Когда в конце прошлого года по Карачаево-Черкесии пошла волна слухов о переводе медицинских учреждений из муниципального ведения к региональному, люди начали гадать, чем это, в конечном счёте, обернётся – большими очередями к специалистам в поликлиниках и больницах республиканского центра или общим улучшением качества обслуживания?
Черкесская городская поликлиника. В очереди в процедурный кабинет стоят около двух десятков человек. К ожидающим, держа за руку маленькую девочку, подходит пожилая дама. Спросив, кто крайний, она, тяжко вздохнув, становится рядом. Примерно через полчаса малышка, устав от однообразного безделья, начинает канючить, что хочет домой. Женщине не осталось ничего иного, как отказаться от попытки попасть к врачу. Она таким же размеренным шагом, как пришла, удалилась из медицинского учреждения.
Свидетелем этого случая мне довелось стать совсем недавно. Я как раз был в числе тех, кто ждал своей очереди, когда зашли бабушка и внучка. И так уж вышло, что все разговоры, которые велись «товарищами по несчастью», тут же становились достоянием общественности. Оказалось, большинство посетителей городской поликлиники приехали из других населённых пунктов.
Как вышло, что люди, вместо того, чтобы проходить лечение или плановый осмотр у себя, едут в республиканскую столицу? Всё очень просто: Карачаево-Черкесия постепенно привыкает к единому для России стандарту, когда все учреждения здравоохранения переходят в подчинение региону, минуя муниципальное образование. Именно реорганизация медицинских объектов (будь то территориальная поликлиника, больница, скорая помощь или аптека) открыла дорогу всем гражданам посещать практически любых врачей на общих основаниях.
С одной стороны, это позволило каждому человеку выбирать самостоятельно, где лечиться. Ни тебе специальных разрешений от главврача, ни обиваний порогов курирующих ведомств в поисках справедливости.
С другой, реорганизация повлекла за собой отток посетителей от сельских и районных учреждений здравоохранения. Теперь все стремятся приехать именно в Черкесск, так как здесь, по словам многих, «лучшие специалисты». Как итог – в республиканской столице ожидание своей очереди к врачу может затянуться на длительное время. Да и отношение к работе медиков на местах после подобных миграций вряд ли улучшится.
Но и это еще не всё. Дело в том, что реорганизация территориальных медицинских учреждений планировалась, в том числе, с целью оптимизации расходов, выстраивания чёткой вертикали управления. При таком раскладе у муниципальных образований изъяли статью расходов на медицину. Хотя, к примеру, в Черкесске благодаря городским властям удалось значительно обновить автопарк медицинских бригад скорой неотложной помощи, усовершенствовать материально-техническую базу многих объектов. Да и о жилищном вопросе медперсонала здесь никогда не забывали.
И вот всё это переходит на баланс регионального министерства здравоохранения. Нет, это тоже неплохо. Всё-таки в ведомстве трудятся профессионалы, многие из которых ранее на практике доказывали обоснованность своего дальнейшего карьерного роста. Речь о том, что муниципальные образования (город, аул, станица – не важно) не будут иметь никакого отношения ко всему, что годами улучшали и модернизировали. Да и возможности совершенствовать всё, что есть, теперь нет. Не положено. Регион и федеральный центр сами во всём разберутся. Но разберутся ли?
Артур МХЦЕ