Человечество в XXI веке немыслимо без роботов. Они работают везде: как у нас дома, так и в космосе. Также в военной промышленности, медицине, во всех отраслях производства, образования и т.д. Для создания механизмов, оживлённых компьютерным интеллектом, необходимо новое поколение инженеров. Один из способов повысить престиж инженерных профессий и поддержать талантливую молодежь – Всероссийский робототехнический фестиваль «РобоФест».
«РобоФест» в 2017 году – крупнейший в Европе и один из крупнейших в мире фестивалей, ежегодно собирающий лучших участников научно-технического творчества в возрасте от 6 до 30 лет, которые представляют свои уникальные разработки.
Первый «РобоФест» состоялся в 2009 году, он же является частью программы «Робототехника», цель которой – помощь в формировании инженерно-технической базы для российских предприятий.
«РобоФест» – это площадка не только для соревнований по робототехнике, но и для учебной, игровой и развлекательной программ, презентаций, мастер-классов, интерактивных лекций. В рамках фестиваля традиционно организуются деловая программа, конкурсы для партнёров и ресурсных центров, проводятся экскурсии для школьников.
Северная Осетия также вносит свой вклад в воспитание специалистов по роботехнике, а они, в свою очередь, демонстрируют свои способности на фестивале «РобоФест». Причём успешно.
К примеру, на фестивале «РобоФест», состоявшемся 15-17 марта 2017 года в столице России, участвовали ученики Северо-Осетинского центра одарённых детей и юношества «Интеллект». В центре ведётся обучение по нескольким направлениям, в том числе изучается и робототехника.
Ученики центра заняли призовые места на фестивале. Мы решили пообщаться с их руководителем – преподавателем дополнительного образования и по совместительству заместителем директора по информационно-коммуникационным технологиям центра – Александром Кучугурным.
– Александр Валерьевич, расскажите немного о деятельности центра.
– Задача нашего объединения – раннее самоопределение подрастающего поколения. Направление «робототехника» в центре появилось в 2013 году. Его цель – развитие технических навыков у обучающихся, а так же научно-исследовательская деятельность, в ходе которой ребята пытаются найти способы решения задач, которые стоят перед обществом. Часто они настолько увлекаются процессом обучения, что забывают о проведённом времени, и мы задерживаемся намного позже окончания рабочего дня. А когда я устаю и хочу идти домой, мне буквально приходится их выгонять.
– Вам кто-то предложил поехать или это была собственная инициатива?
– Это самое крупное мероприятие по образовательной части робототехники в России, поэтому все, кто работает в данном направлении, знают о нём, а также о сроках и условиях участия. Чтобы попасть на это мероприятие, вначале необходимо пройти региональный уровень в Краснодаре, это соревнование называется «Робофест-Юг». Там наш центр представил две команды, из которых одна заняла третье место, а другая – второе. В Москве была большая конкуренция, поэтому победила лишь одна команда.
– А что представила выигравшая команда на конкурс?
– Команда «Новаторство» в составе Даниила Лесь и Эрнеста Бадалова победила в номинации «Инженерный проект», по направлению «Службы аэропортов», тема проекта – «Автоматизированная система предполётного досмотра пассажиров и багажа». В результате – диплом III степени, медаль и книга. Но для детей, я удивлён, важнее проявить себя, заявить о своих достижениях.
– На Ваш взгляд, насколько сейчас дети интересуются техникой, работами в этой области?
– Они не просто интересуются, а живут этим. Мне кажется, что, если была бы возможность, они жили бы у нас в центре. Ребята просят заниматься в выходные, и если у меня появляется возможность, мы с увлечением проводим дополнительный день с ними.
У каждого из них очень живой и взрослый ум. Вот сидишь с кем-нибудь из них, общаешься, дискутируешь и возникает ощущение, что общаешься с взрослым человеком. Иногда я не понимаю, кто из нас старше. Их любят учителя, они добиваются многого в обучении, но некоторых из них не понимают сверстники. И мы, преподаватели дополнительного образования, должны дать им рост, а точнее: не мешать им развиваться, поддерживать их на пути. В обучении их просто нужно немного направлять.
Я нигде, кроме как в центре, не видел, когда ученик тянет из тебя информацию, и ты уже боишься стать ему неинтересным, поскольку сам не успеваешь самообразовываться. Или же глубина твоих знаний недостаточна, поэтому сидишь вечерами и развиваешься сам, потому что понимаешь, что им нужна новая порция «информационной пищи». И в очередной раз убеждаешься, что за такими детьми – будущее России.
Ирина САХАНСКАЯ