Но что делать, если гости республики, по некоторым причинам (незнание менталитета, основные правила поведения в определённых местах и дресскод, принятые в обществе) могут допустить некоторые промахи? А может, промахов и вовсе нет? Недавно осетинские паблики в сети Интернет взорвались обсуждением известной девушки-блогера, которая по мнению многих пользователей, оскорбила местные достопримечательности своим внешним видом и провокационной позой на фотоснимках.
Позже по сети разлетелась фотография, где другая туристка посетила святое место, куда женщинам вход закрыт. В комментариях пользователи выразили своё недовольство, а некоторые даже перешли на оскорбления девушек. И если возмущение некоторых жителей Осетии фактом посещения туристки святилища Реком можно объяснить и понять, ситуация с обсуждением в сети Кристины Шелест — на грани абсурда. Многие недоумевают — подобную одежду, в которой блогер сфотографировалась возле древней башни, одевают и местные девушки, увидеть местных красавиц можно и в более открытой и облегающей одежде, почему фотографии вызвали такой ажиотаж — непонятно.
«В данной ситуации обнажились две проблемы: первая — жители Осетии не хотят жить и работать в горах, из первой плавно вытекает вторая — в заброшенных сёлах некому следить за порядком и делать замечания. Если относиться к путешественникам, как к гостям, то и они будут уважать нас, как хозяев, и соблюдать наши требования. Если же мы относимся к гостям республики, как к туристам, то отношение к нам будет, как к обслуживающему персоналу.
На мой взгляд, не стоит делить людей на «своих» и «чужих», правила поведения должны быть одинаковыми для всех. И если местные девушки носят и мини-юбки, и шорты, почему внешний вид приезжей девушки так взволновал население. А по поводу святилищ считаю, что, в первую очередь, им нужно придать правовой статус, соответствующим образом их оформить, облагородить и следить за ними, как следят за храмами и мечетями. Стоит задуматься — если человек посещает эти места с целью познания местной культуры, имеем ли мы право это запрещать»? — считает член общественного Совета по туризму, индивидуальный предприниматель Сергей Селезнёв.
Многие пользователи встали на защиту девушки, посетившей Реком, аргументируя это тем, что, скорее всего, у неё не было злого умысла, к тому же, святые места, куда вход женщинам издревле был запрещён, посещают и местные представительницы прекрасного пола, к примеру, Рощу Хетага.
«Первое письменное упоминание о Рекоме относится к 1780 году в донесении Астраханскому епископу о том, что в селении Цей находится церковь красного дерева, называемого «не гниющим», посвящённая Троице, якобы в ней есть росписи и некие иконы с грузинскими надписями. Исторически же это святилище связывают с именем Ос-Багатара — известного военачальника Средневековой Алании, который противостоял монголам и грузинским правителям.
В частности, по одной из легенд, в Рекоме хранился шлем Ос-Багатара. Реком — памятник традиционных верований осетин, которые тесно переплелись с христианством, поэтому и христианские церкви и часовни зачастую строились на намоленных местах, где существовали традиционные осетинские святилища. Реком посвящён святому Уастырджи. Это мужское святилище и женщины туда не допускались.
Неподалёку от Рекома есть женское святилище — Мады Майраем, куда ходили женщины. Мужские святилища женщинам посещать было нельзя, табуированные для них были и многие имена святых. Нельзя было устраивать застолья в святых местах, употреблять алкогольные напитки, курить табак, использовать нецензурную лексику. Сейчас эти законы зачастую нарушаются — в святилищах устраивают застолья, приносят алкогольные напитки, женщины стали посещать мужские святилища — к примеру, ещё в 1980-х годах для женщин Роща Хетага была закрыта, а мужчины, посещая это святое место, снимали обувь», — рассказал научный сотрудник археологической экспедиции СОГУ Борис Караев.
Споры в сети спровоцировали новый запрос общества — формирование свода правил для туристов и оснащение местности информационными стендами для приезжих. Об этом высказались многие представители различных организаций, а министр национальных отношений РСО-А Аслан Цуциев призвал представителей туристической сферы объяснять туристам, в каком виде следует посещать святые места.
«Мы, конечно, будем работать и объяснять, как посещать наши святые места туристам, но часто это выносится в социальные сети как негатив, и та работа, которая идёт по привлечению туристов, нивелируется такими обсуждениями. Подобные посты в социальных сетях приводят только к негативу. По основным туристическим маршрутам, которые мы утвердили, объектов традиционных верований нет. Включать их в маршруты мы не рекомендуем, но запретить посещать их мы не можем.
Если туристическую группу сопровождает гид, то он понятно и доходчиво объясняет туристам — что можно, а что нельзя. Но есть и туристы, которые передвигаются автономно, без сопровождающих лиц. Зачастую такие туристы пренебрегают правилами посещения определённых мест, хотя по этим маршрутам установлены информационные щиты.
Совместно с туроператорами и турагентствами мы стараемся привлечь туристов в нашу республику, а пользователи социальных сетей, которые адресно пишут негатив гостям республики, только отталкивают потенциальных туристов», — высказал свою позицию врио председателя Комитета по туризму Северной Осетии Заурбек Кодзаев.
Из всех дискуссий, посвящённых теме туристов, можно сделать вывод о том, что вопросы — что можно делать на территории Осетии, а чего делать нельзя — крайне болезненные для местного населения. А болезненные они потому, что жители республики и сами нередко нарушают негласные правила поведения. То, что считалось недопустимым ещё несколько десятилетий назад, сейчас никого не удивит. Это касается и внешнего вида, и культуры поведения. Так, может, нам стоит собственным примером показать гостям республики, как правильно вести себя в Осетии, как одеваться, какие места и кому можно посещать? А перепалки в сети могут привести только к одному — оттоку туристов и отторжению нашей культуры.