В многовековой истории ингушского народа немало горьких страниц. Одна из них – трагедия 23 февраля 1944 года. В этот день началась страшная по своей жестокости операция по тотальной депортации ингушей и чеченцев. Трудно передать словами все трудности и испытания, выпавшие на долю народа в феврале 1944 года и в последующие 13 долгих лет. Все эти годы бесправия и унижений люди верили, что когда-нибудь вернутся на родину. Но многие не дожили до светлого дня возвращения. Об этом нужно знать и помнить.
Судьба Абдулы Абубакаровича Ахриева показательна для того трагического времени. Родился он в простой крестьянской семье в 1887 году в селении Яндаре Назрановского округа. Окончил 7 классов, затем училище. В годы гражданской войны сражался с деникинцами. Вот как его характеризует командир Ингушской кавалерийской бригады 2-й Конной Армии: «Будучи партизаном, Ахриев А.А. неоднократно, прибывая через чёрные снеговые горы из Ингушетии в Грузию и обратно по специальным заданиям Бюро Северо-Кавказского Комитета партии, а также, действовавших в Ингушетии партизанских отрядов, переправлял и доставлял по назначению денежные суммы, оружие и прочее снаряжение при соответствующих секретных документах. Несмотря на тяжёлые условия борьбы и выполнения, столь ответственных и опасных для жизни поручений, Ахриев А.А. проявил себя честным, выдержанным и стойким бойцом-партизаном и своей самоотверженностью доказал, что ему дороги интересы рабочего класса и горской бедноты».
Характеристика от легендарного героя гражданской войны, награждённого двумя орденами Красного знамени, Заамы Яндиева дорогого стоит. У Абдулы Абубакаровича был дарственный пистолет от него. В мирное время Абдула Ахриев работал по своей специальности – товароведом. Когда началась Великая Отечественная война, красного партизана не взяли на фронт из-за инвалидности. И вот грянул чёрный февраль 1944-го. После всех мытарств семья Абдулы Абубакаровича попала в Павлодарскую область Казахстана. Тяжело было выживать в суровых условиях поражения во всех правах. Но благодаря мудрости, терпению, трудолюбию, силе воли, унаследованным от предков, семье Ахриева удалось как-то устроиться. Но беда приходит, не спрашивая.
Из приговора Судебной коллегии Павлодарского областного суда (ноябрь 1950 г.): «Обвиняется Ахриев Абдула Абубакарович, уроженец с. Яндырка, Сунженского района быв. ЧИ АССР, ингуш, беспартийный, из крестьян-бедняков, гражданин СССР, женатый, имеющий на иждивении 4 детей в возрасте от одного до семи лет и престарелую мать, ранее не судимый, до ареста работавший в Павлодарском отделении «Главторгмета» участковым уполномоченным. Ахриев, будучи враждебно настроен к Советской власти, среди населения проводил антисоветскую агитацию, направленную против мероприятий, проводимых партией и Советским правительством, высказывая недовольство по адресу коммунистической партии и Советского правительства на переселение чечено-ингушей из Северного Кавказа в Казахстан. Клеветал на коммунистическую партию и Советское правительство, а также на вождей Советского государства. В судебном заседании подсудимый Ахриев в предъявленном ему обвинении виновным себя не признал и суду пояснил, что он антисоветскую агитацию никогда не проводил, что обвинение его построено на клеветнических измышлениях свидетелей на почве личных счётов с ним. Но вина Ахриева доказана показаниями свидетелей…».
Сталинская судебная система работала без сбоев: «Подсудимого Абдулу Абубакаровича, 1887 года рождения, признать виновным по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР и определить по этой статье меру наказания 10 (десять) лет лишения свободы, с последующим поражением в правах…». В 1952 году А.А. Ахриев скончался от паралича сердца в колонии строгого режима в Актюбинской области. До последнего он писал жалобы Сталину, в высшие инстанции государства на несправедливость.
Дело Ахриева Абдулы Абубакаровича было пересмотрено Президиумом Верховного суда Казахской ССР 23 сентября 1968 года и прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления. Его реабилитировали.
Павел ЦОРОЕВ
г. Назрань
Регионы | Магас и Республика Ингушетия |