Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
Публикации

Межнациональный разлад или К чему ведёт постановка национального над интернациональным и человеческим

Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность.

Аркадий Давидович

Россия переживает не самые лёгкие времена в своей истории. Помимо экономической разрухи, царящей на большей части её территории, вносят свою лепту в общую нестабильность различные маргинальные группы, поднимающие как знамя самые противоестественные и человеконенавистнические утверждения. В одной из древних легенд рассказывалось, как многоголовую гидру было сложно победить, так как у неё на месте каждой отрубленной головы вырастали две новые. Но герой догадался, что необходимо сделать. Он стал прижигать гидре шеи. Головы перестали вырастать.

Мы живём в многонациональной стране. На бескрайних российских просторах представлены народности, принадлежащие к разным языковым семьям, исповедующие все мировые и локальные религии и даже различного цвета кожи и разреза глаз. Исторический путь России тем и уникален, что сформирована многоплановая общность под ёмким наименованием «российский народ». При этом все малые народности сохранили, что очень важно, свою национальную идентичность, языки и культурную самобытность. Более того, многие из них в советское время получили письменность на основе кириллического алфавита, что дало мощный толчок развитию литературного творчества.

Впрочем, это касается и большинства бывших союзных республик, входивших в состав нашей страны до 1991 года. Тем не менее, это нисколько не помешало представителям их властной и творческой элиты многие годы говорить о «русской экспансии», «притеснениях», «зажиме национальной культуры», «ассимиляции» и прочем. Хотя, в общем-то, всегда нужно задаваться вопросом, знакомым нам из истории Древнего Рима: qui prodest (кому выгодно)?

Вот этим вопросом мы и озадачимся, анализируя положение, сложившееся в современной нам России в сфере межнациональных отношений. Ведь, действительно, любое явление имеет первопричину. Базис, так сказать. Вот, к примеру, в московском районе Бирюлёво случились погромы. В СМИ озвучено: погромы стали следствием убийства местного жителя мигрантом из ближнего зарубежья. Тут же начинает нагнетаться и раскручиваться истерия на тему: долой всех мигрантов из Москвы и России в целом. Дальше – больше: речь идёт уже не только о приезжих из бывших республик, но и из внутренних районов самой страны.

Если почитать комментарии к статьям на тему того, что происходило в Бирюлёво, в том числе размещённым на сайтах известных федеральных и региональных СМИ, то можно увидеть проявления крайней агрессии, вместе с призывами расправы с представителями некоторых областей, вплоть до их отделения. В этом хоре практически всегда тонут разумные реплики, что неудивительно: срабатывает эффект толпы, которую «завели» в нужном направлении. Подготовили. Натравили.

Зато совсем не замеченным на фоне Бирюлёво прошёл другой случай, произошедший в те же дни. Когда ехавшего в маршрутном такси в Москве чеченца чуть не убили. Точнее, нанесли глубокое ножевое ранение в шею. Громкие, экстремистские призывы можно прочитать в комментариях под этой новостью. И для «комментаторов»-«троллей» (в переводе с компьютерного сленга – провокаторов) совершенно безразличным было то обстоятельство, за что же так. За то, что он сделал замечание девушке, обругавшей матом водителя-нерусского? Вы спросите, за что? Да потому, что он – из Средней Азии. Грязный, оборванный, полуграмотный – в представлении, разумеется, той девицы и таких, как она.

Но замечание от столь же «дикого» девица терпеть не собиралась. Тем более, что тот разговаривал по телефону на своём родном языке. И через пять минут её спутник, некий молодой человек, подскочил к чеченцу и полоснул его… Все подробности происшествия описаны в Интернете, в частности, на сайте Грани.ру. Куда только смотрит Роскомнадзор? Самое удивительное, что из сайта читатели узнают, что проезжавшие мимо полицейские заявили, что «это не их район», а истекающего кровью человека не хотели принимать врачи в больнице. Это ли не повод вмешаться прокуратуре?

Но вернёмся к Бирюлёво. Случившиеся погромы вдруг заметили федеральные власти. Прозвучали громкие заявления: мол, мигрантов необходимо вгонять в рамки закона, ограничивать, контролировать миграцию и т.д. И вновь смешение понятий. На этом фоне и посыплись и другие выступления: о том, как «эти всех достали», «понаехали», «в чужой монастырь со своим уставом» и др.

Опять мы наблюдаем, как в сознании обывателя старательно смешивают два совершенно различных направления миграции: внешней и внутренней. Действительно, как говорится в одном анекдоте: «Все эти бледнолицые на одно лицо». Что уж заморачиваться, отягощать и так не очень извилистые извилины лишними знаниями. К примеру, какая для таких разница между азербайджанцем или узбеком?

И вот тут то мы и подходим к интересному выводу. Для той девицы, которая призывала своего спутника к насилию, или для большинства погромщиков, разносивших торговый центр в Бирюлёво, или для комментатора, прячущегося под ничего не значащим ником в Интернете (типа «гость») – для них важен образ врага. Из-за него не очень полон холодильник, не берут на хорошую высокооплачиваемую работу, ушла гёрлфренд. И вообще – всё не так, ребята! А значит – на ком-то нужно выплеснуть всё это. А тут как раз – в районе живут люди, отличающиеся по языку. А то и по цвету кожи. Или исповедующие другую религию. Другие. Не похожие на тебя.

А что это говорили по телевизору про мигрантов? «Заполонили Москву»?! О, вот ещё! – «Они понаехали в центральные области России, оккупируют их и выживают коренных жителей. А тут ещё соседки шепчутся у подъезда: мол, приезжие поглядывают на наших девушек и во всех видят проституток. Да и барашка прилюдно режут на свой праздник». Вот он – образ врага готов!

И совсем не важным представляется то, какие народности в действительности населяют Среднюю Азию или, тем более, Кавказ. Да уж подавно не интересны такие мелочи, что Кавказ делится на российский Северный и ближнезарубежное Закавказье. И что не все народы на Кавказе исповедуют ислам. Грузины, осетины и абхазы – православные христиане, армяне – христиане-монофизиты, калмыки – буддисты, азербайджанцы – мусульмане-шииты, кабардинцы, чеченцы и ряд других народностей – мусульмане суннитского толка.

Да, богатство Кавказа в многообразии населяющих его народов. И не только обыватель с девятиклассным образованием, но и журналист солидного федерального СМИ и околокремлёвский политик – все они одинаково безграмотны и провокационны в своих заявлениях и призывах. Хотя нет, вовсе не одинаково. На политике и журналисте лежит гораздо большая ответственность, чем на обывателе. И в большинстве случаев они её прекрасно осознают. Но вновь срабатывает механизм поиска ответа на вопрос: qui prodest? И другой, не менее важный – почему никто из журналистов и политиков не несет за свои экстремистские высказывания уголовной ответственности?

А если всмотреться несколько далее ближайших метров, то можно увидеть, что мигранты, которых преследуют и поносят в центральной России, потом возвращаются домой: в Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан и т.д. И какой образ российского и, в частности, русского человека они пронесут в свои семьи? Какое отношение к выходцам из России будет порождать внутрироссийский националистический угар? Ответ, думается, очевиден.

Такой ответ не способствует не только укреплению внешнеполитических российских позиций, но активно играет против. Тем более ярко проявляется абсурдность ситуации, когда внутри одной страны формируется нетерпимость к представителям не просто какой-то народности, но обширного региона России – Кавказа. Возвратившись из Москвы, пропитанной в определённых кругах ненавистью к приезжим, «чужакам», что они должны привнести в своё общество? Ведомо ли «ревнителям», что они своим настроениям подпитывают другую ненависть, другие радикальные движения?

Всё смахивает на срежиссированную игру. Режиссёры, конечно, тонкие, но цели у них явно плохие. Для нас. Для общества. Для России. И беда в том, что есть в стране некоторые слои, которые впитывают эти идеи, как губки. Чуть больше десяти лет назад на карте Европы была такая страна – Югославия. Сегодня её нет. По сути своей, Югославия была Советским Союзом. В миниатюре. А разрушил её межнациональный разлад. Шовинизм. Радикализм. Сепаратизм.

Гидру можно уничтожить. Но головы – ростки экстремизма и сепаратизма – необходимо прижигать. Беспощадно. Всегда. Потому сила нашей страны – в её единстве.

Казбек ТАУТИЕВ

Андрей ДОНЧЕНКО

РегионыВся Россия
Print
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: ОбществоКоличество просмотров: 797

Теги: МнениеКультураСовременное общество

Суперадминистратор сайтаСуперадминистратор сайта

Другие объявления Суперадминистратор сайта

Обратная связь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
«Февраль 2021»
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
1234567

Архив

Фильтр материалов по регионам

150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2021
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»