Живёт в Республике Ингушетия в селе Экажево талантливый, незаурядный, скромный и высоконравственный человек, художник и дизайнер – Танзила Марзаганова. Хочется рассказать об этой удивительной девушке.
Художественное мастерство пришло к ней с детства, ещё со школы, с конкурсов «Я рисую на асфальте». В Ставропольской средней школе №1 подобные мероприятия проходили регулярно, и каждый раз Танзила становилась победителем. А ещё она активно участвовала в художественной самодеятельности. Девочка никогда не брала ни у кого никаких уроков и перед ней не было никаких пособий для рисования. Свою природную способность к этому Танзила развивала постоянно. Её настойчивость и работоспособность порой удивляла близких людей.
В творческую среду ученица 9 класса окунулась уже в Назрани, посещая лекции известного ингушского художника Хож-Ахмеда Имагожева. Мастер часто рассказывал о древних аланах, амазонках, башнях. Всё это впоследствии было отражено в работах Танзилы Марзагановой. Во время учёбы в университете в Ставрополе девушка начала писать картины маслом. Это творчество, надо сказать, принесло свои дивиденды. Вырученными от продажи картин средствами был оплачен учебный процесс. В то время Танзила обрела круг почитателей её таланта. Это послужило стимулом для продолжения творчества.
Переломным в судьбе Танзилы Марзагановой стало знакомство с ингушским производителем изделий из рыбьей кожи, разработчиком уникальной технологии выделки морского сырья Ахмедом Шадиевым. С ним девушку познакомил деятельный и болеющий душой за творческих людей человек – директор назрановского культурно-просветительского центра «Арт-Бос» Курейш Евлоев. Ахмед Шадиев предложил Танзиле работать с кусочками рыбьей кожи по мозаичной технологии. Фрагменты сырья, складываясь, как в детском пазле, в нечто цельное, превращаются в картину. Ранее в этой манере с рыбьей кожей никто не работал. Обычно применяли технику коллажа, то есть накладывали шкурки друг на друга. «Работа эта кропотливая. Проводятся контуры по ткани и стеклу. Очень тяжело подбирать цвета. Ахмед Шадиев окрашивает своё сырьё в пять тысяч оттенков различных цветов. Шкурки рыб необходимо растягивать, выравнивать и затем аккуратно клеить», – поделилась с нашим корреспондентом Танзила Марзаганова.
Первый успех к девушке пришёл в Москве на Неделе высокой моды, куда она приехала с Ахмедом Шадиевым по приглашению знаменитого кутюрье Валентина Юдашкина. Её картины «Две башни на скале» и «Всадник» произвели настоящий фурор и были успешно проданы. Но наиболее насыщенным выдался 2012 год. В начале года работы талантливой ингушской художницы были выставлены в Кремле в рамках фестиваля культуры народов Кавказа, а затем радовали глаз во время Дней Ингушетии в Государственной Думе. Картины «Лейми» и «Керби» пополнили собрания коллекционеров. А в конце года – Казахстан и Бельгия. В Астане, Алма-Ате, Антверпене работы Танзилы Марзагановой были представлены на выставках. Картину «Вовнушки» и несколько других с удовольствием приобрели почитатели изобразительного искусства. В Европе восемь полотен пополнили частные коллекции. А картина «Эгикал» заняла достойное место в постпредстве Российской Федерации в Королевстве Бельгия.
Танзила Марзаганова мечтает о персональной выставке, выезжает в горный Джейрахский район, где черпает вдохновение. Талант девушки многогранен – она пишет картины маслом, в том числе портреты, складывает их из камушков, создаёт изделия из гипса, делает эскизы нарядов, орнаментов для художественной ковки, работает с деревом, оживляет коряги, создаёт мозаику, пишет стихи. Порой материал для своих работ художница находит на берегах речушки Кенч, которая протекает рядом с её домом. Танзила Марзаганова трудолюбива, терпелива, начатое дело доводит до конца, чувствительна и ранима, умеет страдать, ничего ни от кого не требует, а больше воздаёт и отдаёт. Она своими добрыми делами сеет среди людей добро, способствует духовному развитию человека, обогащает его душу, прививает нравственность.
Павел ЦОРОЕВ
Регионы | Магас и Республика Ингушетия |