Как говорится в одной из легенд, родоначальник фамилии Сохиевых – Сох из Урсдонского ущелья – во время охоты облюбовал красивые места на левом берегу реки Ардон и решил там поселиться.
По преданию, пересказанному Дзаххотом Сохиевым, в те далёкие времена местность современного Верхнего Мизура принадлежала ногайцам. Сохиевы также заявили на неё свои права. Чтобы не пролилась кровь, было решено устроить борцовский поединок, победителю которого отходила земля в полное владение. Ногайцы выставили своего силача. Сох же, подметив как-то, как его невестка, отодвигая телёнка от вымени коровы, взяла того за ногу и перекинула через забор, принял решение облачить девушку в мужскую одежду и выставить её на поединок. Девушка с лёгкостью одолела своего соперника, и осрамлённые ногайцы были вынуждены уступить землю Соху, которую он назвал в честь своего отца Мизуром.
Если учесть, что Мизур был основан приблизительно в середине XVI века, то вышеприведённые события можно отнести к тому периоду времени. Косвенно в пользу версии основания Мизура Сохом говорит и то, что Сохиевы в селении занимали высокое положение. Их дома располагались на возвышенности, в самом престижном месте. Рядом на крутом отроге, на огромном скальном выступе, располагалась боевая башня Сохиевых.
Со слов Нины Сохиевой, жительницы посёлка Мизур, скальное образование под башней было в форме огромного орла, смотрящего вниз на ущелье. На орле и под ним располагались три фамильных святилища. На голове – Тутыры кувæндон, в честь покровителя волков, одного из главных небожителей в осетинском пантеоне. На левом крыле – Фæлвæрайы кувæндон, в честь покровителя домашнего скота. Под орлом, в пещере – Сафайы кувæндон, в честь покровителя домашнего очага и надочажной цепи.
Сафайы кувæндон было главным святилищем Сохиевых. По обеим сторонам от него находились две деревянные пристройки: Губийы уат и Бзæйы уат. Первая была сооружена в честь Губи, легендарного представителя Сохиевых, прославившегося большим ростом и огромной физической силой. Вторая пристройка была посвящена Бза Сохиеву, одному из первых осетин, отправившемуся на заработки в Канаду. Бза побывал во многих странах мира и вернулся обратно в Мизур человеком с широким кругозором, что вызывало уважение у односельчан.
Ещё одно фамильное святилище Сохиевых располагалось на окраине Верхнего Мизура и называлось Сау Уацилла дзуар. Оно было посвящено покровителю земледелия и урожая, громовержцу и повелителю бурь.
Среди всех святых в осетинском пантеоне Сафа считался главным у Сохиевых.
По рассказу Таймураза Бтемирова, племянника Сохиевых, фамилия в Мизуре обладала сундуком Сафа, в котором хранились священные реликвии: девять бусин, размерами с куриные яйца, старинное издание Библии, золотой крест, которым освящалось молоко, золотые столовые приборы и посуда. В течение года эти священные предметы хранились в сундуке Сафа в доме сперва у одной семьи, затем передавались другой. Во время церемонии смены дома выносился крест с сундуком Сафа и совершался крестный ход. Никто, кроме Сохиевых, не имел права находиться рядом. Представители других фамилий должны были сидеть по домам и даже не показываться на улице. Сохиевы шествовали в белых одеяниях по чисто вычищенным дорогам. Во время этого сакрального действа проводилось гадание по бусине. Мутный цвет предвещал для фамилии нехороший год и даже возможную потерю среди членов рода. Сияющая бусина означала благоприятный период. Затем Сохиевы устраивали фамильный пир.
Хранители сакральных предметов в течение года должны были соблюдать определённые ритуальные правила. Нарушителей, как считалось, должна была постигнуть небесная кара. Один из таких случаев произошёл с Дзаххотом Сохиевым в возрасте от 4 до 7 лет. В том году в его семье хранился сундук Сафа. Как-то на крыше его дома расстелили свежеснятую шкуру лошади, что было под табу. Мальчик в тот же день перестал видеть. Отец Дзаххота отправился к народному целителю Хаиру Дудиеву в селение Быз. Осмотрев мальчика, тот сказал, что ничего сделать не может, потому что причина недуга находится в их доме в Мизуре. В тот же день шкуру лошади поспешили убрать – и к Дзаххоту вернулось зрение.
По воспоминаниям Сослана Сохиева, жителя селения Верхний Мизур, другой подобный случай произошёл с подростком из фамилии Зангиевых, который без спроса взял у Сохиевых священную золотую ложку из сундука Сафа. Через несколько дней мальчик ослеп. Его мать, прознав про кражу, поспешила вернуть ложку обратно и устроить кувд. После этого к подростку вернулось зрение.
Сохиевы никогда не участвовали в забое свиней, так как этих животных мизурцы, так же, как и другие осетины, никогда не приносили в жертву. К тому же, кто-то из фамилии в давнишние времена отравился свининой, и с тех пор Сохиевы не употребляли это мясо в пищу. Так как в Верхнем Мизуре располагается большое количество святилищ, в селении перестали разводить свиней не только Сохиевы, но и другие фамилии.
Испокон веков Сохиевы являлись хранителями и продолжателями духовных ценностей Мизурского общества. Но со временем традиции стали забываться, святилища – оскверняться. Последним хранителем реликвий Сохиевых был Бза. После того, как одно из святилищ Сохиевых в XX веке пострадало от местного пастуха, загнавшего в него скот, Бза решил закопать сакральные предметы в неизвестном месте со словами, что нынешнее поколение осетин не проявляет к ним должного уважения. Позднее реликвии были найдены у него в доме, после чего бесследно пропали.
По архивным сведениям XIX века, приведённым в книге профессора Руслана Бзарова, Сохиевы в Мизуре занимали привилегированное положение. В селении их насчитывалось 8 дворов. Они имели 6 семей кавдасардов и более 25 холопов. Для алагирских обществ это было нехарактерно.
В XIX – начале XX вв. Сохиевы из Мизура стали выселяться на равнину. Основная часть переселенцев обосновалась в Салугардане (ныне Алагир), меньшая – в Зилахаре, Црау, Ардоне, Христиановском (ныне Дигора) и Фалдоне.
С основанием Зилахара связана старинная легенда о Сохиты Лохе. Он был знаменитым охотником и обладал огромной физической силой. Как-то раз он отправился охотиться на оленей и сам не заметил, как очутился на поляне Зилахар. Местность ему понравилась, и он, построив шалаш, решил на ней обжиться.
Поляна Зилахар и окрестные земли в то время принадлежали одному из кабардинских князей. Прознав про незваного чужака, занявшего его земли, князь решил сам посмотреть на Лоха. Подъехав к поляне Зилахар, князь со своими людьми повстречал могучего человека, возвращавшегося с охоты. На одном плече он нёс оленя, на другом – бревно для костра. Силачом оказался Сохиты Лох.
Охотник остановился, поздоровался с князем за руку и пригласил в свой шалаш. Кабардинец с удовольствием принял приглашение. Лох угостил гостей олениной, после чего князь, поражённый необыкновенной силой охотника, решил подарить тому всю местность Зилахар.
Именно поэтому, считая поляну Зилахар своей, в 1887 году вместе с односельчанами из Мизура и переселенцами из Суларта и Гусойта Сохиевы на севере Алагирского ущелья, между реками Цраудон и Мастидон, основали селение Зилахар. К сожалению, люди не учли, что царские власти, не признавая права мизурцев на данную территорию, были против этого переезда. Поэтому в 1909 году начальник Терской области предписал выселить осетин из селения, а их жилища разрушить. Приказ был исполнен, но в 1912 году зилахарцы вернулись обратно, отстроив дома заново.
Массовому переселению Сохиевых способствовало и сильное землетрясение, случившееся в 1922 году. Стихийное бедствие разрушило многие дома сельчан. Не пощадило оно и башню Сохиевых, которая сильно пострадала. Позднее местные жители, к сожалению, разобрали памятник архитектуры по камням.
По рассказу Нины Сохиевой, часть Сохиевых переселилась в Закавказье в место, богатое уникальными минеральными источниками. Обосновались они на территории современной Южной Осетии, на правом берегу реки Паца. Селение назвали Сохита (ныне Сохта). Спустя какое-то время почти все Сохиевы покинули это селение, перебравшись в Грузию. От них пошли несколько грузинских фамилий: Сухиташвили, Сухишвили, Сухиашвили и др. Некоторые грузины до сих пор помнят о своём осетинском происхождении.
Некоторых мизурских Сохиевых переписали на грузинский лад, и они стали называться Сухиевыми. Так произошло с Сохиевыми, переселившимися в селение Мна Трусовского ущелья. Позднее, в советское время, все Сухиевы из Мна переселились в селение Чермен Пригородного района Северной Осетии.
В основном Сухиевы были священниками в сельских церквях Ардона, Мна, станицы Черноярской. Самый известный представитель – это выдающийся священник, миссионер и просветитель Михаил Сохиев-Сухиев, являющийся одним из основателей Ардонской духовной семинарии. По одним документам он значится как Сохиев, по другим – как Сухиев. У него была родная сестра Кызмыда, знаменитая тем, что являлась мачехой Коста Хетагурова. Её фамилия не подверглась изменению, и в девичестве она носила фамилию Сохиева.
После присоединения Осетии к России многие Сохиевы-Сухиевы стали священнослужителями. Помимо Михаила, история сохранила память о таких духовных служителях, как Гавриил (отец Михаила), Харитон (протоиерей, родился в Мизуре, служил в Вольно-Христиановском), Александр (учитель Салугарданской церковно-приходской школы), Соломон (по-осетински – Тасолтан, священник из Верхнего Мизура) и Кырым (священник из сел. Мна Трусовского ущелья).
От Сохиевых берут своё начало несколько других осетинских фамилий.
По преданию, записанному в 1992 году со слов 88-летнего Цара Мхциева, в середине XVIII века Мхци Сохиев жил в родительском доме в Верхнем Мизуре, когда произошло событие, в корне изменившее его судьбу.
В те времена мальчиков-горцев нередко похищали терские казаки. Случилось так, что Мхци в юношестве насильно увезли в станицу Павлодольскую. Казаки решили отдать ему в жёны одну из своих девушек и тем самым принудить его навсегда остаться у них.
Первые дни юноша находился под бдительной охраной и ему не удавалось покинуть станицу. Но через какое-то время, улучив момент, Мхци сбежал. На его поиски были отправлены казаки, взявшие под контроль близлежащие дороги. Юноша понимал, что рано или поздно его всё равно найдут и вернут к невесте: местные власти всегда защищали интересы станичников. Поэтому он решил откупиться.
Эта история приключилась в 1763 году, когда русские миссионеры, обращая горцев к христианству, отправляли осетин на паломничество в православную церковь, к тому времени построенную в Моздоке. К одному из таких караванов и присоединился Мхци под видом батрака, чтобы в безопасности добраться до места. Приехав в Моздок, он первым делом явился к павлодольским станичникам и заплатил за своё освобождение имевшимися у него деньгами. Казаки, восхищённые его смелостью, отпустили парня с миром.
Когда возмужавший Мхци вернулся домой в Мизур, в живых он застал лишь своего родного младшего брата Гагула и сводного брата по отцу – Хосдзау. Их земли были самовольно захвачены соседями. Как рассказал в 1993 году 65-летний Владимир Мхциев, Мхци, не желая терпеть подобную несправедливость, попытался выдворить непрошеных гостей со своей земли, но из этого вышла лишь кровавая ссора, в ходе которой погиб один из вероломных соседей. Родственники убитого, как водилось в старину на Кавказе, желая отомстить, стали преследовать обидчиков и трём братьям – Мхци, Гагулу и Хосдзау – пришлось навсегда покинуть родительский дом в Мизуре.
Хосдзау бежал в Дзинагу. Там он поселился и, чтобы кровники не смогли его отыскать, сменил свою фамилию на Хосдзауты (дигор. Хуасдзаути, рус. Хасцаев). Двое других братьев, Мхци и Гагул, перебрались в соседнее Куртатинское ущелье и укрылись в доме Гутновых в селении Дзивгис. Затем братья перебрались выше по ущелью, обосновавшись в двух соседних селениях Кадат и Цимити. Они сменили фамилию отца на, соответственно, Мхциаты (рус. Мхциев) и Гагуылаты (рус. Гагулов). Так как братья принадлежали к богатому и знатному роду, на первых порах деньги у них имелись. Мхци построил родовые башни: полубоевую с хозяйственными сооружениями в Кадате и боевую в Цимити.
Вероятно, осетинское имя Мхци происходит от абазинской фамилии Мхце. Сохиевы были знатной и могущественной фамилией. Обосновывая своё высокое происхождение, сами Сохиевы в 1859 году в прошении в комитет по разбору личных и поземельных прав туземцев Военно-Осетинского общества написали, что происходят от Цахила, внука последнего осетинского царя Ос-Багатара из рода Царазонтæ. В Мизурском обществе, к которому они принадлежали, многие влиятельные фамилии вели своё происхождение от Цахила, поэтому браки между ними запрещались. Сохиевы брали себе в жёны девушек из соседних знатных фамилий Осетии, Грузии, Кабарды и других регионов Кавказа.
Вероятно, матерью Мхци и Гагула являлась девушка из княжеской абазинской фамилии Мхце. Этот род ведёт своё начало из абазинского селения Мхц, расположенного на берегу одноимённой речки на территории современного Гальского района Абхазии. Поэтому старшего сына назвали в честь материнской родни.
Существует также другая русифицированная форма фамилии Мхциатæ – «Махциевы». Она появилась в 1930-х гг. в Таджикистане, где служил в Объединённом государственном политическом управлении (ОГПУ) Цара Мхциев.
Таджики видоизменили фамильное имя «Мхци» («Мхси») на «Максум». Это прозвище так прочно закрепилось за Цара, что впоследствии к его фамилии чиновники добавили букву «а». Так родилась новая фамилия Махциевых. В 1945 году Цара с детьми переехал на работу в Моздок. Позднее к нему присоединился его троюродный брат Батырбек (Борис) и другой близкий родственник Астемур, потомки которых уже по документам стали Махциевыми.
Во время переселения осетин на плоскость вместе с другими куртатинцами в середине XIX века Мхциевы переселились в селение Кадгарон, Гагуловы – в Кадгарон и в Суадаг. Хасцаевы из Дзинаги перебрались в Вольно-Магометановское (ныне Чикола).
После трагических событий, заставивших трёх братьев уехать из Мизура, Хосдзау навсегда потерял связь с Мхци и Гагулом, оказавшимися в Куртатинском ущелье. Потомки братьев стали носить уже другие фамилии, и до настоящего времени куртатинцы Мхциевы и Гагуловы не знали о своём родстве с Хасцаевыми.
Гагуловых из Суадага царское правительство включило в сословие узденей I степени. По сведениям доктора исторических наук Нины Махциевой, найденным в Центральном государственном архиве Северной Осетии, памятуя о своём знатном происхождении, Мхциевы также подали прощение о переводе их в разряд аристократов.
Сохиевы были причислены к сословию узденей. Испокон веков они выполняли обрядовые и культовые функции осетин Мизурского общества. В Мизуре же находился и родовой ныхас всех потомков Цахила и Кусагона.
Сергей АЛАГАТЫ
г. Владикавказ
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |