Вернее, вопросов несколько, они известны, но тем не менее пока не решаемы. Или решаемы, но недостаточно. «Мы с вами являемся свидетелями парадоксальной ситуации, — обратился к собравшимся Вячеслав Битаров. — Ежегодно наши вузы выпускают тысячи специалистов, но при этом представители бизнеса, производственники жалуются на то, что не хватает профессиональных кадров. А молодёжь в то же самое время говорит, что нет рабочих мест». Уже стало притчей во языцех: нет каменщиков, сварщиков, монтажников, крановщиков…Диплом о высшем образовании стал чем-то вроде свидетельства о рождении: должен быть у каждого. А вот знания… Много говорилось, что несмотря на обилие юристов-экономистов и их нет. Имеется в виду толковых и ответственных. Ректора сетуют: студент уже не тот нынче. Но только ли студент виноват?
Директор ПУ 5 Казбек Гагиев акцентировал внимание на основных проблемах в специальном образовании. Первое: нет вообще или очень слабая связь с реальным сектором экономики. Но одних лабораторий или часов практики, сколько бы их не увеличивай, мало — специалиста надо готовить на производстве. И на это потребуются годы, и немалые, и средства. «Ни один вуз в мире не выпускает готовые кадры. Их нужно обучать и вкладывать деньги», — убеждён ректор СК ГМИ Юрий Дмитрак. Коллеги согласны. А на деле… Прежде всего, у вчерашнего студента, приди он на предприятие, спрашивают… опыт работы. Вместо того, что прикрепить к нему наставника и обучать тонкостям производственного процесса. Ещё одна проблема, которую озвучил Гагиев, отсутствие стажировки и мест для стажировки у самих педагогов. Они же тоже где-то должны повышать свою квалификацию в свете развития новых технологий. Можно и производственников непосредственно в учебные аудитории приглашать, вот только не очень-то они идут, ссылаясь на разные причины.
Что ещё? Обязательно профориентация школьников и их родителей. Всё-таки устоявшиеся предпочтения трудно менять, но все же придётся, рынок труда сам подскажет. В ногу со временем и реалиями в республике надо идти и учебным заведениям: менять свои федеральные механизмы сложно, но нужно: развивающиеся в Северной Осетии отрасли должны иметь своих, доморощенных профессионалов.
Говорили о патриотическом воспитании, о толерантности. Эти качества формируют гражданина, и правильно поставленная в учреждении работа делает большое дело в этом важном направлении.
Подняли и проблему коррупции. Она есть, и очень негативно влияет на качество образования. Как отметили ректоры, проводится жёсткая кадровая политика в отношении взяточников, вплоть до увольнения.
Так вот какой будет «готовый специалист» зависит от многих факторов. И все они должны сойтись в одной точке и дать результат. Усилиями многих людей, профессионалов в своём деле. «Ваш «товар» должен быть востребован на рынке труда, — напомнил Глава ректорам и чиновникам от образования, поясняя, что как бы это ни звучало, по сути, выпускники — это «продукция» вузов и ссузов. И ещё раз напомнил: «кадры решают всё». Ясно и понятно. И многократно подтверждено временем.
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |