В Цхинвале состоялся первый тематический «Ирон Рок-Фест», собравший не только осетинских рокеров, но и гостей из Абхазии и Донецкой Народной Республики. Начало было многообещающим — и продолжение последовало год спустя, 27 августа. Мы пообщались с участниками фестиваля об их впечатлениях.
Вадим Харебов, солист группы «Бонварон», организатор фестиваля:
«В техническом плане всё прошло гораздо лучше, чем в прошлом году — звук был отличный. Место для фестиваля тоже в этот раз было отличным — Театральная площадь, самый центр города. Отлично показали себя гости фестиваля — группы Septima (Кабардино-Балкария) и «Ка-50» (Абхазия). В целом хотелось бы, чтобы было побольше молодых команд в будущем. Много вопросов поступает и по поводу проведения фестиваля «Ирон Рок» и на Севере. У нас хорошие новости — скорее всего, он состоится уже в ноябре».
Ахсар Джигкаев, солист группы «Бонварон»:
«Все идёт по законам рок-жанра: организаторы, музыканты и коллективы стараются, а органы культуры, официоз пропускают всё мимо ушей... Потому, что нет ни слуха, ни понимания важности этой музыкальной отрасли... Отчасти, вина самих музыкантов (Осетии): нет социальной позиции, нет каких-то структур для общения с властью...
Что нового на втором фестивале: появляются какие-то условия отбора команд. Скажем, стимулирующие использование национальных мотивов и языков. На третьем (если он состоится) это условие будет уже ясно изложенным в заявках.
Уровень представительства был ограниченным. Звук был в этот раз лучше поставлен. Жаль, не было команды Dzioff. Мы все сожалели.
И последнее. Главная роль президента, спонсирующего это мероприятие, и частные усилия организатора (Харебов) мне кажутся важными, но нестабильными, если мероприятие не включить в бюджет города и не подключить бездельников из чиновников культуры».
Александр Тедеев, музыкант группы Kroydon:
«С музыкальной частью всё было отлично — все выступавшие исполнители были на высоте. Но по части рекламы было очень плохо. Обидно, что из-за крайне скудной информационной раскрутки большинство людей узнали об «Ирон Рок-Фесте» в самый день концерта — пришли, можно сказать, на звуки музыки. Хотелось бы видеть фестиваль более масштабным, например, было бы уместным привлечь для участия в качестве хэдлайнеров известных рок-музыкантов. А это, в свою очередь, помогло бы не только с культурой, но и туризмом — очень жаль, что такой прекрасный край, как Южная Осетия, совершенно не развит в этой отрасли».
Инна Гучмазова, певица, журналист, а также ведущая фестиваля:
«Фестиваль, как и в прошлом году, был великолепный. Порадовали полюбившиеся участники, публика их встречала с овациями. Обрадовали и новые участники: дуэт из ДНР и группа Septima из КБР. Они представили национальный рок, чем завоевали сердца публики. Джанлей Джиоев приятно удивил своим участием. Классно, когда с каждым разом участников становится всё больше. Всё, что касается организации и проведения самого фестиваля, всё было круто. Но есть ложка дёгтя: как и в прошлом году, народу было немного, что удручало лично меня. Думаю, что для этого нам стоит объединить наши силы. В следующем году организовать приезд любителей рока из Северной части Осетии, чтобы они количественно поддержали «Ирон Рок-Фест». Безусловно, «Бонварон», как хозяева, были фееричны. Видеть второй год подряд на сцене ветеранов «ирон рока» — это большое везение и счастье».
Азау Хачирова, писатель, поэт, журналист, переводчик:
«На мой взгляд, лучшее, что дал нам XX век — это Осетинский театр и «Бонварон». И лучший символ прошлого века — «Бонварон» на Театральной площади Цхинвала — взят из реальной истории славного города, периода, который светит и теплится в душе каждого соотечественника. Это о месте проведения.
Теперь о музыке. В этом году была группа из КБР — Septima. Знаю их несколько лет, слушала неоднократно и во Владикавказе, и стараюсь не пропускать их выступлений. Отмечу, что одну песню они спели на балкарском.
«Ка-50» — отличная группа из Абхазии. Приятно было послушать их. И снова не спели на родном языке. «Ка-50», Цхинвал к следующему фестивалю ждёт рок на абхазском. Сослан Кулумбеков и Екатерина Бисерова (оба — участники шоу «Голос» — прим. авт.) слушались и смотрелись прекрасно. Отличный «джем» вышел у Инны Гучмазовой, Мурата Плиева и поддержавшего их Вадима Харебова.
Ещё один момент, который мне греет душу. На сцене этого фестиваля рядом стояли Тимур и Александр Тедеевы, Джанлей и Арссаг Джиоевы. Это ли не традиция «фыдæй-фыртмæ» (осет. «от отца к сыну» — прим. авт.). «Бонварон» и «Кройдон» — высший пилотаж.
Благодарю всех участников. Персонально — Вадима Харебова. Как и любое живое явление, достойное нашего внимания, второй Iron Rock фестиваль не избежал и наших критический замечаний. Стремление к ещё лучшему никто не отменял. Но факт! Он был значим, символичен, разнообразен и прекрасен».
Михаил ДЗИОВ
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |