В любом цивилизованном обществе власть определяет развитие и становление государства, исходя из интересов народа. Люди, которые по роду своей деятельности являются проводниками властных решений, должны вникать во все вопросы, касающиеся основных сторон жизнедеятельности страны, исходя из принципов законности, демократии и соблюдения прав человека. О том, как это происходит в Южной Осетии, состоялась беседа корреспондента газеты «Терские ведомости» Сергея Цхурбаева с председателем Парламента РЮО Анатолием Бибиловым.
– Анатолий Ильич, расскажите о деятельности Парламента РЮО.
– Парламент республики, как и в большинстве стран мира, – законодательный орган, который разрабатывает тот или иной законопроект, принимает законы и осуществляет контроль за их исполнением. Также парламент является органом, куда избираются депутаты, представленные народом, защищающие его интересы, обязанные реагировать на все запросы общества. Через проведение межпарламентской деятельности, участия в различных форумах, принятии отдельных решений осуществляется политическая составляющая деятельности нашего Парламента.
– Какие наиболее судьбоносные законы были приняты Парламентом РЮО за период Вашей деятельности на посту председателя законодательного органа?
– Их немало. Но наиболее актуальным я считаю принятый парламентом закон о поддержке малого и среднего предпринимательства, в части, касающейся налогообложения, особенно 2-й части ст. 25 Налогового кодекса, который вступит в силу в 2018 году. Данное обстоятельство продиктовано тем, что население получает мизерные зарплаты, и целесообразнее будет дождаться роста доходов, поэтому и было отложено принятие 2-й части ст. 25 НК.
Парламент также принял закон о льготном кредитовании субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом предусматривается создание специального фонда содействия льготному кредитованию, который будет формироваться из собственных доходов госбюджета.
– Расскажите о совместной работе Парламента РЮО с законодательными органами других непризнанных или частично признанных государств.
– Хотелось бы пока сказать о нашей продуктивной работе с официальными парламентскими структурами других государств, и прежде всего Российской Федерации. У нас особые отношения с Парламентом РСО-Алания, основа которых заложена давно. Нам следует активизировать совместную деятельность на данном направлении. Приняты и успешно реализуются договоренности с обеими палатами Федерального Собрания РФ. Подписаны соглашения о сотрудничестве с законодательными собраниями многих субъектов Российской Федерации.
Теперь хочется непосредственно перейти к непризнанным или частично признанным государствам. Есть Межпарламентская ассамблея «За демократию и права народов», куда входят Республика Южная Осетия, Республика Абхазия и Приднестровская Молдавская Республика. Ассамблея собирается в столицах указанных республик, которые председательствуют на ней на ротационной основе. Здесь мы обмениваемся своим видением текущих и будущих политических процессов, разрабатываем новые пути к внедрению законодательных инициатив в наших республиках, созвучные современным реалиям.
К слову сказать, в качестве наблюдателей приглашаются представители законодательных органов Луганской и Донецкой народных республик. Они, я надеюсь, станут полноценными членами ассамблеи, которая состоится в 2017 году.
– В своё время, да и сейчас, не утихают споры о целесообразности существования так называемого «ценза оседлости» для высшего поста в государстве, в данном случае в РЮО. Неужели люди, которые в силу объективных, а то и субъективных причин долгое время проживают за пределами республики, – меньшие патриоты, чем, скажем так, постоянные жители РЮО? Не является ли этот фактор несоответствием нормам демократии, которые являются краеугольным камнем государства?
– В законодательной системе любого цивилизованного государства есть определённые ограничения на занятие высших государственных постов. Касается это и президента, и депутатов, и других высших должностных лиц. Эти ограничения есть в России, в США и других странах, и это факт абсолютно не нарушает нормы демократии. Теперь конкретнее. Для того, чтобы занять высший государственный пост, человек должен быть из народа, жить с ним в одной среде, делить с ним радость и горе, вместе преодолевать с ним трудности.
Что касается затронутой Вами темы патриотизма, я отвечу так – почему потенциальный кандидат на высший государственный пост, которому мешает «ценз оседлости», должен увязывать это стремление с патриотизмом? Если он искренен, то пусть поможет своей Родине инвестициями, другим посильным вкладом, для этого ему не помешает «ценз оседлости», т.е. он должен быть бескорыстным. Проявление патриотизма настолько всеобъемлюще, что привязывать его единственно к креслу президента было бы неверно.
– Как взаимодействуют в РЮО законодательная, исполнительная и судебная власти?
– По состоянию на 2015 год Парламент Южной Осетии признал работу правительства республики неудовлетворительной по ряду вопросов. В частности, в развитии экономики, сельского хозяйства, в кредитно-банковской сфере. Что касается судебной системы республики, то давно назрела необходимость реформы всего правоприменительного блока, ибо без профессиональных, высокоэрудированных представителей исполнительной и судебной систем невозможно координированно работать в едином общегосударственном механизме, каким является республиканская власть. В этом вопросе парламент готов принять согласованные с фракциями проекты законов для решения обозначенных проблем.
– На протяжении ряда лет на Женевских дискуссиях неизменна позиция Грузии, которая всячески обеляет себя перед Западом и не признаёт акта агрессии против Южной Осетии со своей стороны. А между тем, в РЮО побывало множество наблюдателей, которые лично убедились в обратном. Почему Запад до сих пор не даёт соответствующую оценку Грузии в этом вопросе?
– Могу сказать следующее: Грузия долгое время занималась государственным терроризмом по отношению к Южной Осетии. В ОБСЕ неоднократно подчёркивали, что войну начала Грузия, это видно и по разрушениям с южной стороны Цхинвала из всех тяжёлых видов оружия, характер разрушений специфический.
В своё время Нино Бурджанадзе и некоторые из её сторонников нехотя соглашались с этим фактом, но не более того. На мой взгляд, Грузия никогда не откажется от возможного силового решения вопроса. К сожалению, площадка Женевских дискуссий остаётся всего лишь ареной для разговоров без практического воплощения в жизнь. Но мы не будем от неё отказываться и сделаем всё зависящее от нас, чтобы ситуация в отношении нашей республики стала меняться в лучшую сторону.
– Некоторое время назад, да и сейчас, раздаются голоса как отдельных граждан, так и некоторых политических партий, в частности, партии «Фидан», что в случае присоединения республики к России она потеряет свою идентичность и, соответственно, государственность. Каково Ваше мнение по этому вопросу?
– Свою идентичность мы можем потерять как раз без вхождения в состав РФ. Я бы больше думал о возможностях улучшения уровня жизни нашего народа. Осетия всегда стремилась быть в составе великой России, и события последних 20-ти с лишним лет это ярко показали.
Мы живём благодаря России; это и газ, и электричество, и российские пенсии, и учёба нашей молодёжи в российских вузах, и безопасность, которую обеспечила нам Россия. Обо всём этом не надо забывать, и быть благодарным судьбе за то, что благодаря России мы сохранились как народ!
– Со дня провозглашения независимости РЮО минуло 8 лет. К сожалению, бытовые вопросы, такие, как занятость населения, уровень заработной платы остаются проблемными. Продолжается исход населения, правда, не в больших масштабах, но тенденция есть. Каково Ваше мнение по этому поводу?
– Как председатель Парламента РЮО и лидер партии «Единая Осетия» я знаком с этой проблемой югоосетинского общества.
Во-первых, те болевые точки, которые Вами обозначены, обусловлены как внутренними, так и внешними причинами.
Во-вторых, в настоящее время объективная сторона ситуации такова, что эти вопросы, к сожалению, имеют место. Если говорить просто, то рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
Конечно, уровень заработной платы, уровень жизни населения РЮО в разы отличается от уровня жизни регионов РФ, в частности, по сравнению с Северной Осетией. Только вхождение республики в состав РФ полностью снимет тот экономический негатив, который снижает качество жизни.
Что касается исхода населения, то, конечно же, он наблюдается. Но это жизнь с её, я надеюсь, временными трудностями, и пока что, по мере возможности, надо противостоять таким тенденциям и парламенту, и правительству, и другим властным структурам путём создания рабочих мест и условий для облегчения жизни народа республики. Те законы, которые принимаются нашим парламентом, как раз направлены на приток инвестиций, капиталов в республику, а это изменит миграционные процессы прямо в противоположную сторону.
– Известно, что в апреле 2017 года в РЮО стартуют президентские выборы. Нет ли угрозы дестабилизации в республике в виде раскола общества?
– Самое главное, чтобы была стабильность, независимо от партийной принадлежности кандидатов в президенты. Надо неукоснительно соблюдать законы, регламентирующие процедуру избрания президента, и моральные нормы – не обливать друг друга грязью. Сам выборный процесс должен быть прозрачным. Наш народ излишне эмоционален, и если одни поддерживают одного кандидата, а другие нет, то начинается конфронтация.
В этом случае кандидат, из-за которого начинает бурлить общество, должен задать себе вопрос: «А стоит ли президентское кресло того, чтобы вызывать недовольство народа?», и сделать соответствующие выводы.
– Какие существуют международные связи Парламента РЮО, в частности, с Итальянской республикой? В Интернете было сообщение о том, что Цхинвал и Палермо стали побратимами. Какие есть наработки по этим вопросам?
– Официальных связей с Италией у нас нет, но с политическими силами, с рядом депутатов у нас хорошие отношения и в рабочем, и в чисто человеческом плане. В 2017 году на суд итальянского парламента будет вынесен доклад по Южной Осетии, её истории и развитии.
Всё это будет способствовать прогрессу в наших отношениях на перспективу.
– Какие, на Ваш взгляд, существуют основные перспективные направления для развития Южной Осетии?
– Для того, чтобы республика развивалась, надо поднимать сельское хозяйство, промышленность, туризм и, конечно же, создать приоритетные условия для развития малого и среднего предпринимательства. Для этого надо разработать возможность льготного кредитования совместно с банками, в частности, с «Россельхозбанком».
– Спасибо за содержательную беседу. Желаю Вам удачи в деятельности на благо Республики Южная Осетия.
Сергей ЦХУРБАЕВ