Проблема общественного транспорта в Северной Осетии нарастала ещё с 90-х годов. Тогда была подорвана автобусная сеть. Начало же третьего тысячелетия было отмечено удушением электротранспорта: во Владикавказе ликвидирован троллейбус, с большим трудом широкой общественности удалось пока отстоять трамвайное сообщение.
С нового года республиканская власть наметила реформирование транспортной системы. Однако первые шаги в этом направлении встретили неприятие со стороны основных на сегодня перевозчиков пассажиров – водителей т.н. «маршрутных такси», которые вышли на митинг по этому поводу.
Для прояснения ситуации мы встретились с министром промышленности и транспорта РСО-Алания Хайдарбеком Бутовым, а также с самими водителями маршруток.
Вот что поведал министр: «Ситуация, которая существует на республиканском рынке перевозок, крайне негативна. С ней что-то нужно делать. Перевозчики не проходят медицинский и технический контроль, что очень опасно. А самым важным для пассажиров являются безопасность, комфорт и регулярность. Сегодня этого нет. Маршрутка, выезжающая со двора, не отвечает этим требованиям.
После 20 часов вечера вы вообще не найдёте маршруток. Когда мы спрашиваем водителей об этом, они отвечают: нет пассажиропотока. А если спросить пассажиров, почему вас нет на остановках, отвечают: нет маршруток. К такой ситуации приводит нерегулярность. То же и с безопасностью. Технически непроверенные, старые маршрутки, никаких ремней безопасности и поручней. Многие машины переделаны из грузовых. Никто их не проверяет. «Газель» – это вообще прошлый век.
У нас было много перевозчиков – разные ИП и ООО. Они диктуют свои правила. Новый глава республики поставил жёсткое требование: навести порядок в перевозках. С 1 января в закон внесены изменения о делегировании полномочий по перевозкам министерству промышленности и транспорта. Ранее их имели АМС Владикавказа и муниципалитеты в районах. Теперь есть единая политика.
Мы разработали стратегию развития пассажирских перевозок. Хотим изменить логистику. Хотим, чтобы на основании жёсткого конкурса прошли отбор хорошие перевозчики. Чтобы был гараж, а маршрутки на ночь останавливались там. Чтобы у гаража был собственник, зарегистрированный здесь, с юридическим лицом. Если вы сейчас захотите пожаловаться на водителя, то его трудно будет найти. А тут должно быть всё прозрачно. В гараже должна быть мойка, ремонтная база, медпункт, технический контроль.
Должно быть понятие «открытие и закрытие маршрута». К примеру, в 6 часов открывается и в 23 часа закрывается, вне зависимости от пассажиропотока. Должны быть остановочные пункты, на которых машины будут появляться чётко по графику. Нужны разворотные площадки, на которых водители смогут отдохнуть, попить горячий чай, воспользоваться санузлами. На рабочих встречах глава АМС Владикавказа Борис Албегов согласился помочь в создании такой инфраструктуры.
Сейчас «Газель» забивается уже на первой остановке из-за малой вместимости. Максимум на второй она уже полная, и последующие проходит транзитом. Пассажиры на это жалуются, маршрутки переполнены. Нужны более вместительные, современные машины. Пускай это будет «ГАЗель-Next», там, по-моему, 23 места. Она оборудована для пассажиров, включая поручни. Тариф – 15 рублей.
На маршруте, где по расчёту нужно, к примеру, 30 машин, их сейчас работает 60. Они мешают друг другу. Приходят к нам и жалуются друг на друга. Предстоящая оптимизация избавит нас от старых, технически неисправных машин. Оставшиеся водители будут больше зарабатывать. Сейчас они практически не платят налоги в бюджет. При этом говорят, что платят каким-то бригадирам, которые и должны платить государству. Вот те и подбивают на бунт водителей, опасаясь потерять свой криминализированный бизнес. За прошлый год уплачено всего каких-то 10 тысяч рублей. И это с 2500 микроавтобусов.
Мы хотим легализации. Чтобы водители получали «белую» зарплату, чтобы был социальный пакет. Ничего нового придумывать не надо. Это отработанный годами механизм. Нам не важна форма собственности. Местные потенциальные инвесторы отказались вложиться в эти преобразования. Тогда мы обратились в другие регионы. Появилась питерская компания, которая сейчас изучает возможность участия в нашем рынке перевозок. Возможно, их и не устроят складывающиеся условия, никаких договорённостей пока нет.
Что касается социальных последствий реорганизации, то и здесь возможны вполне приемлемые решения. В республике 8700 водителей с автобусной категорией «D», а в многомиллионном Петербурге – всего 6 тысяч. И вот эта же компания предложила устроить в Питере вахтовым методом порядка 800 человек, с предоставлением общежития и зарплатой порядка 75 тысяч рублей. Они готовы профинансировать приезд нескольких водителей для пробной работы. Мы хотим выехать туда комиссией и изучить условия этого предложения.
Те же, кто будет работать здесь, на новом предприятии, не останутся внакладе. Директор обещает зарплату порядка 25 тысяч рублей, примерно такую же, что в среднем получают сегодня. Но при этом водитель работает на новой машине, не ремонтирует её, не заправляет за свой счёт, не моет… У него есть законные выходные. То есть условия труда в целом значительно улучшатся. А главное – мы получим комфорт и безопасность для пассажиров».
А вот что считают сами водители «маршруток»:
«Нас упрекают, что мы не работаем после 20 часов. А почему автобусы, которые пустили нам в конкуренцию, не работают после 18 часов? Мы платим деньги компаниям, а те должны выплачивать налоги. Пусть с них и спрашивают.
Во всём мире общественный транспорт субсидируется, а мы не получаем ничего, хотя в бюджете наверняка что-то выделяется. Никто даже не приедет, не спросит, как вы тут работаете, какие проблемы?
Что касается реформирования транспорта, то, по нашему мнению, это элементарный передел собственности. Пришла новая команда, и ей надо подчинить себе транспорт. Пусть начнут наводить порядок с себя, а потом и к нам идут. Много проблем с производством, с сельским хозяйством, с медициной, с торговлей… Власти распределили между собой земли, а теперь сдают их в аренду за большую плату. Создают заведомо убыточные предприятия, и не платят с них никаких налогов. А упрекают нас.
В Кабардино-Балкарии дают машины в лизинг, оформляют беспроцентный кредит. А нас наоборот хотят задавить. В Ингушетии строят заводы, создают рабочие места. А многих из нас собираются вышвырнуть на улицу. К перспективе работать в Питере мы относимся скептически. Может быть, там доходы и побольше, но и расходы от них не отстают. Знакомые там уже работали. Живи в общаге, питайся чем попало… Хорошо там, где нас нет.
Мы не надеемся ни на какие улучшения. Пусть хотя бы оставят всё так, как есть. Даже если сюда и приедет питерская компания, то через два года она отсюда сбежит. А нас к тому времени уже разгонят, и собрать обратно будет трудно».
Что ж, серьёзность ситуации с транспортом не вызывает сомнений. Преобразования действительно необходимы. Планы правительства по реорганизации представлялись бы вполне реалистичными, если бы не одно обстоятельство. Частная компания, которая приглашается в республику, едет наверняка за прибылью, а вовсе не из благотворительных побуждений. В то время, как сама отрасль общественного транспорта признаётся убыточной во всём мире.
Проблема же трудоустройства водителей вполне реальна. Аргументом противников закрытия «Электроцинка» является трудоустройство его работников. Но если заводчане ещё могли бы пополнить безразмерный рынок таксистов, то уволенные водители навряд ли будут приняты на завод.
Несомненно то, что обсуждаемый вопрос имеет особую государственную важность, и решать его надо по государственному, с соответствующим финансированием, при этом не рассчитывая на прибыль. В противном случае мы останемся с тем, что имеем, как бы не меняли шило на мыло.
От редакции: действительно, вряд ли владикавказские пассажиры обязаны содержать маршрутчиков, не требуя взамен выполнения условий комфортных и регулярных перевозок. Свои мнения по существу вопроса вы можете присылать на электронную почту редакции – terskievedomosti@yandex.ru, а также традиционной почтой либо нарочно: 362040, г. Владикавказ, ул. Димитрова, 2, оф. 141с, «Терские ведомости».
Владимир ГАБАНОВ