Мы вместе уже четыре года. Сафари и я. «Сафари» — моя машина. Моя любимая машина. Для всех остальных она — просто старенький ржавый тазик. Для меня же — это друг и подруга под одним капотом.
По любым, даже самым незначительным поводам, я бегу с Сафари по врачам — мастерам любой масти. И документы у неё тоже должны быть всегда в порядке.
Кстати, почему Сафари? В свидетельстве о регистрации так указан её цвет. Вот имя как-то и приклеилось.
В декабре этого года пришло время обновлять моей любимице полис ОСАГО. До этого я каждый раз при оформлении жульничала: пару раз, как это принято в Осетии, я действовала через знакомых, минуя все очереди и длительные ожидания, а в прошлом году умудрилась каким-то непостижимым образом оформить страховку через Интернет у солидной конторы, но трюк за мной повторить никто из друзей так и не смог, что заставило меня задуматься. Благо, ДТП у меня не было, а значит, проверить легитимность той страховки так и не пришлось.
В этом году я тот старый трюк провернуть тоже не смогла. Контора написала, что такие старые машины, как моя, они не страхуют. Меня это даже обидело: ведь говорить о возрасте женщины — это неприлично. И 1996 год выпуска — это ещё не возраст! Сафари у меня практически тургеневская девушка.
В общем я решила поставить эксперимент: оформить страховку самостоятельно и через Интернет. Так, как полагается. Мне говорили: оставь эту идею, это невозможно. Мне говорили: какое электронное ОСАГО? Мы в Осетии живём! Мне говорили: зачем тебе тратить время и нервы?
И среди всех знакомых автовладельцев нашёлся только один, который рассказал, что сумел справиться с этим квестом самостоятельно, и теперь является владельцем красивенького полиса со всеми печатями и подписями.
Первое, что мне нужно было сделать, это поехать на техосмотр. Заметьте: я не пишу «пройти техосмотр», потому что «пройти техосмотр» Сафари, несмотря на мою любовь к ней, не под силу.
На техосмотре меня спросили, приехала ли я на машине, а затем зачем-то уточнили, на ходу ли она. Да-да, именно в таком порядке. Дедушка-диагност (или техосмотрщик? Не знаю, как его правильно назвать) не стал выходить из своей новенькой пластиковой будки, чтобы хотя бы внешне оценить состояние моей девочки. Видимо, моих слов о том, что она на ходу, было достаточно, чтобы на двух страницах отписать, какая она замечательная во всех отношениях. Я была удивлена, насколько моя Сафари идеальна внутри и снаружи. Можно было подумать, что она только что спущена с конвейера.
Распечатать бумажку о прохождении техосмотра стоило 500 рублей. Довольная тем, как легко оказалось справиться с первым этапом оформления страховки, я поехала домой.
По моим соображениям, я должна была зайти на сайт понравившейся страховой компании, быстренько вбить все данные, а к вечеру уже позвать друзей обмывать новый полис. Я начала с самых крупных компаний. Тех самых, которые первыми приходят в голову при упоминании словосочетания «страховая компания». Однако на сайте одной из них я не смогла даже зарегистрироваться. На сайте другой мне вновь принесли извинения, что «полуживые» машины не входят в пределы их компетенции. На сайте третьей я всё-таки добралась до вбивания данных, однако на этом всё и закончилось: компания написала, что данные о моём водительском удостоверении и остальных документах, скорее всего, не соответствуют действительности, и они должны их проверить в течение 20 минут. Эти 20 минут начались 25 декабря и длятся по сей день: письма от компании я так и не дождалась.
Вечер перестал меня привлекать радостным поводом. Я поняла, что друзей я позову совсем не для того, чтобы обмывать новенький полис, а для того, чтобы пожаловаться им на несправедливости этой жизни. Друзья пришли. И я стала жаловаться.
«А что ты хотела? Тебя же предупреждали, — говорил Саня. — Поезжай в офис и не трать время».
«Я же тебе рассказывал, как я сутки сидел, уткнувшись в комп, мне помогали Алан, Артур и Галаз, но мы ничего не смогли сделать» —- поддерживал Ренат.
«Ты пару часов урывками страховку делала, а у меня на это ушёл весь день», — говорил единственный живой человек, сумевший справиться со всеми перипетиями успешно, Жора.
Жора и стал моей последней надеждой. Я решила, что то, что не под силу крашеной блондинке, может быть, под силу ведущему инженеру. Все документы были торжественно вручены ему, и я благословила его на оформление.
Жора сражался храбро, бросившись на амбразуры страховых агентств. Он искренне пытался помочь, но это оказалось совсем не так просто, как описывают депутаты. И картинки с сайтов, посвящённых теме ОСАГО, где довольный автовладелец сидит с блаженной улыбкой и собакой перед компьютером, вряд ли имеют какое-то отношение к действительности.
Жора, как ведущий инженер, сумел установить, что нельзя просто так взять и оформить страховку. Нужно сначала зайти на сайт какой-нибудь одной страховой, вбить туда все данные (а это несколько страниц, на которых надо указывать какие-то там лошадиные силы и номера шасси), а потом выяснить, что застраховаться в этой компании нельзя. А можно лишь в какой-то одной, которую тебе случайным образом должен назначить Российский союз автостраховщиков.
Мне в этой русской рулетке выпала какая-то то ли «Ангара», то ли «Печора», то ли «Обь». Казалось, половина приключения позади: зная конкретную компанию, нужно было лишь вцепиться в неё крепко и не отпускать. Ну, как минимум, такой был план.
Жора передал мне эту информацию, и я попыталась зарегистрироваться на сайте этой подозрительной сибирской компании. Письмо с кодом для входа мне вновь так и не дошло. Я попробовала три разных почтовых ящика. Я перетрясла папки «Спам» и «Промоакции», попутно выяснив, что у меня, оказывается, могут сгореть бонусы на бытовую технику, а в Москву я сейчас могу улететь по акции быстро и дёшево (а учитывая то, что оформление страховки мне так и не поддавалось, а отчаяние подступало уже к горлу, полёты в Москву в один конец можно было бы считать контекстной рекламой). Я очередной раз признала, что я всё-таки блондинка, а Жора — всё-таки ведущий инженер, и попросила его довести дело до конца самостоятельно.
Но на сайте «Енисея» не знали о том, что Жора — ведущий инженер, и код ему тоже не выслали. Приятная девушка, ответившая на звонок по номеру 8–800, подсказала, что нужно отправить информацию в службу технической поддержки, которая ответит нам в течение суток. Вежливое письмо с описанием проблемы было отправлено. Однако ни через сутки, ни через двое, ни через пятнадцать, техподдержка нам так и не ответила.
Казалось, на оформлении страховки можно поставить крест. Я начала думать, что мои друзья были правы, и я взялась за неосуществимую задачу. Я грустно посмотрела на просроченный полис и поехала в офис, чтобы оформить ОСАГО по старинке.
Оказалось, что таких неудачников, которые не смогли справиться со страховкой онлайн, как и я, гораздо больше, чем я думала. Их столько же, сколько было четыре года назад, когда словосочетание «электронное ОСАГО» было чем-то из разряда «Очевидное — невероятное». Окинув печальным взглядом толпу мужиков с кислыми лицами, я поняла, что выдержать несколько часов в очереди я не смогу.
Буду ездить без страховки, подумала я. В конце концов, это будет мотивировать меня к аккуратному вождению, что тоже к лучшему скажется на здоровье Сафари. А с гаишниками я тоже разберусь. В конце концов, за четыре года они ни разу не попросили меня показать страховку.
Но где-то в глубине души у меня всё-таки осталось немного азарта. Кто-то в редкие моменты свободного времени открывает онлайн-игры, кто-то пишет друзьям, кто-то смотрит видео на ютубе, а я любую паузу заполняла попыткой оформить страховку. Это стало для меня неким ритуалом.
На сайте ещё одной из известных компаний было совсем весело. Там, чтобы что-то куда-нибудь сдвинулось, нужно было сыграть в «Форт Боярд». Чем вам не онлайн-игрушка? Там нужно было ввести абсолютно неразборчивый код с картинки (у меня нормально всё с зрением, а вот у авторов фона для этого кода — явно нет) и код из СМС. Если даже банки обычно присылают коды из цифр, то страховая компания в целях обеспечения безопасности (да ладно, серьёзно?) присылала мне вот такие коды: «17RJXxfhopa5~%$fhH». После того, как я запрашивала код, на странице сайта запускался двухминутный таймер, а к моменту начала ввода вот этого вот всего, у меня оставалась уже одна минута. После длительных тренировок я научилась набирать эти коды за сорок секунд, однако это не помогло. После ввода страница просто обновлялась, и всю процедуру приходилось повторять заново.
Но, наверное, чудеса действительно иногда случаются. Когда я очередной раз пыталась оформить полис на сайте какой-то никому не известной компании из никому не известного региона, Российский союз автостраховщиков сообщил мне, что к «Колыме» я больше не привязана. Моя страховая компания теперь — другая.
Я зашла на её сайт, вбила уже выученные наизусть данные своих документов, и получила свою страховку. Я не верила своим глазам. Всё получилось так легко и просто, как описывали владельцы страховых компаний. Поражённая простотой процедуры, я сидела перед монитором с блаженной улыбкой, правда, до сих пор без собаки.
Значит, всё-таки возможно. Значит, эксперимент удался! Значит, необязательно идти в офис.
Правда, главный вывод, который нужно сделать из этой истории, в том, что оформлять страховку лучше начинать за месяц. Иначе можно долго ездить без документов, как это получилось у меня.
А вот обмывать полученный полис настроения уже не было. Да и пока оформляли всё это, стоимость ОСАГО подросла на 20 процентов. Так что, лучше было сэкономить. И вообще, говорят, обмывать что угодно, связанное с машиной, — плохая примета. Я в это, конечно, не верю, но чёрная кошка же работает безотказно? Вдруг и здесь тоже так.