— Зубер, расскажите немного о шичапшине, что это за инструмент, почему вы выбрали именно его?
— Шичапшина — это кабардинская скрипка. Само название переводится, как «инструмент из конского хвоста». В отличие от привычной «европейской скрипки», звук на шичапшине извлекается из нескольких струн сразу, а не из одной. Держат её тоже особым образом: вертикально. Почему шичапшина? Наверное, я с этим родился. Когда я был ребёнком и по телевизору показывали скрипачей — просил не переключать. Потом подрос, стал проситься в музыкальную школу, захотел тоже стать скрипачом. А позже, чтобы не бояться сцены, начал ходить в художественную самодеятельность при автокомбинате. Вот там я и встретил впервые живую шичапшину.
Я буквально загорелся этим инструментом, постоянно ходил смотреть, как музыкант на ней играет. Правда, я очень стеснялся и смотрел украдкой. Благо, музыкант этот заметил мой интерес и предложил познакомиться с мастером, который воссоздал этот старинный инструмент. Им оказался Владимир Григорьевич Ойберман, одессит, приехавший в Нальчик по приглашению будущего мэра нашего города. Владимира Григорьевича приятно удивил интерес такого юного ученика, и даже предложил мне подумать о самостоятельном изготовлении шичапшины. О таком я даже не смел мечтать тогда!
Но часто ходил, смотрел, как он работает, и сам не заметил, как втянулся и уже продолжил его дело. Много потом изучал историю этого инструмента. Оказывается, с её помощью наши предки не только устраивали развлекательные мероприятия, но и собирали единомышленников, молились, лечились. Я даже имел возможность испытать это на себе: как-то, изготавливая инструмент, моя рука попала в станок. Была серьёзная травма, но я вдруг запел «песню шичапшины» и все последующие сложные медицинские манипуляции мне проделали без анестезии, я просто пел и этого было достаточно.
— И, тем не менее, вы не придерживаетесь строгого классического подхода в изготовлении этого инструмента: добавляете струны, потом играете не только народную музыку, но и допускаете джаз, нью-эйдж. А почему вы решили не оставаться только в качестве реконструктора традиционного инструмента и мелодий?
— Понимаете, документально музыка, звучавшая века назад, нигде не сохранялась, к сожалению. Мы уже так или иначе знаем лишь видоизменённый результат, который дошёл до нас, передаваясь из уст в уста,из поколения в поколение. Сейчас всё меняется. Даже просто игра на шичапшине — она уже не будет прежней: на неё влияет помещение, в котором играют, перепады температур, резонанс другой…
Если в этих условиях пытаться имитировать древнее звучание — выйдет подделка. Я такими вещами не занимаюсь, это просто «художественная самодеятельность», не более. Поэтому я выбрал другой подход: развивать инструмент, его звучание, осовременивать. Чтобы шичапшина жила, а не стояла мёртвым памятником. Важно знать суть, которая была в прошлых веках, нести её, но идти вперёд в ногу со временем.
Так что, я смело пользуюсь новыми технологиями, смешиваю стили, использую электронику, а для джазовых композиций я добавил две струны к классической шичапшине и теперь играю только на ней. Ведь любой инструмент с ходом времени меняется, то же было и с привычной нам скрипкой, ничего не стоит на месте, просто у каждого народа, в каждой культуре развитие идёт по свойственной ей траектории.
— Сейчас вы, наверняка, как-то фиксируете на бумаге мелодии?
— Да, я давно начал это делать, ещё в аспирантуре в Ростове. Учился я у серьёзного профессора, и он, конечно же, сразу попросил ноты для моего инструмента. А их ведь нет и не было никогда. Ну, говорит, и как же я буду вас учить? Тогда я и стал записывать народные мелодии, собрал более 140.
— Они где-то опубликованы?
— Да, наконец-то, она дождалась своего часа, скоро как раз планируется презентация книги. Через месяц у меня уже появились первые инструменты, а скоро набрался первый курс из пятнадцати учеников. За год в нашей школе отучились уже 500 человек! Причем, никаких ограничений по возрасту, главное – интерес, любовь к нашей культуре. Самому молодому ученику восемь лет, самому старшему — 56.
Феликс Ахмедович посоветовал мне подумать о создании ансамбля, так что я собрал ребят из моих первых учеников, пригласил выпускников СКГИИ и так родился наш ансамбль «Бзабза». Кстати, пользуясь случаем, приглашаю на наш концерт, «Бзабза» выступает 5 декабря в Тереке.
— Какую музыку вы играете? Старинную?
Ансамбль «Бзабза» был создан для того, чтобы старинная музыка обрела современное звучание. По канонам играют академические ансамбли, они не могут себе позволить отступать от правил. А мы переносим на сцену живой фольклор, допуская и вкрапления из других культур. Многие старые мелодии для шичапшины сохранились ведь именно в переложении для гармошки. А теперь мы переводим их обратно. Видите, как интересно: смешение культур помогает сохранять самое ценное.
Национальное, оно если есть в сердце – не требует громких криков и кулаков. Тем более, это совсем не по-адыгски. Сейчас, может быть, действительно немного трудные времена, нужно делать своё дело: хранить свою культуру, свои традиции.
Алёна ДОКШОКОВА