Наверх
Подписаться
Газета основана 1(13) января 1868 годаISSN 2223-0424
Официальный сайт12+
Регистрация
Сегодня 18 февраля 2018 г.
Электронная версия газеты
Наши странички в соц. сетях:
Закрыть
Публикации

Билет на троллейбус

Общественный транспорт Черкесска – из прошлого в будущее

Город без автобусов или троллейбусов – не город: остановка, ожидающие, а затем – пассажиры, водители, контролёры… Общественный транспорт, как автомобильный, так и электрический, по-прежнему играет огромную роль, несмотря на рост численности личных автомобилей горожан. И потому его надёжное техническое состояние и бесперебойная работа – первостепенная задача для муниципалов. Но это далеко не единственные факторы, влияющие на качество транспортного обслуживания населения Черкесска.

В конце тридцатых годов в городе открылось первое в Карачаево-Черкесии крупное промышленное предприятие – чугунно-литейная мастерская (ныне завод холодильного машиностроения), а в 1956 году был разработан генеральный план застройки города. Черкесск условно разделили на три микрорайона: центральный, северный (в основном промышленный) и южный – район новостроек и индивидуальных домов. С 1957 года Черкесск становится центром Карачаево-Черкесской автономной области, а в 1991 официально получает статус столицы Карачаево-Черкесской республики.

Тогда же и зарождается история местных пассажирских перевозок. Составлял схему маршрутов один специалист-дорожник ещё в 1990 году, скрупулёзно рассчитывая направление каждого маршрута. И постарался на славу, надо сказать: с тех времён схема движения пассажирского транспорта общего пользования (ПТОП) в городе осталась практически неизменной.

С момента появления первого автобуса в Черкесске прошли десятилетия. Сегодня перевозку пассажиров осуществляют более современные автобусы разных категорий, наиболее популярны из них – «ПАЗы», рассчитанные на среднюю вместимость. Потребности в «ГАЗелях» и других микроавтобусах нет – не прижились они на дорогах Черкесска.

В 1987 году Черкесск обзавёлся троллейбусным депо, а спустя два года на три маршрутные линии вышли первые троллейбусы. Через десять лет троллейбусами, кроме центра, были уже охвачены южная и северная окраины города, добавилось и маршрутов. При этом, как ни странно, горожане по-прежнему больше жалуют автобусы, хотя троллейбусы и просторней, и быстрей, и экологически чистые.

Весь городской транспорт обязательно проходит техосмотр каждые полгода, а сами водители ежедневно проверяются перед выходом на работу. Более того, в прошлом году вновь был объявлен открытый конкурс на право выполнять пассажирские перевозки в городе. Строго проверялось всё: наличие лицензии на осуществление пассажирских перевозок, отсутствие задолженностей в бюджет, не менее трёх лет опыта перевозки пассажиров, отсутствие штрафов в ГИБДД за нарушения дорожного движения, жалоб от населения и многое другое. При этом автотранспорт должен быть исправным и обладать эстетическим внешним и внутренним видом.

В итоге водители, прошедшие конкурсный отбор, получили договор и карту маршрута регулярных перевозок сроком действия на пять лет. Но если в течение года более двух раз водитель совершит нарушение законодательства, договор может быть аннулирован через суд, а карта маршрута изъята. Теперь «левыми» автобусами на маршрутах и не пахнет. Рейсы не срывают – людям надо зарабатывать, налоги платить.

В городе существует три формы перевозки пассажиров городским транспортом – троллейбусное управление, МУП АТП-1 и предприниматели, которые объединились в структурное подразделение ООО «Мотор». От каждого предприятия – по 28 единиц транспорта. Причём, частников с трудом, но собрали на одной территории воедино – для более полного контроля за автопарком.

Первыми выезжают на маршрут троллейбусы – часов с 5 утра. Они же и заканчивают работу транспорта в городе после 10 вечера. Такой график движения сложился из потребностей пассажиров – работников промышленных предприятий, которых раньше в Черкесске было много. Сейчас почти все заводы закрыты, нагрузка упала, но транспорт в промзону ходит по-прежнему, только значительно реже. И по идее, перемены здесь тоже нужны, только комплексные и с умом.

Как и везде в России, в Черкесске проблемы городского транспорта растут из-за заторов на улицах в часы пик, загруженности центра личными автомобилями, а также из-за постепенного износа подвижного состава.

– Технические неисправности случаются почти ежедневно, поэтому и срывы на линиях бывают. Иногда в связи с этим поступают звонки от горожан, но в основном стараемся быстро заменить вышедший из строя транспорт другим, а сломавшийся ремонтируем, – рассказывает главный специалист по вопросам транспорта и вопросам безопасности дорожного движения Управления имуществом мэрии города Мурат Кушхов– И всё-таки основное – замена транспорта. Например, последний троллейбус поступил в 2013 году, до этого – в 2010-м – было завезено сразу 27 троллейбусов. Пора обновлять, ведь 7 лет уже прошло.

Срок активной жизни троллейбуса – 7-8 лет, хотя бывают и «ветераны», отлично несущие службу двойной и даже тройной срок. В Черкесске один такой есть – 1989 года рождения. Но фору даст и более новым.

– А если бы в казне было достаточно средств? Что бы тогда приобрели? – спрашиваю я у Мурата, подталкивая его к самым смелым мечтам, и слышу в ответ:

– Тогда можно было бы списать все старые автобусы и купить больше новых «ПАЗиков», а то троллейбусы слишком дорогие.

Что ж, рачительный подход только в плюс молодому чиновнику, поскольку ранее мне уже пояснили выгоды от этого на вид неказистого транспорта: резвость, надёжность, выносливость и компактность, позволяющая маневрировать в дорожном потоке.

В 90-е и позже водителей троллейбусов остро не хватало, была большая текучка – не устраивала заплата, условия работы. Сейчас всё изменилось к лучшему, и обучающий троллейбус частенько стоит без дела, а последняя жалоба от водителей на памяти Мурата за 5 лет его работы была лишь однажды. А на самих водителей жалуются чаще – курят за рулём, грубят пассажирам, превышают скорость.

Ещё одна проблема – отсутствие кондуктора в салоне – приводит к тому, что выполнение этих функций ложится на водителя. Но сокращения здесь не причём. Целый день находиться в транспорте, ходить по салону и нередко выяснять отношения с «зайцами» не каждый захочет, даже за хорошие деньги. Да и не престижно это для молодых, а «старой гвардии» всё меньше. Поэтому укомплектованность кондукторами 50 на 50.

Модернизация схемы движения проводилась неоднократно, а глобальные перемены обошли её стороной. Остро этот вопрос пока не стоит, хотя потребность в грамотных проектировщиках есть – нужно разгружать центр города, «перекраивать» отдельные части маршрутной схемы, которые или перенасыщены, или уже атавистичны. Это затрудняет нормальное движение или напротив – заставляет гонять его чуть ли не вхолостую.

Говоря о рентабельности маршрутов, директор единой диспетчерской службы КЧР Михаил Гринченко говорит:

– Есть сильные и слабые маршруты, доходные и малорентабельные, но убирать полностью можно не всё – в иных случаях даже несколько пассажиров должны попасть в социально важные учреждения, расположенные «на куличках». Не их вина в слабом пассажиропотоке. Другое дело, что такое положение сильно «бьёт» по карману водителей, но мы стараемся менять их на маршрутах, давая одинаковую возможность заработать.

Неоднократно, по словам Михаила Валерьевича, в городе пробовали организовать новые маршруты, казалось бы, необходимые гражданам, но не все они прижились. Например, с улицы Парковой до парка «Зелёный остров» так и не «подняли» маршрут – к зелёной зоне, да и в ней самой люди предпочитают передвигаться своим ходом.

Очень помогает разбираться с нуждами горожан раздел «Активный горожанин» на сайте мэрии, куда эти самые активисты пишу свои замечания и пожелания. Оказывается, и Михаил Гринченко, и Мурат Кушхов – регулярные посетители этого раздела.

– Бывают полезные и нужные предложения, мы их берём во внимание, – говорит Гринченко. – Но иные люди, не будучи специалистами, предлагают совершенно невозможные или нелепые вещи.

Часто жители Черкесска выказывают желание увидеть троллейбусы в той части улицы Октябрьской, где расположены роддом и детская больница. Но, как поясняет Михаил Валерьевич, это будет абсолютно нерентабельно, ведь многоэтажек там пока нет, а частный сектор не способен насытить пассажиропоток должным образом. Да и автобусы туда ходят постоянно двумя маршрутами с коротким интервалом.

Ещё одна настойчивая просьба горожан – относительно поездок в дачные угодья, находящиеся за городом на юге Черкесска. Но жалующиеся дачники упускают из виду, что это уже пригородное сообщение, да и необходимая автобусам инфраструктура (знаки, светофоры, асфальт) там отсутствует.

– В район северных дач и в восточную часть города – на Пятигорскую гору – у нас ходит транспорт, – поясняет Михаил, – но там есть хотя бы асфальт.

Из технических новинок в сфере транспортного обеспечения пассажиров: система ГЛОНАСС, с которой «ходит» некоторая часть транспорта, «бегущая строка» для инвалидов по слуху в транспортных салонах и речевые информаторы, оповещающие пассажиров об остановках, приобретённые в рамках реализации программы «Доступная среда» для людей с ограниченными возможностями зрения.

Вообще, транспортники и дорожники ездят в другие регионы перенимать полезный опыт. Так, по словам Гринченко, помог визит в Ставрополь по поводу использования низкопольных «ГАЗелей» для инвалидов, оснащённых бельгийским подъёмным механизмом «Долландия»Изначально машина была одна, и заказывали её единицы. После изменения самого подхода к делу популярность этого нужного транспорта значительно возросла, да и «ГАЗелей» теперь две.

– Инвалидов и сопровождающих забирают прямо от дома по заявке и везут, куда им нужно. В 2014 году за 9 месяцев было всего 20 заказов, а итогам 2016-го уже более 500. Возим мы и на массаж, и в бассейн, на мероприятия, – рассказывает руководитель ЕДС, которая обеспечивает эти поездки.

Сегодня в столице Карачаево-Черкесии проживает 674 инвалида-колясочника, в числе которых 113 детей. Такая мера социальной поддержки, как специальное транспортное обслуживание, предоставляется бесплатно в пределах административных границ Черкесска.

О планах развития общественного транспорта в Черкесске мне рассказали следующее. В недалёком будущем будет в городе новый микрорайон в северо-восточной части (где бывший химзавод); туда будут добавлены маршруты и пущено ещё 6 троллейбусов. А вообще, главной проблемой Михаил Гринченко назвал слабость пассажиропотоков:

– В больших городах проблема – где найти транспорт для огромного количества пассажиров, а у нас – где найти самих пассажиров.

Пассажирские перевозки во всём мире убыточны и дотируются муниципалитетами или государством.

– У нас в Черкесске можно уехать из любой точки в любую часть города без долгих ожиданий. Пересадок у нас в принципе почти нет, – поясняет Михаил Валерьевич. – Для людей всё сделано. Но город развивается в соответствии с экономическими тенденциями, и сегодня те, кто раньше регулярно ездил на рынок, в банк или ещё куда-либо, находят это рядом, в шаговой доступности: филиалов и банкоматов много, а гипермаркеты с успехом конкурируют с рынком. Город поделился на секторы, в каждом из которых налажена инфраструктура для полноценной жизни людей.

Говорить о том, что общественный транспорт скоро исчезнет – очень преждевременно. Скорее всего, пройдёт не одно десятилетие, прежде чем жизнь затребует иных форм передвижения. Но думать о будущем нужно и полезно, что-то оставляя, что-то меняя. И тогда можно надеяться, что наличие эффективной транспортной системы позволит сократить число поездок на личных автомобилях, обеспечит более эффективное использование существующей улично-дорожной сети.

Лариса НИКОЛАЕВА

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Лариса Николаева
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Лариса НиколаеваЛариса Николаева

Другие объявления Лариса Николаева

Обратная связь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x

Фильтр материалов по регионам

Теги

"За наш Владикавказ!" "Имя героя - школе" "Правда и справедливость" «Ossetia News» «Авторадио» «Адвентисты» «Аланика» «Алания Медиа » «Баптисты» «Беслан» «ВКонтакте» «Газпром-Медиа Радио» «Генеральная уборка» «Золотой ледоруб» «Золотой петушок» «Кавпроект» «Кадрик» «Качество дорог» «Книги» «Комфортная городская среда» «Медиа-Кавказ» «Национальный парк «Кисловодский»» «Невы» «Пæсæйы фæндон» «Пётр Захаров-Чеченец» «ПрофМедиа» «Пятидесятники» «Рейтинг» «Свидетели Иеговы» «Слово за словом» «Солдат» «Завещание» «Прощай» «Спутник» «Стальной ангел» «Фарн» «Фатима» «Хетагуровские чтения» «Художник Пётр Захаров» «Чеченской Мирей Матье» «Шёлковый путь» «Экспертно-аналитические системы» 100 книг 100-летие 15-й регион 18 апреля 20 24 апреля 24 прелюдии и фуги 25 лет 2-я Южно-Осетинская бригада 300-летие 34 метра в секунду 45 лет 70 лет 75 млн рублей 9 мая 95-летие со дня основания AIVAD Apple Music BBC Music Magazine CAMARAO MMA CUP 2016 Cartoon Network в HD-качестве http://dorogi-onf.ru человек выбирает город Instagram iTunes IT-компания IT-парк IT-проект IT-технологии LIZA GABARATI NEC NIRVANA Oc-media passive optical network SMS-спам terskievedomosti@yandex.ru. Universum Viber WhatsApp X Международный симпозиум XIV и XV Международных конкурсов имени П.И. Чайков А. Невзоров А.Н. Голенков Абречество Абхаз Черчесов аварии аварийное жильё автоаварии автобус Автозвук автостанция Агаев аграрии Агузаров Агунда Плиева адат Аджария Азамат Гаглоев Азамат Короев Академия и стадион Аким Салбиев
Яндекс.Метрика
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Разработка сайта «Expasys»