Как известно, в связи с обстановкой борьбы с коронавирусом в большинстве российских регионов была ограничена деятельность гостиниц, санаториев и заведений общественного питания. По нашим сведениям, Союз туризма и гостеприимства направил премьер-министру Михаилу Мишустину письмо, с просьбой предоставить хозяйствующим субъектам данной отрасли субсидирование заработной платы сотрудников до 60 % от фактической, либо дать отрасли кредиты с нулевой процентной ставкой в размере полной заработной платы с возвратом, начиная с января 2021 г. до января 2023 г.
Своим мнением по этому вопросу поделилась кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института РАНХиГС Юлия Золотарёва:
— Предложенная мера будет выгоднее государству, чем выплата пособий по безработице, которая обойдётся бюджету в 62 млрд рублей. Кроме того, безработица приведёт к тому, что специалисты сферы сервиса и туризма начнут мигрировать в другие отрасли экономики, что противоречит стратегическому плану государства, где чётко сказано об увеличении дохода от туризма к 2024 году до $15,5 млрд. На заседаниях правительства РФ обсуждался вопрос увеличения экспорта услуг до $100 млрд. При этом доля туризма в общем объёме экспорта услуг не превышала до сегодняшнего дня 10 %. По данным Центробанка, в 2017 году совокупный доход от экспорта туристических услуг составил всего $9,7 млрд. Данный тезис подтверждает актуальность поддержки отрасли туризма, гостеприимства и сервиса со стороны государства.
Конечно, новые условия развития рынка требуют принятия креативных решений среди сообщества сферы сервиса, туризма и гостеприимства. Но заведения общественного питания могут ориентироваться хотя бы на получение дохода от кейтеринговых операций, обслуживая персонал стратегически важных предприятий, продолжающих работу в сегодняшних условиях. Или ориентироваться на незначительную референтную группу, желающую удовлетворить эксклюзивные гастрономические потребности с доставкой.
Сфера санаториев и гостиниц лишена этих возможностей. Понятно, что после пандемии и средства размещения (гостиницы, отели), и санатории найдут инновационные способы получения дохода, например, сдача в аренду нерентабельных площадей под коворкинг-центры или для проведения анимационных мероприятий масштабного характера, или возможен вариант открытых для прохожих лобби-баров.
Сейчас в условиях стагнации рынка потребители услуг сферы гостеприимства и туризма подтверждают необходимость сохранения этой отрасли, поскольку это не только отдых и развлечения, а незабываемые эмоции, впечатления, знакомства, познание новой культуры и традиций, развитие толерантного общения среди народов мира.
«Терские ведомости»
по материалам Северо-Кавказского института РАНХиГС