Афсати боится холодов
Диана ТАУТИЕВА
На въезде в Цейское ущелье Северной Осетии высится величественная фигура мощного старца. Это небожитель Афсати — покровитель охотников и диких животных в осетинских верованиях и Нартском эпосе. У его ног мирно спит маленькая косуля. Скульптурная композиция была создана народным художником России Михаилом Дзбоевым около полувека назад и за прошедшие годы стала визитной карточкой не только ущелья, но и всей республики. А сегодня её состояние вызывает серьёзные опасения как у специалистов, так и у широкой общественности.
Афсати — один из самых почитаемых дзуаров в осетинском пантеоне («Дзуар» в переводе с осетинского — божество). Его изображали одноглазым стариком с белой бородой, сидящим на высокой горе Адай-хох, где он обитал.
Об Афсати сложено множество осетинских народных песен и гимнов, в которых прославляются его щедрость и доброта. Это и понятно — для многих горцев охота была основным занятием, чтобы прокормить большую семью в условиях малоземелья. Даже великий Коста обращался к образу Афсати и посвятил ему стихотворение.
Осетины свято верили в то, что покровитель диких животных бдительно следит за своими питомцами и строго наказывает тех, кто нарушает его наставления и законы. Согласно одному из них каждый охотник, которому он дарил животное во время охоты, должен был делиться с первым встречным из своей деревни частью своей добычи.
Обычно для Афсати охотники преподносили жертвенные дары перед каждым выходом на охоту, ибо удача зависела от его благоволения. При этом в его честь не строились святилища и не устраивались особые празднества.
В Нартском эпосе Афсати упоминается довольно часто. Он подарил нартскому богатырю Аца чудесную золотую свирель, на которой потом играл сын Аца — юный герой Ацамаз. Когда Ацамаз женился на Агунде, Афсати заплатил выкуп в количестве ста оленей.
В другом нартском сказании говорится, как Сафа, покровитель очага, решив облагодетельствовать Сослана, приглашает на пиршество различных небожителей, в том числе и Афсати, чтобы юный Сослан, прислуживая им, смог испросить у них дары.
Идея создания скульптуры пришла к Михаилу Дзбоеву случайно, в ходе студенческого конкурса в Московской художественной академии им. Сурикова. Он сделал металлический эскиз, рассказал про образ персонажа Нартского эпоса. Победа на конкурсе не заставила себя ждать. Работа скульптора вызвала восхищение именитых художников страны.
«Мой преподаватель тогда сказал, что если я не поставлю статую в горах Осетии, могу не считать себя его студентом», — рассказывал Михаил Николаевич.
Сейчас полюбившаяся всем скульптура Афсати находится под угрозой разрушения. Бетонное основание, на котором она возвышается, дало трещину.
Статуя может рухнуть с горы в любой момент, почти половина композиции уже висит в воздухе. Михаил Дзбоев, пытаясь привлечь внимание к судьбе скульптурной композиции, многократно обращался в различные инстанции в поисках помощи. Пока реальных результатов нет. А время не ждёт.
«Где гарантия, что дожди не пойдут больше, и она завтра не обвалится? Нужно немедленно этим заняться. Сейчас есть достаточно прочные материалы. Надо начать работу», — говорит с огорчением скульптор.
В 1975 году расстояние от скульптуры до обрыва было около шести метров, но со временем оно уменьшилось, а сейчас сколы и трещины есть уже и на самом памятнике. Афсати стал неотъемлемой деталью пейзажа Цейского ущелья, полюбился как жителям республики, так и её гостям. Охотники до сих пор оставляют здесь свои пожертвования, да и животные — частые гости. Очередной холодный сезон может стать для этой достопримечательности последним, поэтому медлить нельзя.
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |