Приучать ребёнка к чтению необходимо и важно. Сначала кроха разглядывает только картинки, таинственные значки — буквы не привлекают взгляд малыша, а вот яркие зверюшки, принцессы и королевичи, живущие в загадочной стране под названием «сказка» очень интересуют маленького человечка, познающего, открывающего для себя мир. Дети не терпят халтуры, на интуитивном уровне отделяя искренность от лицемерия, поэтому не любая книга с картинками зацепит внимание юного читателя.
Профессия иллюстратора зачастую незаметна и мало кто задумывается над тем, сколько потрачено времени и сил, чтобы создать яркие образы на страницах литературных изданий. Художники-иллюстраторы детского журнала «Ногдзау» рассказали нам, как общаться с ребятами на языке изобразительного искусства, завлечь их в удивительный мир чтения и то, как оживают сказки на страницах книг.
Земфира Дзиова, Наталья Гаппоева, Владимир Айларов и Аркадий Абаев — дружная и обаятельная команда профессиональных иллюстраторов детского журнала «Ногдзау». Они раскрашивают страницы издания в яркие цвета, придумывают образы главных героев литературных произведений, делают каждый номер журнала красочным и интересным, ведь насколько познавательным не было бы содержание — привлекает юных читателей именно внешний облик издания.
«В советское время в Осетии книг выходило много, и в издательствах работали профессиональные художники, в настоящее время, тем островком, где на постоянной основе можно применять свои знания и умения, остался лишь журнал «Ногдзау». Хороших иллюстраторов во Владикавказе можно пересчитать по пальцам одной руки. Ведь хороший живописец — ещё не значит хороший иллюстратор», — говорит Земфира Дзиова. Объясняется это просто — у каждого из этих направлений свои задачи. Живописные работы рассчитаны на то, чтобы зритель глядел на них издалека, иллюстрацию же принято рассматривать вблизи. Особую важность здесь приобретают детали, даже если картинка не реалистична.
Земфира Дзиова работает иллюстратором 25 лет, поэтому смело можно говорить о том, что она стояла у истоков зарождения компьютерной иллюстрации. По её словам, особо удачными такие работы получаются у Натальи Гаппоевой, Владимира Айларова и Давида Харебова. «Компьютер — это такой же инструмент в наших руках, как и кисть. Человек, который не умеет рисовать и иллюстративно мыслить — не создаст хорошую работу ни на холсте, ни на компьютере. Компьютер иногда ускоряет процесс создания иллюстрации, но бывают случаи, когда на иллюстрацию, которую создаёшь в специальных программах, уходит намного больше времени», — рассказывает Владимир Айларов.
В Осетии практически нет иллюстраторов, владеющих компьютерной графикой, ведь это узконаправленная специальность, требующая много знаний и навыков работы в специальных программах. Кстати, читатели редко различают картинку, выполненную с помощью искусственного интеллекта, от нарисованной вручную. «На Западе больше ценится иллюстрация, выполненная вручную, и мне она тоже больше нравится. Но, конечно, всё зависит от того, как профессионально выполнен рисунок. В западных странах просто уже устали от компьютерной графики, к тому же, ручная иллюстрация считается более дорогой», — делится Наталья Гаппоева.
Чтобы оформить номер журнала «Ногдзау», у команды художников в среднем уходит месяц, а для того, чтобы украсить книгу, необходимо минимум полгода. Конечно, многое зависит и от объёма, и от техники, в которой выполняются рисунки. По словам Земфиры Батразовны, она — детский иллюстратор, творить для взрослых она бы не стала: «Детская иллюстрация должна быть лёгкой, яркой, немного с юмором, ни в коем случае не занудной. Следует учитывать и возрастную категорию детей — то, что привлечёт внимание пятилетнего ребёнка, будет не интересным для подростка. В работе детского иллюстратора всегда должна присутствовать лёгкая несерьёзность. Наверное, в душе мы по-прежнему остаёмся детьми».