Красиво? Конечно, но только на бумаге. На самом деле всё гораздо скромнее, вернее, никак, потому что для глаз и обоняния простого обывателя ничего не изменилось. Ознакомившись с федеральным законом №89, он понимал, что кто-то должен прийти, да не просто кто-то, а лучший, по конкурсу, и взять на себя все хлопоты по обращению с ТКО в республике, опираясь на современные технологии. Но никакого переворота, ни в экологическом, ни в техническом плане, пока не замечено: всё по старинке.
Чиновники тему мусора публично не комментировали, первые два месяца года не было понятно и с оплатой. В марте, наконец, озвучили единый тариф: 306,3 рубля за 1 куб. м — без НДС и 367, 56 рубля — с НДС. Так как с нового года всё облагается возросшим до 20% НДС, то за основу берётся вторая цифра. В итоге «собственник отходов» (ввели и такое понятие: раньше отходы были вроде как ничьи, а теперь у них появился хозяин) во Владикавказе платит 67 рублей в месяц, исходя из норматива накопления ТКО — 2,2 кубометра в год на одного человека, в районных центрах — 55 рублей в месяц (1, 8 кубометра в год), в сёлах — 45 рублей в месяц (1,5 кубометра в год).
Надо отдать должное, что республика сделала всё, чтобы минимизировать риски и дать минимальную нагрузку на потребителя. Убедиться в этом просто, сравнив с тарифами в других регионах. Но всё равно любое повышение цен и тарифов бьёт по карману. И не только по североосетинскому. Известно, что Государственная Дума РФ на ближайшей сессии должна рассмотреть фактор повышения тарифа на уровень НДС с целью его нивелирования. Также регионы должны наделить правом установки для регионального оператора нулевого налога на прибыль. Данные меры необходимы для того, чтобы снизить тариф, видимо, народ «не тянет». Идея есть, проект есть, но решения пока нет.
Есть ещё одна любопытная цифра, рост которой не поддаётся даже простой логике. Норматив накопления ТКО вырос с 1,8 до 2, 2 кубометра в год. Откуда вдруг? Граждане стали больше потреблять различных товаров, выбрасывая упаковку и прочую обёртку? Да нет, потребительский спрос вовсе не вырос, как не выросли и реальные доходы населения, напрямую зависящие от «живее всех живых» инфляции. Интересно было бы услышать доводы разработчиков столь «оптимистичного» документа.
Замалчивание и невнятность ситуации с мусором отразилась на платежах: люди не спешат нести свои деньги в кассу. Хотят, если уж тариф вырос, понимать, за что они должны добавить к существующему платежу (45 рублей с человека в 2018 году) ещё 22 рубля. На улицах городов и сёл никакого регоператора с современными технологиями не видно, даже разъяснительной работы «на пальцах», и той нет.
Затаились и предприниматели. Тоже договора не заключают, и это, несмотря на то, что, в соответствии с КоАП, штраф за несвоевременное заключение договора составляет от 50 до 150 тысяч рублей. По словам министра ЖКХ, топлива и энергетики РСО-А МайранаТамаева, платёжная дисциплина низкая: за первый квартал в зоне №1 (вся территория Северной Осетии, кроме Моздока) собрано всего 4 млн рублей — 15% от должной суммы. А в зоне №2 (Моздокский район) всё наоборот: там платежи достигают 80%, как впрочем, и по капитальному ремонту. Вообще, Моздокский феномен давно пора изучать и распространять на всё остальное население республики.
Уточним, в Моздоке действует региональный оператор «Чистый город», руководит которым Александр Беляков, местный житель. А вот всю остальную территорию от мусора взялось очищать и защищать малоизвестное ООО «Эко–Альянс», и не с потолка, а выиграв тендер. Остаётся только догадываться, куда же исчезли все те иностранные компании, красиво говорившие и подтверждающие свои слова ещё более красивыми слайдами на презентациях в Доме правительства.
Ну, что ж, просим любить и жаловать. «Эко-Альянс». Хотя пока больше жалоб, чем любви. Если жители просто не платят, и в их квартиры пока никто не стучит, то предпринимателей раз в месяц посещают, как они говорят, представители «Эко-Альянса» и заявляют для оплаты некие суммы, основываясь якобы на договор, но без наличия того самого договора в печатном варианте. Предприниматели недоумевают и пишут письма на адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей РСО-А Тимура Медоева. Поэтому он и председатель Торгово-промышленной палаты в Северной Осетии Казбек Туганов стали инициаторами брифинга, куда пригласили предпринимателей, представителя МинЖКХ Игоря Портнова, руководителей общественных организаций, регионального отделения ОНФ, журналистов и, собственно, заместителя генерального директора ООО «Эко–Альянс» Ацамаза Гатиева.
Все согласились, что реформа направлена на благое дело, но перекосов предостаточно. Каких? Прежде всего ценообразование. И даже не столько из-за повышения, сколько из-за невнятной информации и разночтений. К примеру, почему у предпринимателя Владимира Цаболова, как он сам озвучил на брифинге, в январе просили 2050 рублей перечислением, в феврале — 2000 рублей, но наличными, а в марте цена упала до 1000 рублей? А за какой мусор должен платить фармацевтический бизнес, если, по словам его представителя Лейлы Касумовой, отходы — только чеки покупателей? Гатиев, позиционируя свою компанию, как максимально открытую для общения, предложил разобраться с каждым конкретным случаем, но предупредил от излишних заблуждений: если предприниматель волокитит с подписанием двустороннего договора, то это вовсе не значит, что он сэкономит средства: счёт идёт с 1 января 2019 года, как и для физических лиц. Что касается тарифов, то, по словам «Эко-Альянса», Республиканская служба по тарифам их сократила в 2 раза, и думать сейчас о какой–либо прибыли не приходится: главное — наладить работу.
Но Тимур Медоев настаивал, что цифры, выросшие от 5 до 10 раз, не устраивают бизнес. Поэтому служба Уполномоченного вынуждена обратиться в УФАС по РСО-А с просьбой — проверить обоснованность установления нормы накопления ТКО на территории республики и единого тарифа на услугу регоператора. Также, по его мнению, необходимо усилить разъяснительную работу, чтобы не допустить роста социального напряжения и финансовой нагрузки на предприятия. Телефон горячей линии для предпринимателей, по которому можно позвонить и выяснить все вопросы — 70-08-82.
Ещё один обсуждаемый вопрос: почему тариф для торговых центров считают исходя из общей площади, а не из торговой, как того требует законодательство? Ведь, в конечном счёте, издержки лягут на покупателя. Монополия в лице регоператора, по сути, нивелирует рыночные механизмы: выбирать-то не из кого. А значит, вся схема должна работать чётко, без сбоев, по закону, не допуская двойных платежей, которые тоже зафиксированы с приходом нового порядка. Правда, к счастью, пока в других регионах.
«Чтобы избежать казусов с двойной оплатой, платите контрагенту — ВИРЦ или Почте России, с кем ВИРЦ имеет договорные отношения», — рекомендовал Гатиев. Парируя вопросы журналистов, намекающих на малую активность компании и использование ею сотрудников прежних подрядных организаций и старого полигона, он уверял, что компания пришла всерьёз и надолго, и об этом свидетельствует Соглашение с Министерством ЖКХ.
Понятно, что переходный период — сложный для любой компании, и квартал — это, наверное, не тот временной срок, когда надо подводить итоги и делать выводы о возможности дальнейшего сотрудничества. Но совершенно непонятен один факт, являющийся ключевым для потока инвестиций от компании для строительства технопарка, поставки техники в регион и прочих доказательств, что «всерьёз и надолго».
Гатиев в ходе беседы не раз упоминал, что «точка захоронения на стадии урегулирования». Имеется ввиду площадь для строительства нового полигона. Но есть и другая информация: Майран Тамаев недавно озвучил, что земля площадью 24 га для строительства нового полигона выделена недалеко от старого. Впрочем, эта площадка упоминалась и ранее. Так почему «Эко–Альянсу» сие не известно? Или же это своего рода аргумент для отсрочки по каким–либо причинам вложения собственных средств, и немалых, исходя из опыта других регионов? Впрочем, Ацамаз Гатиев подчеркнул, что строительство завода не входит в сумму платежей населения. Тогда в чём причина такой нерешительности? Кстати, мощности будущего технопарка тоже не были обнародованы. Вопрос, что называется, повис в воздухе.
Подводя итог встречи, Казбек Туганов отметил, что все вопросы — обоснованные, и граждане имеют право знать о бизнес-планах и инвестпрограммах монополиста. И подчеркнул, что разговор не окончен и будет продолжен в формате экспертного заседания с изучением документов. Пока же до получения полной ясности ситуации, публикуем телефон горячей линии регоператора — 29-01-03.
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |