Через неделю в культурной жизни Северной Осетии намечается знаменательное событие – открытие после ремонтно-реставрационных работ здания Северо-Осетинской государственной филармонии.
Мы встретились с настоящим рыцарем музыки директором филармонии Ацамазом Макоевым, а также с проектировщиками и строителями, выполняющими работы на этом неординарном объекте, с тем, чтобы из первых уст узнать об истории возрождения очага культуры.
Вот что поведал нам Ацамаз Владимирович:
– Все помнят, что в 2006 году филармония фактически остановилась. Эти 10 лет выпали из её судьбы, люди даже стали забывать, где она находится. Вопрос о её ремонте был поставлен ещё в 2004 году. В августе уже был готов проект, в сентябре должны были приступить к работам. Но сентябрь 2004 года для Осетии стал страшным месяцем. Мир потрясла бесланская трагедия. Поэтому всё остановилось, и в 2004 году пришлось просто закрыть филармонию. Тогда начались лишь косметические ремонтные работы.
Но требовался ремонт капитальный. Ведь, помимо лютеранской кирхи, имеется ещё семь более поздних пристроек, которые оказались менее прочными по фундаментам и другим несущим конструкциям. А это и сама сцена, и часть зала… Я писал известное письмо и Миллеру, руководителю «Газпрома», с просьбой о помощи, но ничего не сдвигалось с места.
Всё это время филармония не останавливала свою работу. Мы скитались по другим сценам, по районам. У нас работало 217 человек. Мы сумели сохранить все шесть коллективов, а это симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, музыкальный хор национальной песни и два состава музыкального лектория, несколько солистов-вокалистов-инструменталистов, обслуживающая административно-хозяйственная часть, бухгалтерия и т.д.
Даже в эти тяжёлые времена мы продолжали осуществлять свою миссию, которую ни одна филармония в мире больше не делает. Потому что только мы допускали маленьких детей подходить к большому симфоническому оркестру. Это всё осталось. И поэтому у нас после Тугана Сохиева и других дирижёров появились Тимур Зангиев, Хетаг Тедеев, Георгий Албегов, Дана Муриева. Это потому, что больше нигде детей к государственным коллективам не подпускали. Мы это делаем.
Но вот наступила осень 2015 года. Этот день я помню, как сейчас: 20 октября к нам в филармонию пришёл Тамерлан Агузаров. За месяц до этого я передал ему письмо, где обратил внимание, что гимн нашей республики, который звучал на его инаугурации, не соответствует тому, что было написано. Я являюсь одним из авторов гимна: Аркадий Цорионти, я, и два поэта – Камал Ходов и Ирина Гуржибекова.
Но этот гимн от начала и до конца писал я, и партитура написана моей рукой. В 1994 году это было условие Вероники Дударовой: я делаю гимн на мелодию Цорионти, и тогда она исполняет его в Москве. Гимн был принят конституционно. Но после всякие умельцы записывали синтезаторные партии, давали петь разным исполнителям. Всё это было не то. Сохранился оригинал, который записали в Москве в 1994 году. И с этим вопросом Тамерлан Кимович пришёл к нам в филармонию.
Когда он увидел её состояние, то вскоре принял решение об организации ремонта. После его ухода из жизни работы были приостановлены. Но потом, слава Богу, Вячеслав Битаров пришёл в филармонию и распорядился довести до конца реставрацию, начатую при Агузарове.
Краснодарские специалисты провели исследования несущих конструкций и выявили всё, что нуждается в укреплении. На эти работы ушло два месяца.
Ко всему этому, во время вручения Государственной премии РФ, стоя рядом с Путиным, Валерий Гергиев, к нашему счастью, отметил то, что он недавно был во Владикавказе и видел, как ремонтируется филармония, в которой он делал свои первые шаги в музыке.
Весь мир узнал, что во Владикавказе есть филармония. Ведь чем она уникальна? Из неё вышли два главных дирижёра двух главных театров страны: Мариинского – Валерий Гергиев и Большого – Туган Сохиев.
После этого всё рвануло ещё более высокими темпами. Валерий Гергиев поручил своему японскому другу Ясукисо Тойото, лучшему акустику мира, который занимался и Мариинским театром, консультировать наших проектировщиков. И когда вы сейчас придёте в филармонию, то увидите, какой зал нам сделали. Гергиев настоял на том, чтобы там был орган. Это очень дорогое удовольствие. И по весу очень тяжёлый – около 8 тонн. Для этого сделали специальную опорную плиту. И весной, даст Бог, там будет ещё и орган.
В настоящее время готовимся к открытию, которое должно состояться 3 декабря. Об этом знает весь музыкальный мир – это филармония, из которой вышли Гергиев и Сохиев, с лучшей акустикой на юге России. Ведь то, что сделал Тойото, позволит считать нас залом федерального уровня, несмотря на то, что там нет такой вместимости, как в современных гигантских залах. Но в этом и вся его прелесть.
Валерий Абисалович подарил медные листы, которыми покрыто всё здание. Сделан новый шпиль. Восстановлен исконный благодатный облик здания, построенного в 1866 году.
Кстати, в этом году ему исполняется 150 лет. А сама кирха открылась в 1910 году, когда было получено разрешение и она была освящена.
После 1917 года в здании располагался пролетарский кинотеатр, затем клуб. В тяжёлом 1944 году здесь был создан симфонический оркестр, прообраз современного. А в 1945 году постановлением Северо-Осетинского обкома ВКП(б) была организована государственная филармония.
В этой филармонии зародилось всё, что называется музыкальным и даже хореографическим. Отсюда и ансамбль «Алан», и прообраз музыкального тетра. В музыкальных школах преподавали участники оркестра. В общем, как русская проза вышла из «Шинели» Гоголя, так музыкальная жизнь Осетии вышла из филармонии.
В Северо-Осетинской филармонии гастролировали лучшие музыканты ХХ столетия: дирижёры Вероника Дударова, Курт Зандерлинг, Валерий Гергиев, композиторы Тихон Хренников и Родион Щедрин, пианисты Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс. Называю только самые яркие имена, известные всему миру.
В моём кабинете есть рояль, на котором играли все великие. Последним на нём играл Муслим Магомаев, когда приезжал с супругой Тамарой Синявской на Дни Москвы в Северной Осетии. Таким образом, филармония наполнена духом этих выдающихся людей.
Теперь сбываются наши мечты и чаяния. Здание стало безумно красиво снаружи. Вернулись к первозданному виду.
Хочу назвать ещё несколько имён людей, которые оказали неоценимую помощь в реконструкции. Все окна, двери и кресла, которые по качеству и красоте даже превосходят, по-моему, те, что в Большом театре, абсолютно бесплатно сделал Анатолий Марзакулов, руководитель фирмы «Рокос». Сантехнику бесплатно предоставила фирма «Жираф». Министр строительства Русланбек Икаев бывает на объекте по нескольку раз в день, прилагает огромные усилия. Глава АМС Владикавказа Борис Албегов курирует благоустройство. Работы идут днём и ночью.
Насколько известно, 3 декабря, помимо министра культуры России, на открытии филармонии будет немало федеральных чиновников, иностранные гости, конечно, сам маэстро Гергиев, оркестр Мариинского театра. Надеемся, что и руководитель государства тоже приедет разделить с нами этот праздник.
5 декабря Веронике Дударовой исполняется 100 лет. С этого дня до конца года пройдет цикл концертов, посвящённый этой дате. Мы знаем, что Осетия – родина дирижёров, но впервые 9 декабря жители республики увидят и услышат парад всех дирижёров, воспитанных в республике, на сцене государственной филармонии.
Не буду говорить о том, что теперь здесь будут проходить концерты известных музыкантов. Но для меня филармония делается прежде всего для детей. Потому что одно поколение было лишено этого. Мы возобновим наши концерты, детскую и взрослую абонементную систему.
Со стороны улицы Льва Толстого над входом сохранилась надпись на немецком языке из Библии: «Со всеми вами божья благодать». Вечером здание будет украшать специальная подсветка.
После беседы с Ацамазом Макоевым мы встретились на объекте с дизайнером Асланом Зангиевым, прорабом Батразом Калоевым и другими строителями. Зангиев, в частности, отметил:
– Проведена реставрация фасада, который представляет историческую ценность, как объект культурного наследия. Задняя часть здания – поздняя пристройка. Всю архитектурную часть проектировал «Кавпроект», руководитель Вадим Кесаонов, архитектор Анри Плиев. Мы восстановили первоначальный вход с улицы Льва Толстого, хотя главный остаётся с улицы Миллера. Рядом, где раньше были услуги автосервиса, теперь будет разбит сквер. Фрамуги окон отреставрированы. Внутри ничего родного не осталось. Только в фойе стены из камня – наследие советского периода.
Мы учли возможности маломобильных людей – поставили лифт, на котором могут подняться инвалиды. Для них же предусмотрели специальные санузлы. Лес на сцене по требованиям акустики будет из кедра. Построили помещения для музыкантов и артистов. Филармония будет оснащена по последнему слову техники. Улучшили всё, что можно. Устроили тёплые полы, пожарную сигнализацию, видеонаблюдение и т.д. Во дворе построили новый административный корпус, тут же котельная.
Шпиль раньше был не аутентичный, короткий. И мы по старой фотографии вымеряли первоначальный, постарались восстановить в первозданном виде. То же касается и креста. Меня сюда привлекла бывший министр культуры Мадина Атаева, которая также приложила немало усилий к реставрации.
Витражи настоящие в окнах. Я не знаю, есть ли у нас в городе ещё где-либо витражи из калёного стекла, пропаянные оловом. Решили, что в таком здании должны быть витражи. Сейчас заканчиваем фасадную подсветку, ещё надо осветить шпиль.
Все фасады усиливались по сейсмическим нормам, стены были торкретированы, усилены бетоном, армированы. Работа проведена капитальная. Хочется надеяться, что филармония станет новым лицом города, наряду с мечетью. Это единственное здание в стиле псевдоготики на Северном Кавказе.
Прораб Батраз Калоев добавил, что перед началом ремонта состояние несущих конструкций проверяли эксперты из Красноярска, Мордовии, Краснодара. По окончании работ они были настолько удивлены их результатами, что сняли об этом видеофильм с тем, чтобы демонстрировать его в качестве учебного пособия. А ещё Батраз подчеркнул, что в процессе реставрации он стал всё больше задумываться над тем, как много во Владикавказе замечательных исторических зданий, которые, подобно филармонии, остро нуждаются в капитальном ремонте и реставрации, дабы не быть безвозвратно утерянными.
И действительно, история с возрождением филармонии может всех нас многому научить. Это яркий пример того, как можно решать всем миром сложные, казалось бы, неподъёмные вопросы. Большая благородная цель сплачивает людей, облагораживает их самих, делает бескорыстными.
Глубоко символично, что немецкая лютеранская кирха обретает новую жизнь, перевоплощаясь в подлинный храм волшебной музыки.
Владимир ГАБАНОВ