что в Северной Осетии имеются все возможности для воплощения идеи, просто республика — непаханое поле для ведения бизнеса. Их надо увидеть. И хорошо потрудиться, чтобы выйти на результат.
Приятно, что в День России Глава РСО-Алания вручал первые паспорта юным гражданам России в обложках от «Boncard». А девушка, завтра вылетающая в столицу, хотела привести своему московскому другу портмоне только от «Boncard». И немного переживала: успеют ли сделать. Успели. Кошелёк «улетел» в Москву. Отличный подарок.
Тамара БУНТУРИ
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |