Большинство ассирийцев — жителей Северной Осетии — это потомки тех вынужденных переселенцев из Османской империи и Ирана, где они подверглись геноциду в 1914–1925 гг. за то, что они в русско-персидской (1826–1828) и русско-турецкой (1914–1918) войнах выступали на стороне Русской Армии. Тогда за десять лет были истреблены 500–750 тысяч ассирийцев. Остальные были вынуждены покинуть родные края и расселиться по всему миру.
Для многих ассирийцев Россия была спасительницей, а контакты с ней начались ещё в XIХ веке. По распоряжению российских властей вблизи станицы Курганной (ныне — г. Курганинск Краснодарского края) была выделена земля ассирийским беженцам для создания ассирийского села Урмия в честь г. Урмия на берегу одноимённого озера в Иране, откуда многие из них были выходцами. Примечательно, что ассирийцы в России создали свою профессиональную нишу, занявшись чисткой и ремонтом обуви.
Некоторые из ассирийцев в 1918–1920 гг. стали жителями Владикавказа, преимущественно Курской слободки, где до 1937 г. функционировала ассирийская школа.
Ассирийцы, как и все народы Советского Союза, храбро сражались за общую Родину. Двое из представителей этого народа были удостоены высшего звания страны — Герой Советского Союза. Показательно, что один из них — Ладо Шириншаевич Давыдов — родился и жил в Северной Осетии.
В мирное время ассирийцы заявляли о себе, как известные деятели науки, культуры, политики. В 1997–1999 гг. Полномочным представителем Президента России в Северной Осетии и Ингушетии по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта был Владимир Авдашевич Каламанов, первый президент ассоциации «Ассирийский Конгресс СССР». Экстрасенс Джуна Давиташвили, президент Ассоциации ассирийцев Москвы, жила некоторое время во Владикавказе.
22 марта 1998 г. во Владикавказском Доме дружбы на учредительном собрании была образована Северо-Осетинская региональная общественная организация «Ассирийский национально-культурный центр «Ниневия», объединяющая 70 семей. Председателем был избран житель г. Владикавказа, ветеран-интернационалист Георгий Владимирович Павлов. Цель создания организации — сохранение языка, культуры и традиций, забота о слабо защищенных членах общества и укрепление межнационального мира в республике.
7 февраля 2010 г. организацию возглавил Раззо Георгиевич Саумов, а 27 июля 2013 г. руководителем был избран Михаил Николаевич Юханов. Немногочисленная ассирийская община делает всё возможное для сохранения и возрождения традиций своих предков. И деятельность её успешна, о чём свидетельствуют слова молодых ассирийцев, убеждённых, что «ассирийцы — не столько национальность, сколько понимание той силы духа, который передали нам предки».
В 2014 г. по приглашению Патриарха Кирилла с официальным визитом в России был предстоятель Ассирийской церкви Востока Мар Дынха IV. Церковь Востока является христианской и очень близка Русской Православной Церкви. Иерархи говорили о трагичном положении христиан на Ближнем Востоке, о высокой вероятности их полного исчезновения там. РПЦ заняла активную позицию по восстановлению мира в библейском регионе и в 2013 году сделала заявление в защиту христиан, которое вручили Президенту России. Он близко к сердцу принял трагедию, происходящую на Ближнем Востоке. Патриарх Кирилл пожелал Божия благословления, мира и процветания всему ассирийскому народу как на его исторической родине — в Ираке, так и в других странах.
В Северной Осетии ассирийскую паству окормляет Владикавказская и Аланская Епархия РПЦ. Руководство общины обратилось с просьбой о помощи в налаживании регулярных служб на ассирийском языке в одном из православных храмов и встретило понимание и готовность содействовать. В дельнейшем планируется создать во Владикавказе самостоятельный приход Ассирийской церкви Востока, где все богослужения будут проходить на ассирийском языке, чтобы новые поколения российских ассирийцев не забыли язык и культуру своего народа.
Члены «Ниневия» ежегодно участвуют в крупном и единственном спортивно-фольклорном фестивале ассирийцев в России — «Хубба» («Любовь»). Фестиваль приурочен ко Дню Победы и на него съезжаются около тысячи человек из России и других стран. Так, в 2013 г. футбольная команда из Владикавказа заняла на фестивале третье место. Впрочем, и в других составляющих фестиваля — культурной, этнографической, досуговой, которые бывают очень насыщенными и разнообразными, члены «Ниневия» принимают активное участие. Участники фестиваля готовят традиционные блюда ассирийской кухни — харису (кашу из пшеницы с птицей), джаджик (из мацони и зелени), мыртоху, гирду и др. Апофеозом празднества и символом единения разбросанного по всему миру ассирийского народа становится на фестивале общее исполнение народного танца шейханэ. Объединившись, танцующие образуют рекордную цепь длиной в километр!
Среди пожеланий, которые всегда звучат во время сакральных событий, ассирийцы республики всегда желают, чтобы столетние добрососедство и дружба народов в Северной Осетии только укреплялись. Мы должны и дальше поддерживать друг друга и взаимно обогащаться от истоков наших культур. Радости и счастья всем народам Осетии!
ВРЕЗ
АССИРИЙЦЫ (айсоры, самоназвание — атурая) — народ на Ближнем Востоке, живут в Иране, Ираке, Турции, Сирии, Иордании, Ливане, США. В мире проживает около трёх с половиной-пяти миллионов (по разным оценкам) ассирийцев. Общая численность в Российской Федерации — около 11 тыс. В Северной Осетии живут около двухсот ассирийцев. Современный ассирийский (новосирийский) язык относится к семито-хамитской семье языков. Большинство верующих ассирийцев — христиане. Принадлежат к Ассирийской церкви Востока, Халдейской католической церкви, есть также православные. В ряде стран Востока ассирийцы сохраняют пережитки родоплеменной структуры. Ассирийцы считают себя потомками древних ассирийцев, значительная их часть сохраняет многие обычаи, традиции и элементы культуры.
Андрей ДОНЧЕНКО