В советское время предприятия ОПК составляли существенную часть промышленного сектора Северной Осетии. На «почтовых ящиках» трудилось более 30 тысяч человек: инженерно-техническая интеллигенция и высококвалифицированные рабочие. Государственные заказы и отлаженные производственные связи обеспечивали бесперебойную работу заводов и, как следствие, стабильную зарплату. За идейность, мораль и социальные блага отвечали партия и профсоюзы.
Постперестроечные процессы обрушили привычную схему, отправив узких специалистов осваивать рынки и покорять сферу услуг. Те же, кто остался на предприятиях, вынуждены были мириться с неполной рабочей неделей и нищенской зарплатой. Но люди были рады и этому: кто-то из-за убеждений и свойств характера вовсе не мог вписаться в рыночную экономику, кого-то поджимал возраст. Постепенно здания разрушались, оборудование в цехах устаревало, территории переходили в частные руки. Картина типична для всех предприятий ОПК региона. Долги по разным видам платежей росли и на сегодня в общем составляют более 250 млн рублей.
Пару лет назад «лёд тронулся», и наши еле живые предприятия вошли в состав Госкорпорации «Ростех». Но по-настоящему судьбой оборонных заводов озаботились нынешним летом, когда в Северную Осетию прибыла экспертная комиссия во главе с индустриальным директором электронного кластера Сергеем Куликовым. Вместе с главой республики Вячеславом Битаровым и председателем правительства Таймуразом Тускаевым специалисты «Ростеха» посетили семь предприятий ОПК с целью изучения ситуации на месте.
По итогам инспектирования была составлена «дорожная карта», в которой были прописаны действия в отношении того или иного предприятия: или оно входит в состав более крупного российского и увеличивает производство, или же превращается в инвестиционную площадку для реализации других проектов с учётом того, что земля, на которой располагается завод, переходит в федеральную собственность.
Конечно, это были очень приблизительные, стратегические планы. Но по-другому вряд ли могло быть: годами еле дышащие предприятия по мановению волшебной палочки или даже в результате волевого решения не могли тут же воскреснуть из руин. На итоговом совещании Сергей Куликов отметил, что заводы Северной Осетии надо вписать в систему развития госкорпорации, а «если площадка непрофильная, то от неё надо избавляться». Вячеслав Битаров заверил, что то, что можно реанимировать, будет реанимировано, а на остальных площадях можно создать технопарки или же передать их бизнесу.
Посетила московская делегация «Бином» и Алагирский завод сопротивлений. Вскоре появилась и «дорожная карта» по ним, в которой первым и вторым пунктами значилось: «Включить ОАО «Бином» и ОАО «АЗС» в состав интегрированной структуры «Нева» г. С.-Петербург» и «Рассмотреть вопрос рационального размещения производства резисторов на предприятиях ОАО «Бином» и ОАО «АЗС», загрузки акционерных обществ производством новой профильной продукции, в том числе с учётом освобождающихся мощностей».
С рабочей поездкой во Владикавказе был гендиректор головной организации «Невы» – АО НИИ «Гириконд» – Кирилл Карасёв. В ходе деловой встречи с тогда ещё врио председателя республиканского правительства Таймуразом Тускаевым он подытожил: «Производство резисторов (заводы специализируются на выпуске резисторов – прим. ред.) не является профилем нашего НИИ, но тем не менее есть возможность детально вникнуть в ныне существующие технологии на двух заводах, внести существенные коррективы и просчитать экономическую составляющую».
О том, что «Бином» собираются соединить с АЗС и развивать производство в Алагире, рабочий коллектив узнал из СМИ. Никаких официальных бумаг на завод не приходило. Да и новый министр промышленности и транспорта Хайдарбек Бутов информацию и не опровергал, и не подтверждал. Ситуация как бы повисла в воздухе, но упорные слухи о переводе производства в Алагир нарушали устоявшийся трудовой ритм: люди на заводе работали десятилетиями, и вопрос о смене места работы никого не воодушевлял.
Но это, так сказать, бытовая часть вопроса. Главное заключается в другом: при «транспортировке» можно потерять всё производство. Конечно, нельзя не согласиться с премьером, который одобряет идеи развития предприятий и создания новых рабочих мест в районах. Эту мысль поддерживает и лидер республиканских профсоюзов Таймураз Касаев, который, как выяснилось, держит ситуацию на контроле и обещает не допустить увольнения работников. А уж если дело дойдет до этого, то все обязательства, прописанные в Трудовом кодексе, по его словам, будут учтены. «Нам не важно, сколько человек работает на предприятии, – возразил он на моё сомнение, что коллектив «Бинома» уж больно маленький – 80 человек. – Мы будем защищать каждого члена профсоюзной организации».
Да, сейчас коллектив малочисленный, но, судя по тому, как он мобилизовался в идее отстоять родное предприятие, дружный и сплочённый. «Когда-то на нашем заводе работало 4,5 тысячи человек и выпускали мы более 2 млн резисторов в месяц, – говорит начальник одного из трёх цехов Нина Крошко, сотрудница с 43-летним стажем. – Сейчас, конечно, объёмы очень резко сократились, но тем не менее нам удалось сохранить производственные связи и обеспечить выполнение госзаказа».
История завода начинается с 1969 года. На предприятии накоплен большой опыт по разработке и выпуску изделий и материалов электронной компонентной базы, гражданской продукции. «Бином» постоянно расширял номенклатурный ряд серийно выпускаемой продукции, осваивал новые виды, а массовое производство передавал в филиалы, в частности, в АЗС.
На сегодня «Бином» является калькодержателем и единственным поставщиком определённых видов изделий для гособоронзаказа (ГОЗ). Передислокация производства грозит срывом сроков поставок, негативной реакцией потребителей ГОЗ: Минпромторга и Минобороны России. В значительной степени не подлежит переводу и изношенное технологическое оборудование. Также на предприятии имеются объекты капитального строительства, уже введённые и подлежащие вводу в эксплуатацию в рамках проектов ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации».
Говоря о целесообразности сохранения завода, можно добавить его использование как базы для прохождения производственной практики студентов. Существует и социальный фактор. Сотрудники «Бинома» трудятся полную рабочую неделю, и средняя зарплата составляет 13 тысяч рублей. В Алагире – неполный день и неполная рабочая неделя, средняя зарплата 7 тысяч рублей.
Казалось, вопрос о переводе решённый и всё дело в сроках. Но комментарий зампредседателя Правительства РСО-Алания Ахсарбека Фадзаева неожиданно удивил. Неизвестно, что стало основным фактором в кардинальном изменении принятого решения, но, по последним данным, будут работать оба предприятия, а руководить ими станет Анатолий Сопоев, нынешний директор АЗС. «Ростех» уже дал предварительное добро, и как только пройдёт вся необходимая процедура согласования, намечено разработать новую «дорожную карту» по развитию заводов. Ахсарбек Фадзаев заверил, что и коллектив, и оборудование будут сохранены, и главная задача – привлечение новых заказов, что непросто в условиях кризиса, но выполнимо при наличии грамотного менеджмента.
На этой неделе пресс-служба Главы и Правительства РСО-Алания распространила комментарий Ахсарбека Фадзаева по данному поводу, который он дал, находясь в командировке в Москве. «Перемещение оборудования признано нецелесообразным, и два предприятия по-прежнему будут самостоятельными производственными структурами с сохранением статуса юридического лица. Сейчас акцент будет делаться на увеличении оборонного заказа для двух предприятий, и определена кандидатура руководителя, который будет отвечать за его выполнение», – подчеркнул Фадзаев.
Республиканское правительство предложило меры поддержки предприятий ОПК. «Речь идёт о внесении изменении в республиканское законодательство – это снижение на 25% налога на прибыль в части, зачисляемой в республиканский бюджет, и полном освобождении предприятий от уплаты налога на имущество в течение пяти лет. Также есть необходимость законодательного подтверждения реструктуризации задолженности этих предприятий перед налоговыми органами сроком от восьми до десяти лет, и следует рассчитывать, что до конца года эти документы будут приняты», – рассказал на заседании правительства замминистра промышленности и транспорта Олег Дауев.
Но, как стало известно, гальваническим цехом «Бинома» заинтересовались правоохранители, вывели его из производственного цикла и опечатали. Остаётся надеяться, что в вопрос удастся внести ясность, и цех заработает в полную мощность.
Конечно, это не конец истории, а только начало: «Биному» предстоит доказывать своё право на достойное место в промышленном секторе республики и страны. Архитрудная задача, но если её решать совместно, то можно выйти на стабильное производство, пусть уже не с «социалистическими» объёмами, но тоже неплохими.
Особой благодарности заслуживает коллектив: это уникальная в наше время техническая интеллигенция и её надо беречь, помогать передавать бесценный опыт, а главное – любовь к своему делу молодому поколению. Если люди с мизерными зарплатами не ушли в коммерцию, в сферу услуг, значит, они достойны того, чтобы к ним прислушивались и с ними считались.
Тамара БУНТУРИ