Производящий всё во всех. /Библия, 1 Кор.12,4-6/
Кто-то скажет – это небыль, другой помыслит – быль. И оба будут правы, – это две стороны одной чудной истории. Причём весь этот «странный, смутный ход» событий покрыт сплошным матовым налётом той эпохи, которую принято называть ранним средневековьем. Ясно здесь только то, что это не совсем детская сказка. Короче, набросок, или вольный пересказ того, как однажды бедовый Ширдон и добрый Санта Клаус разошлись во мнениях и взглядах. Не на шутку, всерьёз и на века.
И, казалось бы, всё из-за миниатюрной буквы йота (помните? ни на йоту не уступать). Вроде бы пустячок, мизер. Но какую сверхсилу – эта самая йота – имеет в Св. Писании. Ладно, это к слову.
Между тем, наши баснословные герои, Ширдон и Санта Клаус, пошли дальше. (Забавный парадокс – они реально современники, судя по датам жизни.) ...И вот тебе на, в 4-м веке н.э. устроили грандиозный, поистине вселенский спор. С точки зрения истории, их проблема в основном решилась на I Вселенском Соборе в Никее в 325 г. Чрезвычайно сложные были времена. Не зря их назвали тёмные века.
Но, впрочем, это присказка – сказка будет впереди.
Санта Клаус, как и наш Дед Мороз или их Йоулупукки, вселяя в людей надежду, радуют взрослых и детей под Новый год и на Рождество. Они волшебные собратья, имеющие совершенно разные истории. Своя история есть и у Санта Клауса. Он, понятное дело, фольклорный персонаж и суперсказка. Праздник, одним словом. Вместе с тем, ни для кого не секрет, что прообразом Санты был Николай Мирликийский. Вернее сказать, Св. Николай, он же Николай-чудотворец – покровитель моряков, купцов и детей. Один из самых почитаемых святых в христианском мире.
В отличии от Санта Клауса, у Ширдона своя баллада. На свой лад. Но тоже – наслоение и сплав удивительных сказаний и преданий.
Как-то раз, в силу своего призвания, Николай Мирликийский находился в Александрии Египетской. Стало быть, там он мог видеться со своим будущим оппонентом и заклятым недругом Арием Александрийским. Имя это коренится в названии христианского вероучения – арианство. В тот период (IV-VI вв.) арианство, как течение или крен в христианстве, гремело на просторах Римской, затем Византийской империи. Хорошо известно, что арианской веры придерживалась большая часть евроварваров (варварами, как известно, назывались все народы-племена, кроме грамотных римлян). Среди многих прочих, к варварам относили готов (Каталония), вандалов (вандало-аланское королевство), аланов, сарматов и т.д. Важную роль играло арианство у верховной знати Римской империи. Достаточно вспомнить, что перед своей кончиной, Константин Великий – названный первым христианским императором – принял крещение от арианского епископа. В своё время (V в.), главком Восточной Римской империи, алан Аспар Ардабур, а также его близкие и приближённые исповедовали арианство.
Короче, как бы там ни было, на Вселенских соборах 325 и 381 гг. арианство – таки признали христианской ересью. Ибо не дано критико-аналитическим умом и вероучением Ария постичь, понять и принять Св. Троицу. (День Св. Троицы, или праздник Пятидесятницы. На 50-й день после Пасхи на учеников Христа, на каждого из 12 апостолов сошёл Дух Святой. С того самого момента им было дано проповедовать слово Божие всем народам на их языках. Поэтому ещё тот знаменательный день называют днём рождения христианской Церкви).
Так вот. Собор осудил инакомыслящего Ария. Его отправили в ссылку, наложив анафему и отлучив от Церкви. Этот исторический эпизод, как будто продублирован в «Сказаниях о нартах». Об этом намекает сюжет, где нарты с проклятьями (та же анафема) удалили Ширдона от нартовского Ныхаса. Наверно кто-то уже обратил внимание на интересную параллель. А именно на стародавние форумы праотцов, два схожих по своим масштабам процесса: в Европе – вселенский Собор, в Сказаниях – нартовский Ныхас. И два из ряда вон выходящих типа, культурных антигероя и изгнанника, Ширдона и Ария...
И вот что, собственно, характерно, через какое-то время эти окаянные бунтари и непоседы возвращались. Каждый в свой мир. Продолжая досаждать (один – нартам, другой – европейцам) и вносить сумбур в умы своими идейными призывами. Короче, эта парочка талантливых смутьянов друг друга стоила. Один баламутил сообщество нартов, другой смущал христианский мир. /Вот одна из исторических характеристик Ария: «бербер, родом из Ливии, человек, страстно ревнующий о вере и учении христианском, в среде пресвитеров был величиной 1-го ранга. Учёный-диалектик, красноречивый проповедник, высокого роста худощавый старик в аскетической простой одежде, чинного и строгого поведения, богато одарённая натура, упрямый спорщик...» И если он здесь кого-то напоминает, то только не Дед Мороза или Санта Клауса, тем более не Йоулоупукки. Зеркальным отражением еретика Ария видится из ряда вон выходящий, мятежный Ширдон. Вот его краткое описание в нартовском эпосе: «коварство неба и хитрость земли, своим красноречием мог разрушить гранит, умел вести счёт, знал, что было, и что будет и т.д., при этом науськивал нартов друг на друга и резко исчезал». Не правда ли – вездесущий, как Фигаро – здесь, там?
Что касается буквы йота. Упомянутый Никейский Собор был созван по спецуказу императора Константина с целью прийти к единомыслию в вопросах веры. Тогда, среди более чем 300 (можно сказать – высший свет) епископов разгорелся не совсем мирный богословский спор. Шли разногласия о природе и личности Христа. С одной стороны, принимали участие приверженцы Св. Николая, епископа Мирликийского, и это понятно. Напротив расположились партийцы священнослужителя, пресвитера Ария Александрийского. Конечно, полемика происходила не из-за того или иного слова или буквы (есть буква, а есть дух). Камнем преткновения – и тогда, и раньше, и сейчас – является разночтение, не всегда верное (лицеприятное) толкование Библии.
В двух словах, богословская перепалка заключалась в следующем. Православные христиане, приверженцы Св. Николая стояли за полное единство Святой Троицы, то есть Сын Божий Христос (Логос) единосущен (homoousios) Богу-отцу. Но партия Ария неистово настаивала, что подобосущен (homoiousios).
Вечная тема – лабиринт с выбором: логика или вера.
Поэтому поводу и собирались два первых Вселенских собора, в Никее в 325 г. и в Константинополе в 381 г. В итоге приняли Никео-Цареградский (Константинопольский) Символ веры. Так был сформулирован догмат о Св. Троице. При всей непостижимости, но для более ясного понимания триединства, сообразили такую аллегорию: «Солнце, своими лучами дарующее свет и тепло». Вера в Св. Троицу, как основное положение христианства, признана православными, католиками и протестантами.
Это касается многих. Поэтому не лишним будет вспомнить догмат о Св. Троице (современный перевод):
1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого.
2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, Рождённого от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, одного существа с Отцом, Им же всё сотворено.
3. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком;
4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребённого,
5. И воскресшего в третий день по Писаниям,
6. И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца,
7. И снова грядущего со славою судить живых и мёртвых. Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном сопоклоняемого и сопрославляемого, говорившего через пророков.
9. И во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Признаю одно Крещение во оставление грехов.
11. Ожидаю воскресения мёртвых,
12. И жизни будущего века. Аминь.
На том и порешили. Но прежде были долгие дебаты. И до того оживлённые, что, согласно одной из церковных легенд, религиозные деятели на эмоциях выходили за рамки приличия. Это про Ария и Николая (вроде как небыль, но икона по теме – «Заушение» – есть). Кстати, Константин I причину конфликта прокомментировал приблизительно так – мол, один задал неосторожный вопрос, другой дал необдуманный ответ.
У немецкого поэта Гейне есть такие строки: «Брось свои иносказанья, И теории пустые, На проклятые вопросы, Дай ответы нам простые». Какие же невидимые узы связывают христианского диссидента Ария Александрийского и хрестоматийного бунтаря Ширдона Нартовского? Родственную взаимосвязь уже давно увидели в известном сопоставлении имён Санта Клаус и Св. Николай. И подобное родство отнюдь не редкость. Не грех будет и здесь смоделировать незамысловатую логическую цепочку. И это, что называется, ненаучная гипотеза. Итак, – несостоявшийся епископ Арий проживал на территории Римской империи, в Александрии Египетской. Эта Александрия расположена на побережье Средиземного моря, в дельте реки Нил. Нил ничто иное, как египетская река. Египетская река – по-осетински, буквально и значит – Мысырдон. Много воды утекло с тех пор и по всей видимости, как это нередко бывает, река времени размыла первые две буквы. И остался просто – Сырдон, или Ширдон, чей отец Гатаг (или, Готаг – гот).
Всякого рода взаимоотношения готов с аланами измеряются примерно с II-III веков н.э. Тогда многие народы пересекались в военных и разбойничьих походах. В духе пушкинских «Братьев-разбойников»: «Какая смесь одежд и лиц, племён, наречий, состояний.» Вместе с тем, не надо забывать, что в IV-VI вв. готы, вандалы и другие, не только древнегерманские, народы (как приятели алан, так и неприятели) во множестве своём придерживались арианства. Разумеется, не все. Не малое их число причислялоcь к православным христианам и, естественно, никуда не исчезли язычники. Свою, этническую религию имели аланы. Хотя в первых веках нашей, т.е. христианской эры, сообщения историков пестрят различными сведениями о религиозных воззрениях алано-сарматских союзов и объединений. Солнце, меч, крест... У кого-то они записаны как христиане, там они ариане, здесь – язычники...
Тёмные века – что и говорить – в мутной воде все норовят выловить свою добрую долю, и всем охота обрести свой счастливый удел.
При всём при том в Европе уже взошло солнце истины и утверждаясь вовсю засияло христианство. Своим ходом, под покровом сгустившегося политического тумана, незаметно подкрался крах Римской империи. В то же самое время, на бывших её территориях начали возникать новые государства, формировались империи и появлялись разновеликие королевства. Около века (439-534) было известно вандало-аланское королевство с центром в Карфагене. Со своей арианской Церковью и своими соборами, которые – в свою очередь (в пику, что ли) – объявили православие еретической верой.
Не ладил союз аланов и вандалов с Римом ни в вопросах веры, ни в военной политике. Как результат, в 455 г. алано-вандальская союзная флотилия десантировала свои войска у берегов Вечного города. Две недели знакомства с римскими достопримечательностями и приобщения к духовным и, особенно, материальным ценностям отразились в слове «вандализм». Ещё раньше, в военно-экспедиционном походе 410 г., аланская дружина и вестготы Алариха (как записано: язычники и ариане) захватили и, не тронув церкви, разорили тогда ещё благополучный Рим. В общем и целом, везло аланам с приверженцами Ария. Практически так же, как нартам с Ширдоном. Так они и жили – то врозь, то вместе, там с древними германцами, тут с Ширдоном.
Никто с определённой ясностью не скажет, включает ли в себя образ Ширдона черты германо-скандинавского культурного мира. Имея в виду, конкретно – вандалов и готов (тех ещё, не современных). Но чисто символически это весьма похоже.
Вдобавок ко всему, надо ещё принять во внимание, что Ширдон, как и Арий со своим учением, многолик и почти неуловим. Этакий виртуальный трасформер – то гений, то тип с дьявольской харизмой. Пожалуй, что именно так, трансформируясь, могло сложиться его имя: Мысырдон – Сырдон, единственный в своём роде. Единственный и неповторимый, за исключением своего дублёра, или клона по духу. И это, конечно, под стать Ширдону – Локи, бог хитрости и обмана в германо-скандинавской мифологии.
Для связки слов «Ширдон и готский мир» можно привести, что не повредит даже на йоту, более-менее подходящий аргумент. В раннее средневековье (не в пример аланам) у готских племён, в массе своей, было не ахти как с боевыми конями. Таким же точно образом и Ширдон в нартовском эпосе – безлошадный. Как в «Походе нартов»: «Мы – верхом, ты – пешком; ты – пешком, мы верхом, – так и доедем».
Вот и здесь, на пересечении путей-дорог Ширдона и Ария приходим к развязке. (Эта развязка не из атласа автодорог, где могла бы быть схема маршрута: Владикавказ – Барселона, и далее в Лондон через Париж)
Остаётся пояснить, что Св. Николай Мирликийский канонизирован христианской Церковью и причислен к лику святых более 1500 лет назад, едва ли не при жизни.
На огромную дистанцию от него ушёл Арий Александрийский. Тем не менее, вдохновитель арианства, ересиарх (основатель ереси) Арий канонизирован в лике святых 16.06.2006 г. С того дня его официальное именование – Святой Арий Александрийский, пресвитер и мученик. Вот только канонизирован он в Англии, Арианской Католической Церковью, не имеющей отношения к христианским конфессиям: православию, католицизму, протестантизму.
Не все истины рождаются в спорах. Но это никак не отменяет библейской истины, которая гласит: «Ты имеешь веру? имей её сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает».
Знать бы ещё, что по поводу всего этого думает Ширдон... Сказал бы, наверно, благочинно: – Само собой, я не новогодний подарок, не бесноватый Адольф и не опереточный Фигаро. А вот если и святой, то канонизирован в Нартовском эпосе. Где меня знают и почитают такого, какой есть. Именно и просто – Ширдон.
Вот такая весёлая сказка.
P.S. Понятно, что с Ширдоном не всё ясно. И всё же, в конце концов, какой породы и где зарыта та собака, которую Ширдон увёл у Сослана?..
Константин ТАУТИЕВ