Дуглас Фрешфильд с 19 лет (с 1864 года) был членом английского альпийского клуба, который потом возглавлял в течение нескольких лет в качестве президента. Он занимался альпинизмом во многих странах мира: в Испании, Португалии, в Балканских странах, в горах Скандинавии и на итальянских и японских островах. Фрешфильд путешествовал по Северной и Южной Африке, Юго-Восточной Азии, стал организатором экспедиции на Эверест, за свою исследовательскую деятельность был награждён золотой медалью, но главным альпинистским подвигом Фрешфильда стало открытие для европейцев Кавказа.
Дуглас Фрешфильд родился 27 апреля 1845 г. в Лондоне в достаточно обеспеченной семье. Его отец занимал важный пост в Государственном Банке Британии, а мать занималась домом и светскими обязанностями. Это была личность незаурядная и весьма разносторонняя. В круг её интересов входили литература, история, география и альпинизм. Нужно отметить, что в те годы альпинизм был занятием модным и весьма дорогостоящим, и поэтому являлся привилегией аристократии. Миссис Фрешфильд предавалась ему со всей страстью своей натуры. Она даже написала книгу «Леди на альпийских тропах», которая стала первой книгой по альпинизму, написанной женщиной. Под влиянием матери семейство Фрешфильдов почти каждое лето выезжало в Альпы. Так и случилось, что своё первое восхождение Дуглас совершил пятилетним ребёнком в 1850 г., покорив гору Сноудон в Альпах. С тех пор любовь к горам Фрешфильд пронёс через всю свою жизнь.
Завершив образование (он окончил Итонский колледж и Университетский колледж в Лондоне), молодой двадцатитрёхлетний Дуглас стал готовить экспедицию на Кавказ. За плечами Фрешфильда к тому времени было двадцать первовосхождений в Альпах.
Всего Фрешфильд совершил три экспедиции на Кавказ: в 1868, 1887 и 1889 годах. Во время этих путешествий он побывал в Балкарии, Сванетии и Осетии, и совершил восхождения на Казбек и Эльбрус. По признанию самого Фрешфильда, Кавказ «стал страстью всей его жизни».
А юный Фрешфильд в компании с опытным альпинистом, Адольфусом Муром (существует предположение, что Мур в составе экспедиции выполнял специальные функции по заданию британской разведки), и своим университетским другом, будущим профессором Оксфорда Каминсом Таккером, оказались на горных тропах Кавказа. Их сопровождал гид Франсуа Девуассу, с которым на пару Фрешфильд в 17 лет совершил восхождение на Монблан.
Со страниц дневника Фрешфильда к нам пришёл рассказ о радушном приёме, который оказал «хозяин ущелья князь Исмаил Урузбиев» молодым иностранным альпинистам. Любезность князя простиралась так далеко, что он не только выделил для сопровождения альпинистов при восхождении на Эльбрус пять человек — местных охотников (в том числе восьмидесятилетнего старика Ахию Соттаева), но и сам лично часть пути сопровождал альпинистов 19 июня 1868 г. в их восхождении на восточную вершину Эльбруса.
Оказавшись у основания предвершинных скал, обдуваемые ледяным ветром, альпинисты решили, что подъём невозможен и уже решили повернуть назад, но тут увидели двух своих носильщиков, которые с грузом на плечах их быстро нагоняли. Это были старик Соттаев и Дячи Джампуев. По словам Фрешфильда, с этого момента лидерство в подъёме на вершину перешло к горцам, которые вырубали во льду путь, пока крутой подъём не закончился. Фрешфильд вспоминал: «Далее хребет был удобен и по указанию носильщиков мы шли по нему гуськом, спрятав руки в карманы…пока не достигли высшей точки в виде голой скалы, окружённой снегом…. Это и была вершина Эльбруса».
Покорённый Кавказскими горами Фрешфильд, вернувшись в Лондон, пишет сочинение «Путешествие по Центральному Кавказу и Башану, включая посещение Арарата и Тавриза и восхождения на Казбек и Эльбрус». Вслед за Фрешфильдом и по его призыву альпинисты многих стран устремляются на Кавказ.
Год 1888 вошёл в историю альпинизма на Кавказе, отмеченным трагическим событием. В тот год от английского альпийского клуба на Кавказ отправились три сильные экспедиции с целью осуществить первовосхождения на самые сложные из ещё непокорённых вершин Кавказа. С одной из групп случилось несчастье. Они не вернулись в лагерь, исчезнув где-то на склонах вершины Коштантау. В состав пропавшей группы входили опытные альпинисты Уильям Донкин и Гарри Фокс. Их сопровождали два проводника. Оба альпиниста считались самыми сильными скалолазами Европы, не имеющими себе равных, и входили в элиту английского альпийского клуба. Уильям Донкин был учёным-химиком, преподавал в университете, занимался фотографией. Гарри Фокс — успешный фабрикант, владелец нескольких предприятий, прошёл службу в Индии и по возвращении в Англию занялся альпинизмом. Их гибель потрясла альпийский клуб. Поиск следов пропавшей экспедиции и стал причиной третьей и последней экспедиции Фрешфильда на Кавказ.
25 июля 1889 г. экспедиция прибыла в Верхнюю Балкарию. Из дневника Фрешфильда: «Наш лагерь расположился на покрытой травой террасе, у устья дикого ущелья. Серые гранитные осыпи, слегка одетые кустами из азалий, берёзами и зелёной цветущей травой, спускались со всех сторон с поразительной крутизны. Наши палатки были разбиты на маленьком треугольном клочке земли, над соединением двух ревущих потоков — Черека и Дыхсу. На севере белая масса камней указывала на то место, где Тютюнсу стекает вниз по бледному граниту Коштантау. Для нас эта масса камней обозначала вход в Долину Поисков. Фишер смотрел глазами, полными слёз, на арену смерти своего брата, восклицая: «Какая гора! Я рад, что они покоятся на такой благородной вершине!». 28 июля начались поисковые работы.
Альпинисты направились в сторону перевала, ведущего в ущелье Уллуауз. Погода была хорошая, тем не менее, сам подъём был труден. Со слов Фрешфильда, «часто приходилось пускать в ход ледорубы. Мы шли безостановочно под палящими лучами солнца, выбивая сапогами ступени в снегу, а затем заползали по скалам. Они были очень крутыми, и приходилось взбираться при помощи рук и колен. Впереди был перевал, где мы надеялись увидеть каменную пирамидку, и найти записку под ней». У альпинистов было принято складывать из камней пирамидку и подкладывать в основание записку, как доказательство своего пребывания на вершине.
Альпинисты достигли гребня в том месте, где мы теперь стояли. Они решили взобраться на Коштантау по южным утёсам. Благодаря кажущейся близости, путешественники не составили себе ясного представления, насколько они грозны. Переход по южному гребню, как они были уверены, был настолько интересен, что стоил попытки. Легче всего было в данную минуту остановиться там, где они были, но у путешественников минутное влечение взяло верх над тщательным взвешиванием всех шансов, и фатальное решение было принято
Из дневника Фрешфильда: «Мы узнали всё, что хотели и вполне удовлетворились, оставляя альпинистов в их высокой могиле, защищённой ледяными стенами и охраняемой только звёздами с самой блестящей вершиной Кавказа в виде вечного памятника». Среди предметов, обнаруженных на месте бивуака, был целый ящик английских сигар и два томика сочинений Шекспира. Как следовало из найденного Фрешфильдом дневника Фокса, в последний день своей жизни он, проснувшись очень рано, два часа читал «Сон в летнюю ночь».
Ранним утром следующего дня поисковый отряд возвратился в Караул и результаты поисков были доложены на русском языке капитаном Пауэллем местному начальству. По свидетельству Фрешфильда, горцы везде встречали их торжественно и церемонно. Экспедиция Фрешфильда сняла несправедливое обвинение с их доброго имени, так как по состоянию бивуака и полной сохранности вещей пропавших альпинистов следовало, что они погибли не от рук разбойников, а при попытке восхождения. Так закончилось третье и последнее путешествие Фрешфильда на Кавказ.
Всю свою жизнь Фрешфильд оставался романтиком гор. Перед самой смертью он отправил телеграмму советским альпинистам, в которой выражал радость по поводу быстрого развития горного спорта на Кавказе. В честь неутомимого путешественника и в память о нём на карте Кавказских гор появился перевал Фрешфильда (верховья Цейского ледника).
Итогом путешествий Фрешфильда на Кавказ стало двухтомное сочинение «Исследование Кавказа», вышедшее в свет в 1896 г. Оно сопровождалось в качестве иллюстраций фотографиями известного итальянского фотографа Витторио Селла. Именно Селла впервые запечатлел пейзажи и жителей Кавказа. За фотографии, сделанные во время своих экспедиций на Кавказ, император Николай второй наградил Селлу крестом Святой Анны, но, как говорится, это уже совсем другая история. Книги же Фрешфильда до сих пор считаются лучшими из дореволюционных трудов, посвящённых Кавказу и его жителям.
Через сто сорок лет — 31 июля 2008 г. было проведено юбилейное восхождение на Восточную вершину Эльбруса. В нём приняли участие представители того самого альпийского клуба, членом и президентом которого был Фрешфильд, и потомки балкарских проводников Соттаева и Джампуева.
Ирина БОЧАРОВА