Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
Публикации

Садовые «шутихи» и «автоматы» как элемент арабской культуры

Сады — высокий показатель цивилизации. Они возникли, когда люди научились управлять водой и создавать ирригационные системы.

Именно тогда, в далёкой древности, стал накапливаться передаваемый из поколения опыт использования воды. Умение поднимать воду, направлять её движение, измерять её объёмы давали возможность орошать поля, отсчитывать время и разбивать сады. История садового искусства неразрывно связана с общими процессами развития европейской культуры на протяжении нескольких тысяч лет. Вода в разных формах её применения  — обязательный элемент любого сада, именно она выражает его суть и душу.  Пруды и каскады, каналы и фонтаны становятся его декоративными элементами, создают настроение и придают саду дополнительные оттенки высоких смыслов.

Сады всегда украшают самыми разными устройствами: в одних вода взлетает прямо вверх, в других мягко стекает вниз, в-третьих, как в фонтанах-берсо, бьют наклонные струи, создавая водяные галереи. Особую роль в садах выполняют фонтаны-«шутихи» и «автоматы».

В подъёме эпохи Ренессанса значительная роль принадлежит знакомству европейцев с достижениями византийской и арабской цивилизаций. Арабская культура садов зародилась после завоевания Персии в VII в. Сады Сасанидов казались поистине райскими кочевникам пустыни. Они впитали и использовали опыт и знания персидских строителей и инженеров.

Искусство использования свойств воды, открытия и изображения в области гидравлики развивались арабскими инженерами на основе воспринятых ими знаний персидских строителей и достижений греческих учёных.

Наследие исламского мира стало результатом слияния достижений многих цивилизаций древности и оказало значительное влияние на народы, вступающие с ней в контакт и сотрудничество.

Арабы перевели и бережно сохранили научное наследие Древнего мира. Именно арабо-мусульманская цивилизация обогатила искусство садов, подарила миру множество прекрасных растений: ирисы, тимьян, мята, инжир, шелковица, кипарисы, были при этом преобладающей и организующей садовое пространство породой.

Плоды трудов восточных учёных были известны в средневековой Европе, достигая её пределов самыми разнообразными путями. Византийские и арабские изобретатели на протяжении нескольких столетий совершенствовали автоматические гидравлические органы и автоматы. Один из них был описан в труде IX в. братьев Бану́ Муса́ — сыновей Мусы ибн Шакира: Мухаммада, Ахмада и ал-Хасана «Книга механики». Это был гидравлический орган, который играл с использованием автоматически чередующихся цилиндров. Этот «цилиндр со штифтами оставался базовым устройством для создания музыкальных механических звучаний до второй половины XIX века». «Книга механики» была первым, но далеко не единственным арабским манускриптом, посвящённым автоматам.

История садовых автоматов и фонтанов-шутих самым тесным образом связана с изобретениями и усовершенствованиями водяных часов. Все прежние достижения в области гидравлических механизмов арабскими учёными были превзойдены в начале XII в., когда учёный Аль-Джазари (1136–1206) в «Книге о познании хитроумных механических приспособлений» (1206) четвёртую и пятую части своего шеститомного труда посвятил водяным автоматам и системам подъёма воды и сопроводил описания многочисленными иллюстрациями.

Аль-Джазари впервые описал программируемого человека, напоминающего робота, который двигался за счёт гидравлической силы. Он был частью лодки с четырьмя музыкантами-автоматами, которая плавала по озеру, развлекая гостей. Самыми сложными водяными астрономическими часами Аль-Джазари были часы «Замок». Это устройство высотой боле трёх метров, которое имело множество функций по подсчёту времени. Часы меняли программу продолжительности дня и ночи ежедневно, показывали движение моделей солнца, луны, звёзд. Каждый час открывалась одна из двенадцати дверей этого устройства. Эти часы имели циферблат с двенадцатью знаками зодиака, солнечной и лунной орбитами, пять музыкантов-роботов, которые исполняли музыку, а также два сокола-автомата, через равные промежутки времени ронявших шары в вазы.

Удивительные часы Аль-Джазари были не единственными. Арабские мастера создавали множество водяных автоматов и водяных часов. Во дворце халифа Аль-Муктадира (правил в 908–932 гг.) существовало музыкальное дерево и гидравлический орган, который был слышен на расстоянии около 60 миль. Трактаты арабских учёных делают понятным, как разбивались сады с позолоченными пальмами, с овощами, украшенными драгоценными камнями, с механическими птицами и обильными водными затеями. Умение создавать подобные «чудеса» были впоследствии широко распространены и стали известны европейцам.

 

Анна БУЛАХ

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Анна БУЛАХ
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: Страницы историиКоличество просмотров: 124

Теги:

Анна БУЛАХАдминистратор

Другие объявления Анна БУЛАХ

Обратная связь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
«Октябрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Фильтр материалов по регионам

150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2018
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»