– В декабре минувшего года решением Священного Синода была образована Владикавказская и Аланская епархия в границах Республики Северная Осетия-Алания. Повлияют ли церковно-административные изменения на пастырское служение православного духовенства?
– Замечательно, что епископская кафедра учреждена в преддверии 1100-летия Крещения Алании, которое мы планируем масштабно отметить в 2016 году. В прежних границах епархии, которая включала также Дагестан, Чечню и Ингушетию, единая пастырская стратегия была невозможна, ведь конфессиональная ситуация в Осетии принципиально отличается от той, что представлена в республиках, где 90 и более процентов населения исповедуют ислам. В новообразованной епархии есть возможность последовательно осуществлять пастырское, просветительское и миссионерское служение исходя из принципа инкультурации, т.е. укоренения Православия в национальной культуре. Этим принципом мы стремимся руководствоваться в нашем служении в Осетии со времени моего назначения на Владикавказскую кафедру.
В настоящее время ведётся работа по переводу богослужебных текстов и возобновлению практики совершения богослужений на осетинском языке. Формируется осетинский церковный хор, уточняется и совершенствуется богословская терминология.
– Наряду с православными христианами в Северной Осетии немало мусульман. В последние годы наблюдается активизация так называемых традиционалистов, различных протестантских групп и особенно «Свидетелей Иеговы». Как Церковь выстраивает свои отношения с представителями иных конфессий?
– В Северной Осетии, в отличие от других республик Северного Кавказа, христианство является культурообразующим фактором, важной частью национального самосознания. Напомню, что Крещение Алании произошло 11 веков назад, на несколько десятилетий раньше, чем Крещение Руси. С Православием связано и появление современной осетинской письменности, и деятельность первых поколений осетинской национальной интеллигенции.
Вместе с тем, нельзя не признать, что возрождение Православия в Осетии в недавнем прошлом происходило в отрыве от национальной культуры. Свидетельством тому является отсутствие богослужения и церковной проповеди на осетинском языке и, как следствие, – отсутствие современной осетинской христианской культуры. Можно сказать, что Церковь долгое время оставалась нечувствительной к местной культуре, по существу оставив её вне своего благодатного воздействия. Эти недоработки в известной степени спровоцировали отход заметной части осетинской молодёжи и интеллигенции от Православия и появление такого феномена, как осетинский традиционализм. В его основе – попытка реконструировать дохристианские обычаи и традиции в противовес как христианству, так и исламу. В этом же контексте наблюдался и рост численности протестантских общин, а также секты «Свидетелей Иеговы», кстати, уделяющей очень большое внимание пропаганде своего учения именно на осетинском языке.
В условиях современного многонационального и многорелигиозного общества мы готовы к диалогу. Недопустимо, чтобы рост религиозности вёл к эскалации напряжённости. Во многих сферах представители традиционных религиозных общин, как и носители светского мировоззрения, могут плодотворно сотрудничать на благо всего нашего народа.
– Как идёт взаимодействие с органами образования республики в плане внедрения в учебный процесс дисциплины «Основы православной культуры»? Может быть, включение этого предмета в программу школ Северной Осетии требует учесть и национальную самобытность нашей республики?
– Предмет «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» начал преподаваться в школах Осетии с сентября 2012 года. Этот предмет является одним из альтернативных модулей данного курса, наравне с основами других мировых религий (ислама, иудаизма и буддизма), а также предметами «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».
Безусловно, мы активно взаимодействуем с органами образования республики в плане внедрения в учебный процесс модуля «Основы православной культуры». Осуществляет это взаимодействие созданная при епархиальном Отделе религиозного образования и катехизации специальная комиссия по вопросам преподавания православной культуры и духовно-нравственного воспитания в светской школе. Сейчас епархия готовит к подписанию соглашение о взаимодействии с Министерством образования и науки РСО-Алания.
Совместно с Северо-Осетинским республиканским институтом повышения квалификации работников образования мы проводим мероприятия по подготовке преподавателей ОПК. В начале учебного года прошли выездные занятия для преподавателей этого предмета во всех районах республики; минимально необходимую подготовку для преподавания ОПК прошли около 220 школьных учителей. С этого года систематическая подготовка преподавателей ОПК будет вестись совместно с Институтом повышения квалификации работников образования на базе Владикавказского православного духовного училища.
Учитывая самобытность национальной культуры осетин, мы начинаем преподавание Основ православной культуры и на осетинском языке. Первые уроки ОПК на осетинском языке вызвали большой интерес как со стороны учащихся, так и среди преподавательского сообщества.
– Расскажите, пожалуйста, о деятельности Владикавказского православного духовного училища.
– Наша духовная школа – самая молодая в Русской Православной Церкви. 6 октября 2010 года Священный Синод принял решение об открытии в Северной Осетии духовного училища с целью ускоренной подготовки церковно- и священнослужителей для дальнейшего служения в осетиноязычных приходах.
Несомненно, это решение имело историческое значение. Оно свидетельствует о стремлении Православной Церкви проповедовать Слово Божие всем народам на понятном, родном языке и, вместе с тем, подчёркивает особый статус Осетии как исторического очага христианства на Северном Кавказе.
Образовательный процесс в духовном училище осуществляется на основе учебных программ и планов, утверждённых Учебным комитетом Русской Православной Церкви, и включает в себя три курса обучения. Студенты получают возможность изучать богословские и иные дисциплины в контексте национальной духовной культуры и языковой среды. В городах и сёлах епархии строятся новые храмы, а значит, растёт потребность в совершении богослужений и проповеди на осетинском языке. С сентября прошлого года открылись также регентские курсы.
Духовное училище делает лишь первые шаги, однако уже успело уверенно заявить о себе, в том числе и в научной среде. В мае 2012 года нами была проведена I Всероссийская научно-практическая конференция «Православная Церковь в социально-культурных процессах России: история и современность», приуроченная к Дню славянской письменности и культуры и 1150-летию российской государственности. Конференция стала первым совместным научным мероприятием Церкви и светского академического сообщества. Готовится к публикации сборник материалов форума, в который войдут 50 статей 60 авторов из 10 городов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Владимира, Мурома, Пятигорска, Владикавказа и др. В мае 2013 года будет проведена II Всероссийская научно-практическая конференция, которая в этот раз будет посвящена теме «Славянская письменность и культура как фактор единения народов России».
Студенты, а их на сегодняшний день насчитывается 47 человек, совместно с преподавателями организуют благотворительные мероприятия. Уже второй год проводится акция «Рождественский подарок», в ходе которой на собранные училищем средства для больниц и детских домов Владикавказа приобретаются медикаменты, игрушки и детское питание. В этом году прекрасным завершением акции стало крещение 29 детей в Республиканском специализированном доме ребёнка «Малютка». Я лично совершил это Таинство.
Не остаются без внимания нашего училища и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы. В конце января заключённым исправительной колонии №1 г. Владикавказа были переданы два теннисных стола и рождественские подарки, средства на приобретение которых были собраны учащими и учащимися совместно с епархиальным отделом по взаимодействию с вооружёнными силами, правоохранительными учреждениями и тюремному служению.
Это направление деятельности нашего училища неслучайно, ведь будущим пастырям, да и всем православным христианам важно уметь не только на словах свидетельствовать об истинах Православия, но и являть свою веру в реальных делах милосердия.
Зарема МАЙРАМУКОВА
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |