Борис Дзобаев: «Рисую только то, что мне нравится»
Арсен ДРЯЕВ
Он несколько лет уходил от академического стиля и пришёл к состоянию души. Именно так художник и скульптор Борис Дзобаев характеризует один из этапов своего творческого и жизненного пути. В его искусстве мифологически-религиозное понятие соединяется с красотой женского тела. Выпускник Владикавказского художественного училища и Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина привык нарушать формы.
В интервью нашему изданию Борис Дзобаев рассказал о том, что его вдохновляет в искусстве, о своих персонажах и о том, какой смысл содержат его работы.
— Борис Агубеевич, когда пришло желание стать художником и скульптором?
— Такого желания не было. Я вообще увлекался спортом, но в то же время всегда рисовал. Это было моё хобби, а когда пришло время окончания школы у меня уже сложилось намерение пойти по линии изобразительного искусства. Как раз в это время в 1973 году открылось Северо-Осетинское художественное училище. Я подал документы, поступил и попал в группу художественного оформления металла. После окончания училища, спустя три года, поступил в старейшее и крупнейшее в России художественное учебное заведение в Ленинграде на отделение «скульптура». Наш классный руководитель по училищу, известный скульптор Михаил Дзбоев настроил нас на продолжение учёбы в обеих столицах — часть из нас поехала в Москву. Защитившись с отличием, я вернулся в Осетию, мне дали мастерскую, и я здесь начал создавать свои работы в живописи и скульптуре.
— Какие черты характера помогают Вам в творчестве?
— Во-первых, чувство красоты. Постоянное движение вперёд. Никогда не нужно зацикливаться на чём-то одном. В творчестве необходимо быть в постоянном поиске. Многое смотреть, слушать музыку, общаться с адекватными творческими людьми. Ну и, конечно же, одно из первостепенных — любовь к своему делу.
— Что больше всего любите ваять?
— В основном, это прекрасная женская обнажённая фигура в портретах. Это очень красиво. Как известно, этой теме посвящено и очень много поэзии. Я и вазы расписываю, скульптурными композициями занимаюсь, но основное моё направление — красота женской фигуры, души и тепла, всё в совокупности.
— Кто Ваш любимый скульптор или художник?
— Их очень много. Начиная от скульпторов Древнего Рима и Египта до Микеланджело. Мне довелось быть в музее в Дрездене и воочию увидеть римскую и греческую скульптуру. Очень много римских портретов и в Эрмитаже. Я очень люблю смотреть детские рисунки. Меня они очень сильно вдохновляют — это чистота, искренность и непосредственность.
— Как часто приходится находиться в творческом процессе?
— Как вдохновение есть, тогда всё и происходит. Нет его, значит я слушаю музыку или занимаюсь чем-то другим. Многое зависит от настроения и состояния души. Это не как на заводе, чтобы прийти и постоянно работать на поток.
— Как получились Ваши первые работы, сразу идеально или не совсем так?
— Первые работы никогда не получаются идеально. Всё идёт потихоньку, с одной работы переходит в другую и так далее. Каждый раз нужно смотреть что удаётся сделать и повышать их качество. Бывает, что трудишься над чем-то два-три месяца и не получается. Но это тоже хороший опыт. Уже знаешь, как не надо делать, как пойти другим путём. Никогда не знаешь получится или нет.
— Сохранились ли старые работы?
— Практически нет. Многие из них были подарены, другие просто потерялись. Даже из училища не сохранились работы.
— Почему вы рисуете?
— Потому что душа требует. Я же не только рисую, но и лепкой занимаюсь, вырезаю из дерева. Я этому учился, я этого хотел. Этим всё объясняется.
— Опишите, пожалуйста, свою натуру одной фразой!
— Постоянно ищущий и двигающийся вперед.
— Какие темы волнуют Вас и чаще всего находят отражение в Ваших работах?
— Отношение человека к природе, любовь к людям, музыке. Всё это вкупе переходит в то состояние, которое всегда заставляет человека двигаться, сопереживать, углубляться куда-то. Не оставляет его неравнодушным.
— Был ли в жизни момент, когда вдохновение уходило, то есть наступал так называемый творческий кризис?
— Это бывает довольно-таки часто. Не может человек постоянно «гореть». Иногда такие застои бывают, что вообще ничего не хочется делать и глаз уже не видит. Но потом опять всё выравнивается и приходит в нужное состояние.
— Художники часто переосмысливают свои работы…
— Это бывает на разных этапах. Я, когда прохожу какой-нибудь из них, начинаю искать новые ходы, старое становится не интересным. Забирать с собой лучшее и идти дальше. То, что я делал 5-10 лет назад, уже не делаю. Если остановиться, то не будет развития.
— Вы берётесь за всё, что Вам предлагают?
— Конечно же, нет. Только за то, что мне нравится, сколько бы там ни платили.
— Есть ли какая-нибудь своя техника работы и как к ней пришли?
— У каждого художника есть своя техника работы, у меня, в том числе. Это приходит с годами. Вначале всё бывает стандартно — эскиз, рисунок. Сегодня же, если это касается скульптуры, я сразу беру инструменты и выбиваю на камне то, что мне видится, минуя предыдущие когда-то стадии. По ходу действия мне уже и камень подсказывает как надо работать. Это в скульптуре. В живописи, конечно, тоже с течением времени выработалось своё. Сперва берётся белый лист или холст и делается предварительный рисунок. Потом уже идёт подгонка в цвет. В процессе работы задуманное может измениться до неузнаваемости. Задумал одно, а в итоге получается нечто совсем другое. Многие и хотят так делать, но не могут уйти от «академизма», школа очень сильно держит.
— В каком настроении обычно рисуется лучше всего?
– В возвышенном, в состоянии парения. Это многочисленная составляющая. На это может повлиять и погода, ситуация, увиденное, впечатления и т.д.
— Есть какие-нибудь увлечения, помимо рисования и скульптуры?
— У меня много самых разных увлечений. Занимаюсь музыкой для себя. Очень много слушаю джаз и классику. Это тоже для настроения. Когда что-либо задумал, надо, чтобы играла какая-нибудь сложная музыка. В живописи, например, она определяет колорит работы — глубины, тень, свет. Именно они создают пространство.
— Ваше первое действие после окончания сложного рисунка или проекта…
— Я оказываюсь в расслабленном состоянии после сильного напряжения. Обычно работы придумываются даже ночью, когда спишь. Ты постоянно в процессе даже тогда, когда ничего не делаешь. И это расслабленное состояние бывает до тех пор, пока не займёшься снова чем-нибудь другим.
— Каждый художник думает о персональной выставке. Сколько их было у Вас?
— В Осетии я провёл две персональные выставки моих работ. Вторая была подготовлена как-то хаотично даже. Часть работ были выполнены не до конца, не было средств. Некоторые мои работы стоят в различных местах Владикавказа. В районе Осетинского театра, на набережной в районе площади Штыба, а также в Цее. Если ещё придётся делать выставку, то хочется показать своё творчество столичному ценителю искусства.
P.S. Много работ скульптора находится в частных галереях как Осетии, так и за рубежом. Как-то в Санкт-Петербурге появился коллекционер из Бельгии и сразу же купил десять работ, позже изваяния оказались также в Чехословакии, на Кипре и других странах. Искусство Бориса Дзобаева органично соединяет в себе мифологическое сознание и актуальность современной художественной мысли. Его образность открывается в непосредственности переживания, способного выразить в предельной конкретности универсальные традиции. Прекрасные женщины, явленные нам в торжественном величии, удивительно гармонично рифмуются с героическими всадниками, никогда не теряющими мужества и достоинства.
Персонажи Бориса Дзобаева живут с нами, раскрываясь в повседневных простых событиях, и вместе с тем несут в себе остановленные мгновения, глубокую сосредоточенность, позволяющую обнаруживать чудо в естестве человеческого поведения. Магическая рукотворность композиций, их трепетная необарочная фактура свидетельствуют о единстве ткани жизни, в которой мы пребываем, о внутренних связях между небом и землей, где в согласии обретают свой смысл люди и животные, цивилизация и природа.
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |