Формирование армянского населения Северного Кавказа охватывает несколько веков. Вековой опыт освободительной борьбы убедил армян в необходимости внешней поддержки и ориентации на Россию. Да и российское правительство было заинтересовано в расширении связей с армянами.
Ещё в 1711 г. царь Пётр I издал Указ, в котором эта политика чётко прослеживается: «Персидский торг умножить, армян, как возможно, приласкать и облегчить в чём пристойно, дабы тем подать охоту для большого их приезда». В результате миграционных потоков в XVIII веке на Северном Кавказе возникли центры компактного проживания армян — Кизляр, Святой Крест (ныне — г. Будённовск) и Моздок.
После присоединения Восточной Армении к России в начале XIX века во Владикавказской крепости поселились первые 96 человек. Армянская община была одной из первых и многочисленных города. В конце XIX века численность армянского населения Терской области составляла 13 тысяч. Основная часть сосредоточилась в Моздоке (3896 чел.), Кизляре (3805 чел.), Пятигорске (3010 чел.), Владикавказе (1730 чел.).
Судьбе было угодно, что армянин всегда, в каком городе или стране он ни оказывался волею судеб, прежде всего думал о душе. Владикавказ, к счастью, не стал исключением из этой благородной традиции армянского народа.
Первое упоминание об Армянской церкви во Владикавказе относится к 1839 г., а в 1843 г. церковь была освящена. Она получила название храма Сурб Григор Лусаворич (святого Григора Просветителя). Первое здание церкви было деревянным и просуществовало 21 год, после чего был построен каменный храм, ставший достопримечательностью Владикавказа и главной святыней местных армян, и ныне включённый в реестр охраняемых государством исторических и архитектурных памятников России. В отличие от других храмов города у церкви была счастливая судьба — за всё время своего существования двери храма не закрывались ни на день.
Армяне компактными группами жили во Владикавказе в районах современной пл. Штыба, ул. Чермена Баева, Армянской, Свободы (бывш. Краснорядская), Цаголова (бывш. Тарская), Войкова (бывш. Малая Рождественская), проживали по улицам, прилегавшим к Центральному городскому рынку, а также в Апшеронских казармах.
Во второй половине XIX века во Владикавказе возникло самое большое из всех основанных на паевых началах промышленное предприятие города — Свято-Троицкий винокуренный завод. Это крупное по тем временам предприятие принадлежало армянским промышленникам Карганову, Кейтхудову и Таирову.
К числу наиболее значительных предприятий Владикавказа относились также кирпичные заводы С. Киракозова, Х. Петросова, Г. Симонова (предка известной московской театральной династии Симоновых), черепичные — А. Парсегова, О. Давидова, пивоваренный — И. Тертерова, мукомольный — Р. Ходякова, фабрика папиросных гильз — Х. Лисицева (Лисициана), табачная — Б. Вахтангова (отца выдающегося актёра и режиссёра Е. Вахтангова) и др.
Во Владикавказе было несколько гостиниц, принадлежавших армянам: «Малороссия» И. Аракелова, «Кавказ» Ж. Казарова, «Эльбрус» Г. Тер-Антонианца, гостиничные номера М. Архиепискова. А Сергей Иосифович Казаров выпускал во Владикавказе газету, рассказывающую о культурной и политической жизни — «Казбек». С газетой сотрудничал С.М. Киров, который в течение девяти лет редактировал газету.
К началу ХХ века армянам принадлежало более половины торговых предприятий города, финансовый оборот которых составлял свыше 10 тысяч рублей.
Самым крупным было товарищество С.М. Киракозова — Б.Т. Оганова, которому принадлежало несколько магазинов, а также оптовый склад мануфактуры. По заказу товарищества во Владикавказе было впервые построено специальное торгово-офисное помещение, на втором этаже которого располагалась контора, а на первом — магазин с большими витринами, между которыми были вставлены в высоту этажа зеркала. Этот магазин, существующий и сегодня, сохранил и своё первоначальное, ходившее среди горожан название, — «Зеркальный».
14 армян, а это — 40% от общего числа депутатов, пользующихся особым доверием, входили в состав Владикавказской городской думы. Среди них – почётный гражданин И.М. Тертеров, владельцы торговой фирмы С.М. Киракозов и Б.Г. Оганов, коллежский советник, преподаватель немецкого языка В.И. Долбежев, отставной капитан Р.М. Долуханов, купец 2-й гильдии Б.Г. Казаров и др.
Первым городским головой Моздока был армянин — потомственный почётный гражданин И.С. Тушмалов. В конце XIX — начале XX веков главами избирались армянские купцы С.М. Аладатов и Х.П. Ганжумов.
В течение десяти лет, с 1865 по 1875 годы, начальником Терской области и наказным атаманом Терского казачьего войска был генерал-адъютант Его Императорского Величества Михаил Тариелович Лорис-Меликов (1825–1888), выдающийся военачальник, дипломат, политик, администратор, реформатор, потомственный почётный гражданин Владикавказа. После его смерти одна из центральных улиц города была названа Лорис-Меликовской (ныне — улица Ленина).
В середине 70-х годов XIX века при Армянской церкви г. Владикавказа открылось первое церковно-приходское училище для мальчиков, а осенью 1883 г. — для девочек. При церкви было создано «Армянское для вспомоществования учащимся общество» и попечительский Совет, в который входили В.С. Тер-Асатуров, И.А. Ахвердов и председатель — священник П. Кусикянц. Закрытое по непонятным причинам училище восстановилось в 1896 г. и объединилось в начальное училище. Руководил им Д.И. Нониянц.
В 1915 г. в результате геноцида армянского населения, учинённого Османской империей, хлынула масса беженцев из Западной Армении. Владикавказ принял большую группу армян. К ноябрю 1920 года армянская община Владикавказа состояла из 12 тысяч человек. Потомки тех переселенцев — семьи Григорян, Саркисянц, Аракелянц, Кирокосян, Манукянц, Захарян, Оганесянц, Симонянц и другие — живут во Владикавказе и сегодня.
С приходом советской власти численность армянского населения во Владикавказе также увеличилась. Активно строя мирную жизнь, армяне также активно защищали будущее общей Родины в Великой Отечественной войне. По статистике, они заняли третье место в Северной Осетии среди владикавказцев, принявших участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Каждый четвёртый представитель армянского народа, ушедший на фронт, не вернулся к родным очагам – более 800 воинов.
29 апреля 1995 г. во Владикавказе во дворе Армянской церкви был торжественно открыт памятник традиционного армянского искусства —Хачкар (в переводе — «каменный крест»), посвящённый памяти армян Осетии, погибших в годы Великой Отечественной войны (скульптор — Назаров, художник — Якубов). В сборе средств для возведения памятника участвовали владикавказцы различных национальностей, посильную помощь оказал Президент Северной Осетии А.Х. Галазов. Для освящения монумента из Сочи прибыл викарий Езник Тер-Петросян.
13 июня 2015 г. на основании приказа министра обороны Армении С. Оганяна, консул Республики Армения в ЮФО А.Р. Агаджанян вручил группе ветеранов — жителей Владикавказа — государственные награды Республики Армения: медали «Маршал Баграмян». Из г. Москвы для участия в этом мероприятии прибыл соотечественник, почётный председатель Совета объединения ветеранов войны и военной службы Сухопутных войск Вооружённых Сил РФ генерал-лейтенант Н.Г. Тер-Григорянц. Среди награждённых ветераны: А.А. Арутюнов, А.А. Вартазаров, С.А. Манукянц, Х.С. Меликян, А.М. Минасян, Э.Р. Петросян, А.Г. Хачикян.
Армянская община Владикавказа по праву гордится своими Героями — Героем Советского Союза (35 лет работавшем в Посольстве СССР в Сирии, Лаосе, Марокко) генерал-лейтенантом А.С. Мнацакановым — ушедшим на фронт из Владикавказа; защитником легендарной Брестской крепости — С. Матевосяном, впоследствии ставшим Героем Социалистического труда.
Андрей ДОНЧЕНКО
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |