В этот день ветеран принимал поздравления от родных, близких. Нет, наверное, таких слов, которыми можно передать свою благодарность старому, седому воину, для которого этот день стал новой точкой отсчёта, каким привык он выверять смысл и цену своих поступков. За его плечами километры фронтовых дорог. Гамурза Хангериевич прошёл всю войну, с первых дней и до Победы. Остановимся на основных вехах биографии Исмаила Цагаева.
Первый крик появившегося на этом свете новорождённого, второго сына в семье Хангери Цагаева, жителя Задалеска, приютившегося на одном из крутых склонов Дигорского ущелья, слился вместе с заливистым лаем смертоносных пулемётных очередей и винтовочных залпов громким эхом, разносившихся в горах. Это всего в нескольких километрах от Задалеска, в узкой горловине Дигорского ущелья, у «Чёртова моста», отважные немногочисленные партизанские силы под командованием Симона Такоева, Данела Тогоева, Горга Арсагова мёртвой хваткой вцепились в глотку белогвардейским холуям, пытающимся любой ценой, не считаясь ни с какими потерями своих людей, ликвидировать последний оплот завоеваний Великого Октября в этих местах.
Старейшины Задалеска 5 мая 1919 года дали новорождённому имя Исмаил, но, как это нередко бывает у осетинского народа, появилось и другое имя — Гамурза. В горное село Задалеск в 1930 году приехали известные революционеры-керменисты Данел Тогоев, Горга Арсагов, Карамурза Кесаев. По случаю этого события в центре аула состоялся сход, куда собрались жители близлежащих аулов. Во время торжественного мероприятия маленький Исмаил, заметив среди гостей высокого и стройного Кесаева в черкеске, спросил свою мать: «Нана, кто этот мужчина?». В ответ она пояснила: «Это Кесаев Карамурза». Услышав эти слова, мальчик с восторгом воскликнул: «Я тоже с этого дня буду Гамурзой!» Так Исмаил сам себя нарёк новым именем, под которым его все знают. Так эти два имени бок о бок идут — шагают по жизни вместе со своим владельцем уже целый век.
Мальчик рос крепким ребёнком. Ему, как большинству детей горцев, пришлось рано познать нелёгкий труд жителя гор. В 15 лет он уже активно участвует в трудовой жизни своего колхоза «Задалеск», чем завоёвывает большое уважение к себе со стороны односельчан. У отца Исмаила — Хангери к тому времени стало заметно сдавать здоровье. Сказались почти семь лет каторжного труда золотоискателя на далёкой от родной Осетии Аляске. Поэтому Хангери не мог с оружием в руках стоять в одном строю с партизанами, но он помогал им, чем мог.
Ранний напряжённый физический труд пошатнул и здоровье Измаила, поэтому призывная комиссия, к величайшему его сожалению, признала его негодным к военной службе. Но, когда над нашей страной нависла смертельная опасность, когда германский фашизм по-воровски, без объявления войны напал на нашу Родину, Исмаил Цагаев добровольно ушёл на фронт. В августе 1941 года он — курсант школы младших командиров 75 Ростовского миномётного полка, затем становится командиром боевого расчёта 82-миллиметровых батальонных миномётов 176 полка 350 дивизии 13 армии. И зашагал по тяжёлым фронтовым путям-дорогам сержант Исмаил Цагаев в своём, ставшем ему родным, 176 полку, а на его плечах и на плечах его подвижников по-боевому расчёту продвигался вперёд и их верный и всегда надёжный, безотказный в бою 82-миллиметровый батальонный миномёт.
Во время ожесточённого боя с врагом под городом Сандомиром Цагаев был ранен в руку. Контузило его и в бою за город Житомир, но он всегда возвращался в своё подразделение, нередко ещё не долечившись до конца. А после одной контузии он совсем отказался уходить с передовой. И, нередко, по возвращении в свой полк, его ждала очередная боевая награда. На груди героя уже сияли медали «За отвагу», орден Славы I степени, орден Красной Звезды, полученный им за проявленные отвагу и храбрость при взятии городов Житомир, Кременец. Сержант Исмаил Цагаев многократно получал благодарности от командующего фронтом, особенно ему дороги благодарности от Верховного Главнокомандующего Советскими Вооружёнными Силами Генералиссимуса И.В. Сталина.
В 1943 году на полях сражения на польской земле, прямо на передовой, получил Исмаил Цагаев из Осетии письмо от своих родных, из которого он узнал, что вся его семья из горного Нижнего Задалеска перебралась на новое постоянное место жительства в старинное селение Дур-Дур, в дом брата Хангери, который погиб в собственном огороде, подорвавшись на мине, оставленной фашистами при их поспешном бегстве из селения, которое им удалось на короткое время оккупировать.
После гибели хозяина дом остался безнадзорным, чего не хотел допустить Хангери. Так что, теперь родственники Исмаила просили писать по другому адресу. Ещё они писали, что дур-дурцы встретили новых поселенцев, как родных, и немедленно приняли в свой колхоз, который носит имя И.В. Сталина. Родные просят Исмаила и всех его боевых друзей, чтобы они, как можно скорее, добивали фашистов и все, живыми и здоровыми, возвращались домой. А ему, Исмаилу, здесь уж и невесту присмотрели.
Но до полной победы над врагом было ещё ох как далеко! Враг был ещё силён, жесток и упорен... И всё-таки дошёл до Берлина горец-осетин, миномётчик из Задалеска Исмаил Цагаев! Он пришёл в Берлин победителем! Родственники, близкие, соседи сердечно поздравили Хангери с благополучным возвращением сына, которым отец очень гордился.
Многочисленные награды — ордена Славы III степени, Красной Звезды, два ордена Отечественной войны, медаль Жукова, «За взятие Берлина, «За отвагу», «За победу над Германией», сияющие на груди сына, сами говорили о немалых боевых подвигах, совершённых их владельцем. Сразу же по приезду с фронта его крепкие руки стали очень нужны и в домашнем хозяйстве, и в колхозе. После нашествия фашистских оккупантов пришлось восстанавливать почти полностью разрушенное селение, как личное, так и общественное хозяйство, потому сразу же, через несколько дней после своего возвращения, Гамурза Цагаев явился в правление колхоза и попросил дать ему любую работу.
На предложение стать звеньевым в полеводческой бригаде он сразу же дал согласие. Новый звеньевой, у которого в подчинении были только женщины, подростки да старики, сумел за сравнительно короткий срок вывести своё звено в одно из передовых в колхозе и в Дигорском районе. Когда же Гамурзе намекали на то, что пора привести в дом молодую хозяйку, он с улыбкой напевал мотив лётчиков из кинофильма «Небесный тихоход»: Первым делом, первым делом — хлеб на поле! Ну, а девушки, а девушки — потом... Но, как говорится в народе, всему своё время.
...Он впервые увидел её на свадьбе своего друга. Ничего примечательного, на первый взгляд, в ней не было. Среднего роста, худощавая, с открытым добродушным лицом. Но какая-то неожиданная, подсознательная интуиция как бы подсказала ему: вот она — твоя судьба! Она из семьи Дзотовых. Отец Татаркан и мать Нагъуа — уважаемые в селении люди. Сама Замира — скромная, работящая с добрым и мягким, уважительным к людям характером — так говорили о ней. При первой же возможности на празднике Гамурза пригласил Замиру на танец, она не отказала. После танцев было принято провожать девушек домой. Он с друзьями провожал девушек, среди которых была и Замира. После нескольких встреч Гамурза и Замира поняли, что им суждено навсегда быть вместе...
В доме Цагаевых не могли нахвалиться невесткой, сразу же она взяла в свои молодые руки всю нелёгкую домашнюю женскую работу, стараясь облегчить труд свекрови. Газмурза в своём доме — образцовый хозяин. Он — надёжная опора своей семьи. Внимательный, добрый муж, ласковый, любящий отец своих детей, которых у него шестеро — четыре сына и две дочери. В 1947 году за отличный труд и высокие показатели в сельском хозяйстве Исмаил Цагаев удостоен высшей правительственной награды — ордена Ленина.
Бегут неудержимо, ускоряя свой бег, годы жизни. Дети, уже и внуки, обзавелись семьями, выпорхнули из родного гнезда. Подрастают правнуки. Когда у Гамурзы ушёл из жизни его самый дорогой, самый близкий и надёжный друг — жена Замира, с которой почти четыре десятилетия они поровну делили доставшие на их долю радости и печали — у Гамурзы совсем побелела голова. Он так и не женился, отдал все силы на содержание и воспитание детей. Достойны удивления жизнестойкость, твёрдость характера и человеколюбие этого человека. Несмотря на то, что ушёл на пенсию, он ещё долгое время не прерывал связь со своим колхозом.
В 2012 году зампредседателя республиканской ветеранской организации Виктор Сабеев собрал группу ветеранов республики на лечение и отдых в профилакторий «Сосновая роща». Здесь были именитые ветераны, среди которых Исмаил Цагаев был самый старший и уважаемый. Виктор Сабеев делится своими впечатлениями о Цагаеве: «Живя с ним в одной комнате, мне очень повезло, мы знакомы с ним десятки лет. Я, как младший, старался облегчить его проблемы, а их в санаториях видимо-невидимо, а в свободное время старались культурно отдохнуть: играли в шахматы и шашки. Гамурза играл очень хорошо, он мог любого поставить в тупиковую ситуацию, и все старались его обыграть. Так как Гамурза обладает большим чувством юмора, вокруг него всегда раздавался смех. Он говорил: «Главное не выиграть, а получить удовольствие от игры».
Гамурза мне охотно рассказывал о своём отце Хангери, бывалом человеке. В поисках лучшей доли он побывал и на Аляске. Он рассказывал о семье, о братьях, сестрах, фамилии. Рассказывал, как жили горцы в тяжёлых условиях»…
В день векового юбилея Глава РСО-А Вячеслав Битаров вручил медаль «Во Славу Осетии» Гамурзе Цагаеву, который сражался за свободу и независимость родной земли, пользуется заслуженным авторитетом и уважением не только в родном селе, но и республике. Именно о таких, как он, сказал в своё время поэт Владимир Маяковский: «Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей!»