Из Осетии в Париж с любовью
Тамара БУНТУРИ
В Северной Осетии математик Пьер-Луи Курьен, внук всемирно известного учёного-лингвиста Жоржа Эдмона Дюмезиля, провёл больше недели. Эти дни благодаря врио директора Владикавказского научного центра РАН Алексею Чибирову, который и пригласил французского гостя, вместили в себя столько событий и впечатлений, что их хватило бы на месяц, а то и больше.
Пьер-Луи Курьен побывал в научных институтах, школах, центрах дополнительного образования, библиотеках, посетил арт-пространство «Портал», познакомился с будущей экспозицией Планетария, увидел воочию самую настоящую осетинскую свадьбу в Унале, насладился велосипедными прогулками по горным тропам, оценил национальную кухню. И везде его окружали люди, которые, согласно знаменитому кавказскому гостеприимству, и просто от чистого сердца, старались как можно больше рассказать, показать, удивить, восхитить, порадовать, накормить дорогого гостя.
Перед отъездом мне удалось поговорить с Пьером-Луи Курьеном и узнать, что же больше всего ему запомнилось и останется в памяти надолго. Всё время гостя сопровождал научный сотрудник Центра скифо-аланских исследований, переводчик Тимур Чибиров. Он и помог нам поставить заключительную точку. Также несколько слов сказал и Алексей Чибиров.
— Пьер-Луи, Ваши самые яркие впечатления?
— Самое важное — это посещение мемориального комплекса «Город Ангелов» в Беслане. Большая благодарность тем людям, которые ухаживают за ним. Считаю, что было принято очень смелое решение — оставить здание школы, как памятник, напоминающий о трагедии. Затем мы посетили школу в Беслане, которую построили после событий, светлую и просторную, и было приятно общаться с учениками, которые держались уверенно, не смущались, и задавали мне вопросы.
Но всё же победителем в номинации «Посещение» я бы назвал визит в гимназию №45 имени Жоржа Дюмезиля. Мне было очень приятно наблюдать, как молодые ребята танцуют в национальных костюмах, а ученики поют песни на французском языке. Отрадно, что осетины чтят свои традиции. Я провёл два дня с художниками и музыкантами в «Портале», смог послушать колоритную музыку, исполненную на национальных инструментах, народные песни.
— Что Вы расскажете своей маме, когда прибудете в Париж?
— Конечно, я покажу ей множество фотографий из Осетии, постараюсь воссоздать весь мой визит, всю программу, которая была очень насыщенной.
— Знаю, что Вы большой любитель велосипедных прогулок. Сколько километров проехали?
— Это была лёгкая поездка, потому что ехали по прямой на спуск. Где-то около сорока километров из Дигоры в Чиколу. Замечательный пейзаж: горы, сёла, цветы, очень чистая вода.
— На чём передвигаетесь по Парижу?
— На велосипеде.
— На каком языке предпочитаете общаться? Парадокс, но Жорж Дюмезиль, зная 30 языков, не говорил по-английски.
— Мы живём в глобальном мире, и английский язык знать необходимо. Но, если мне надо выразить более глубокие мысли, перехожу на французский.
Далее несколько вопросов было задано Алексею Чибирову.
— Как родилась идея визита Пьера-Луи Курьена во Владикавказ? Довольны ли Вы её воплощением? Перспективы на будущее.
— Прежде всего, выражаю большую благодарность председателю осетинского общества во Франции Лоре Джанаевой, с которой мы тесно сотрудничаем. В ходе разговора идея и возникла, ведь Пьер-Луи планировал посетить Кавказ. Мы старались сделать программу поездки максимально интересной, хотя всё прописать заранее было очень сложно. Так что, всё, что получилось — большой, хороший экспромт. Очень надеемся, что программа ему понравилась.
Цель визита — воплотить в жизнь мечту его деда, который очень хотел в 60-е годы посетить Кавказ, но не довелось. Такое желание явно прослеживается в переписке Дюмезиля с Василием Ивановичем Абаевым. Второе. У нас появилась возможность посмотреть на Жоржа Дюмезиля, не как на портрет на стене, а как на живого человека по воспоминаниям его внука. Мы смогли прочувствовать весь масштаб этой фигуры. И не только по научным работам. Третье — мы хотели сделать приезд Пьера-Луи достоянием общественности, учитывая, какую важную роль сыграл его дед в развитии истории и культуры Осетии. И ещё одна мысль, которую я бы хотел выразить: яркая индивидуальность, интеллект Жоржа Дюмезиля распространяется на всю его семью. Надо сказать и об отце Пьера-Луи Юбере Курьене, очень значимой фигуре для Франции. Он был министром науки и космоса в правительстве Франсуа Миттерана, запускал в космос ракеты и отправил в космос первого французского космонавта Жан-Лу Кретьена. У Пьера-Луи — сын и дочь, есть внучки, и такая наследственность обязательно даст о себе знать.
— Хотелось, чтобы знакомство продолжалось.
— Конечно. Мы открыли для Осетии Пьера-Луи Курьена. Были хорошие контакты с нашими математиками. Надеюсь, что есть договорённости по совместной работе. С культурной точки зрения мы будем делать всё, чтобы имя Жоржа Дюмезиля всегда звучало наряду с выдающимися людьми, которые сделали очень многое для Осетии. Хочу поблагодарить Тимура Чибирова, Владикавказский научный центр, Министерство образования и науки Северной Осетии, Северо-Осетинский государственный университет и всех причастных к организации и проведению мероприятий, которые наш гость посетил. Отдельное спасибо ректору СОГУ Алану Огоеву.
Во время разговора Пьер-Луи добавил, что после посещения гимназии №45 он написал руководителю лицея во Франции, который также носит имя Жоржа Дюмезиля, информацию для налаживания контактов с гимназией во Владикавказе. И он очень надеется, что им будет, о чём поговорить.
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |