Как известно, жизненные и творческие успехи Михаила Булгакова связаны с Киевом, Владикавказом, Москвой. Самый небольшой по времени (1919 – 1921) – период владикавказский. Но по значимости пока неоценённый по достоинству ни Булгаковым, ни исследователями-булгаковедами. А между тем здесь, в городе на Тереке, в жизни будущего писателя произошло самое значительное событие в его жизни: бывший военврач навсегда покончил со своей специальностью и решил стать литератором.
Здесь были опубликованы его журналистские статьи и заметки, первые фельетоны, а на сцене городского драматического театра прошли с большим зрительским успехом первые пьесы, и среди них наиболее значительная – «Братья Турбины». Булгаков активно выступал с лекциями по литературе, принимал участие в вечерах юмора. Во Владикавказе он впервые попал в атмосферу творческой богемы и выступал на сцене совместно с известными русскими писателями и поэтами.
Владикавказский период встречается в книгах Л. Яновской, М.О. Чудаковой, Л.К. Паршина, статьях Г. Файмана и, особенно, Д.А. Гиреева.
Новая работа о владикавказском периоде писателя принадлежит перу профессора СОГУ им. К.Л. Хетагурова Г.И. Кусову и доценту З.С. Дудаевой. Авторы тщательно анализируют известные и малоизвестные факты владикавказского периода, выдвигают своё видение проблемы и с помощью краеведческих поисков восстанавливают картину «Булгаковского Владикавказа».
В работе нет восторженного умиления и славословия в адрес будущего видного русского-советского писателя и драматурга. Столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов происходит на фоне первых месяцев установления советской власти на Северном Кавказе. Ценно и то, что перед читателем возникает подлинная картина быта той поры, опровергающая некоторые устоявшиеся утверждения, в частности о поголовном голоде во Владикавказе и в семье самого писателя!
Имеются и другие спорные высказывания по некоторым ключевым вопросам биографии М.А. Булгакова, и авторы не обходят их своим вниманием. В мемуарной литературе и «Записках на манжетах» Булгакова главной причиной отъезда из Владикавказа называется «Пушкинский диспут», с блеском проведённый Булгаковым и адвокатом Б.Р. Беме против «пролетарских поэтов» во главе с редактором газеты «Коммунист» Г.А. Астаховым. Но это далеко от истины, и диспут был одной из творческих акций, в которых участвовал Булгаков.
Немало новых сведений мы встречаем в главе «Сыновья муллы». В ней впервые приводится история создания кавказской пьесы Булгакова, созданной с помощью местного адвоката Туаджина Пейзулаева, а также судьба её перевода на осетинский язык. Написанная на русском языке пьеса в 30-х годах была переведена актёром и режиссёром Борисом Тотровым на осетинский язык и ставилась на сцене самодеятельных театров в осетинских селениях. В 2015 году пьеса была переведена З.С. Дудаевой с осетинского на русский и литературоведы получили возможность провести авторский и последующий текстологический анализ.
Нельзя пройти мимо предполагаемой встречи будущего великого писателя и И.В. Сталина во Владикавказском театре. Это, по мнению авторов, является ключом к разгадке не последовавших репрессий и аресте писателя. Значение и влияние на зрителей пьесы о Турбиных вождь понял ещё во Владикавказе в 1920 году!
Не менее ценный материал сосредоточен и в разделе «Окружение Булгакова во Владикавказе», а среди этих людей находились личности, даже заклятый враг писателя редактор газеты «Коммунист» Г.А. Астахов, ставший видным советским дипломатом.
Убежден, что книга «Владикавказские загадки Михаила Булгакова» выходит далеко от региональных рамок и будет воспринята с большим интересом как профессионалами, так и любителями истории и творчества Михаила Булгакова.
Сергей ПЛАХТИЙ,
профессор СОГМА