Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
Публикации

Каким быть Владикавказу?

К вопросу об архитектурно-строительной политике города

Принятый более пяти лет назад Генеральный план развития Владикавказа уже тогда получил множество критических замечаний. С тех пор он претерпел немало изменений, но не всегда в лучшую сторону. Для прояснения ситуации «Терские ведомости» обратились к экспертам.

Аслан Караев, зам. начальника Управления архитектуры АМС г. Владикавказа:

– Вся наша архитектурная элита встретила проект генплана в 2011 году очень жёстко и неоднозначно. По всей России ставилась задача принятия генеральных планов, для того, чтобы руководители на местах видели перспективу развития. В соответствии с Градостроительным кодексом, у нас был принят генплан развития города до 2025 года, одним из первых по регионам. Не приняв его до 2013 года, мы уже не могли бы получать дотации из центра, заниматься градостроительной деятельностью и т.д.

Этот документ является основой для всех отраслей. Он учитывает демографию, экономику, здравоохранение, экологию… Новый формат генплана будет позволять любому гражданину облегчённый доступ в его систему. Каждый сможет получить по Интернету исчерпывающую информацию по интересующему его земельному участку.

Генеральный план – как живой организм. Он растёт, развивается. И то, каким он вырастет, здоровым, крепким или нет, зависит уже от архитектурного сообщества, от муниципалитета, от общественности. Нам нужно сохранять города, развивать и улучшать их. Возможности для этого есть. Но нужна политическая воля.

Можно привести пример Казани, которая, пожалуй, впереди многих городов в вопросе генерального планирования. Бывший президент Минтимер Шаймиев перенял всё самое хорошее из советского прошлого. Там градостроительный анализ ведётся ещё с тех пор без перерыва. Мы в Осетии, к сожалению, любим бежать впереди паровоза. Москва простучала что-то, мы этот стук подхватываем и несём его впереди всех. Мы начали выполнять закон о приватизации «на ура». В Татарстане такие же законы, но там есть политическая воля. У них грамотно выстроена градостроительная политика. Казань можно взять как ориентир.

Из зарубежных государств можно привести Грузию. Батуми сейчас шикарный, красивый город. Планировка была задана. В недавнем прошлом это были просто руины, а сейчас это замечательный современный курорт, где органически сочетаются старые и новые постройки.

В генплан могут вноситься изменения. Вы как частное лицо, имея земельный участок, хотите вложить в него свои инвестиции. Для этого обращаетесь к городским властям с экономическим и архитектурным обоснованием своих планов. Власти рассматривают предложение на публичных слушаниях и по их результатам вносят при необходимости изменения в генплан. Если это не интересно городу, мы отказываем. Главное – сохранение исторического облика города.

Одна из самых больших проблем генерального плана – утилизация мусора и кладбища. Сейчас у нас период становления рыночных отношений, который, по-моему, не закончится никогда. Глядя на некоторых деятелей, которым попали в руки немалые деньги, иногда просто диву даёшься. Богатый инвестор иногда выглядит как обезьяна с гранатой. Он может запустить свои деньги в такое место, что будет «взрыв», и от этого пострадает весь город.

Город можно сравнить с живим организмом: дороги – это артерии, вены, а неуместные строения – бляшки, которые нарушают кровообращение. Например, непомерное расширение ЦУМа привело к транспортным заторам вокруг него. Когда инвесторы стараются выжать максимум из своего участка, создаются градостроительные коллапсы. Генплан призван регулировать подобные ситуации. С этой целью у нас приняты нормативы градостроительного планирования.

Владикавказ имеет богатую историю, и это отражено в генплане. В конце минувшего года был определён проектировщик реконструкции исторической части Владикавказа, заложенной в генплане. Проект будет утверждаться в Москве в Министерстве культуры РФ, затем приниматься парламентом Северной Осетии. Думаю, уже летом он у нас будет на руках.

В принятом генплане нет ничего критичного. Были споры по кольцевой дороге, её прохождению, кольцевым развязкам. Предполагается всего три кольца. Это транспортное решение предложил наш Союз архитекторов. На нём настояли Руслан Козырев и Алан Савхалов. Выполнение этих работ сильно разгрузит улицы центра города.

Работы по генплану ещё очень много для всех наших архитекторов. Мы были против автодорог вдоль набережных, однако путём голосования они были утверждены. Я считаю, что там необходимо продолжить зону отдыха в виде велодорожек, катания на роликовых коньках, прогулок горожан. Словом, это должно быть продолжение набережной. Наш город в основном культурно-туристический. И мы должны этому соответствовать. Кроме того, наше положение обязывает создавать логистические центры. По южным окраинам нужно развивать санаторно-курортное дело. Здесь же заложен парк «Страна Нартов». Им занимается мастерская архитектора Олега Козырева. Это привлечёт поток туристов. Мы должны показывать свою историю. В районе Лысой горы предполагается строительство горнолыжной трассы. Всё это нужно продвигать, нужны инвестиции.

Торговые центры не должны иметь приоритет перед зонами отдыха. Например, я считаю ошибочным выделение земли под гипермаркет «Магнит» и целую вереницу торговых зданий по улице Весенней. Генеральный план Северо-Западного района был очень удачным. Предполагалась единая большая спортивно-оздоровительная парковая зона. Однако, те же рыночные отношения внесли нездоровые коррективы. Нельзя таким образом решать торговые проблемы. Всё это делалось без экономического анализа. И таких примеров немало.

Можно ли в этом направлении что-то исправить? По крайней мере, говорить об этом надо, чтобы не стало ещё хуже. Говорить на всех уровнях. Сегодня у нас новое руководство, живое, направленное на национальную политику. Нужно доводить проблемы, нужна политическая воля. Необходимо изменить федеральный закон об архитектурной деятельности, он по сути мёртвый, никто его не развивает.

Нашу архитектуру погубили ещё хрущёвки. До этого у нас был сталинский ампир – вот это была архитектура! Это был уровень Иосифа Виссарионовича. Если бы он дольше прожил, я уверен, мы бы вышли на новый уровень. Он был созидателем. А Хрущёв был чиновник, говорил об «архитектурных излишествах», он на этом деньги экономил. Сталину после войны надо было ещё больше экономить, но он строил дома для людей. Он понимал, что пространство формирует человека. Если мы будем жить в пещерах – мы станем пещерными людьми. Наши пятиэтажки – это те же пещеры.

Руслан Аликов, архитектор:

– Города спешно заказывали генпланы. Сама идея, может быть, правильная, но когда это делается в виде кампании, то превращается в формальность. Выполнял генплан Владикавказа ростовский архитектор Бояринов. Человек компетентный, но он делал то, что ему поручили. Заказчиком не должна быть администрация той территории, для которой генплан заказывается. Иначе она имеет свои интересы, и под них делает заказ.

Например, дороги вдоль набережной. Мы спрашивали Бояринова, зачем они нужны, а он говорил, что это так, мол, пусть на велосипедах катаются. Но мы-то понимаем, что она сделана для того, чтобы «откусить» от зоны отдыха землю, и уже за дорогой строить жильё, которое принесёт немалые деньги. Законодательство сделано специально для того, чтобы разбазарить земли. Оно имеют массу лазеек для тех, кто заинтересован в махинациях.

На улице Весенней предполагалось создать широкий бульвар для отдыха. Но кто-то решил, что это будет слишком жирно для зелени. И решили поделить землю на куски, распродать и построить, кто во что горазд. Конечно, здесь не получишь единого городского ансамбля. По законодательству главный архитектор города не имеет права согласования проектов. Поэтому мы и имеем хаотичную застройку.

Генплан должен решать очень крупные вопросы. У нас есть жилая зона и промышленная. Сейчас промышленная территория уменьшается. Это должно учитываться планом. Но наш генплан этого не касается. Заказчики не ставили такую задачу. Должны рассчитываться территории для объектов образования. У нас же даже в ГМИ не хватает территории. Что же говорить о СОГУ или ГГАУ?

В генплане запланированы объездные дороги. Это хорошо. Но надо установить режим движения. Нужны дороги с развязками вместо светофоров. Это бы увеличило скорость прохождения магистральных улиц. Запретить въезд в центр грузовому транспорту. Например, в Барселоне центр города вообще закрыт для личного транспорта.

Нужно развивать и улучшать трамвайную сеть. Транспорт нужен не для того, чтобы создавать прибыль, а для того, чтобы обеспечивать жизнедеятельность города. Если транспорт работает хорошо, то это обеспечивает ритмичность производства, учебных заведений и всей жизни.

Когда увеличивают тарифы на электричество и газ, то хотят повысить доходность этих отраслей, но при этом многие производства приходится сворачивать. Так же и в городском планировании. Погоня за прибылью подрывает многие отрасли и мешает благополучию горожан.

Нужно ставить вопрос о необходимости упомянутых автодорог по набережным. В Мадриде лет 50 назад проложили аналогичную дорогу. Потом, когда увидели, что это плохо, что контакта у населения с рекой уже нет, решили над дорогой вывести платформу, насыпать землю, высадить деревья… Была восстановлена прогулочная зона, хотя и очень дорогостоящим путём. Река – это природное богатство. Человек, выходящий из каменного дома, должен соприкасаться с природой. Он идёт вдоль реки, у него совсем другое настроение. В пойме реки нужно благоустраивать набережные, а не строить дома.

Участок от улицы Гадиева до Красногвардейского моста в генплане значится как охраняемый ландшафт. На слушаниях, куда приглашаются в основном чиновники, большинством голосов решают изменить статус этой территории. А дальше делают, что им нужно. У горожан практически отбирается территория общего пользования.

Во многих городах есть хорошая практика, когда главный архитектор является заместителем мэра. Очень многое зависит от структуры власти. Чтобы архитектору не могли сказать – «помалкивай».

Наш город имеет, с одной стороны, хорошую историческую основу, а с другой стороны, расположение по обоим берегам Терека – замечательный природный ресурс, который имеют далеко не все города. Застройка должна быть комплексной. Если мы строим жильё, то должны думать, куда будут ходить дети в детсад и школу, где будут поликлиники и т.д. Мы же строим только то, что выгодно, а это только жильё, магазины и кафе. Всё остальное «невыгодно».

Мы делали проект планировки территории за Тереком. Выяснилось, что, например, школа №30 рассчитана на 600 учащихся, а там учится 1130. Так же и другие переполнены. Детсады и школы должны быть в пешеходной доступности – 300-500 м. Необходимость возить детей по городу усиливает интенсивность движения транспорта.

Гергиевский центр считался престижным для города проектом. Но если подумать, что он даст? Можно было реконструировать кинотеатр «Октябрь», чтобы он вполне отвечал всем современным требованиям. Место выбрано неудачно, путается с административным центром, нет парковки… Я сомневаюсь, что всемирно известный британский архитектор Фостер даже видел этот проект.

У нас есть сосредоточение культурных объектов в одном месте. Это Осетинский театр, ансамбль «Алан», училище искусств... Если развивать этот район, то мы так или иначе, строя концертный зал, обращали бы внимание на остальные очаги культуры. Их можно было бы развивать в комплексе. А если Осетинский театр не финансировать достаточно лет пять, то он потеряет зрителей и актёров, его уже трудно будет возрождать. То же касается и ансамбля «Алан». Мы бы забросили то, что имеем, ради строительства мирового уровня концертного зала. Теперь же на месте снесённого «Октября» можно построить разве что хороший сквер.

Строительство Национального музея было кулуарным решением. Место выбрано неудачно, с развитием в парк. Я хорошо знаю Национальный музей в Праге. Там есть вытянутая Вацлавская площадь, которая замыкается Национальным музеем. Он стоит на возвышении и выполнен в классическом стиле. Выглядит действительно как национальное достояние. Наш же будет лишь называться Национальным музеем, и при этом прятаться на задворках других зданий. Мы предлагали сделать музей на территории госпиталя со входом по лестнице со стороны Пушкинского сквера. Нужно национально значимое место.

У нас очень злободневная тема – это органы архитектуры. С одной стороны – статус этих органов, а с другой – возглавляться они должны профессионалами. Вроде бы все понимают это, но делают не так. Почти везде на должность архитектора почему-то специально ставится не архитектор. Видимо, тогда он бывает более управляемым… Надо ставить профессионала и по профессиональному с него спрашивать.

Сослан Цаллагов, профессор, руководитель СОРО Российского фонда культуры:

– На этапе принятия генплана мы давали экспертные оценки, вносили замечания, которые, вроде бы, были учтены. Но после этого было внесено немало изменений, вплоть до продажи участков.

Какой смысл размещения автодорог вдоль экологически ценной зоны, вдоль реки Терек? Это рекреационная парковая территория, набережная с особым горным воздухом. Она должна быть озеленена, обустроена для прогулок граждан. Для чего там автомобильная дорога? Значит, она заложена с дальним прицелом. Пройдёт время, и они закроют дорогу и будут строить высотные здания с большими площадями в самой престижной части города. Колоссальная выгода! Живой пример – высотка на месте детского парка. Там заложили ещё несколько таких. О горожанах не думают. Поэтому мы и оказались в экологически опасной ситуации.

По генплану здесь всё должно быть продумано. Максимум озеленения с подбором растительности с учётом уровня загрязнения воздуха. Теперь они увеличили площадь города по новому плану и включили лесистые районы предгорий. Отчитались как об увеличении объёма зелёных насаждений. По розе ветров нужны насаждения с другой стороны, чтобы их воздух сносило на город.

Наш Владикавказ уникален. Это и планировка улиц, и организация парка, который в Интернете открывает список лучших парков мира. Он действительно был когда-то лучшим на юге России. Но сейчас потихоньку деградирует. Нет своевременной подсадки деревьев. То же касается и бульвара на проспекте Мира. Сейчас деревья обрезали как-то несуразно, грубо и варварски. Есть породы деревьев, которые вообще нельзя обрезать.

Если миром правит только выгода – то это тупик. Если делать всё, что приносит выгоду, то это самоубийство. К сожалению, Владикавказом правит выгода. Любой хозяин магазина может вырубать деревья перед своим заведением, чтобы те не закрывали его рекламу, например, хинкалей. Даже не подсаживают вместо них партерную зелень для компенсации. Многие улицы, например, Маркова, превратились в пустыни – никакой зелени, никаких газонов.

В генплане возле парка с улицы Горького заложена автостоянка на 1500 кв. м. Зачем это? Мы разработали программы по озеленению, по колористике зданий, по транспортной организации, по благоустройству. Надо продвигать их, а не закладывать вредоносные изменения. Иначе мы так и будем занимать первые места по тяжёлым заболеваниям, деградировать во всех отношениях. Сейчас пришла новая власть, может быть, начнут разворачивать ситуацию.

Посмотрим даже на фотографии из прошлого. Увидим просветлённые, интеллигентные лица. Сейчас такого не заметно. Эмоциональное состояние человека зависит от среды обитания. Есть приборы, которые могут это замерить. На БАМе человек чувствует одно, в историческом центре – совсем другое. Таким образом, архитектура влияет на людей. Есть великолепные научные принципы формирования города, которые необходимо соблюдать.

В советское время сдавали в аренду первые этажи, на эти деньги проводили реставрацию фасадов. Разве нельзя это делать и сейчас? Зачастую теперь сносят старые здания и на красной линии ставят высоченные заборы. Это уже не градостроительная концепция, а оградостроительная. Заборы превращаются в отличительную черту нашей архитектуры.

В Европе борются за каждое дерево. В Лондоне из-за одного деревца сделали объезд на дороге. Несправедливое распределение ресурсов пагубно сказывается на всех сторонах жизни, ведёт к ухудшению среды обитания. Неравномерность развития стран приводит к большим мировым конфликтам, неравномерность распределения благ ведёт к обострению внутренних противоречий в обществе. Один депутат Госдумы предложил распределять среди всех граждан экспортную ренту, так его освистали…

В каком состоянии сейчас Владикавказ? С точки зрения экологии – это катастрофа. У младенцев в крови уже сидят тяжёлые металлы высокой концентрации. Путин говорил, что если вредоносное предприятие моногорода приносит непоправимый ущерб здоровью, то необходимо работать над закрытием такого производства. У нас же почему-то этим не занимаются.

Настоящие специалисты высшего класса сейчас работают над климатоформирующей архитектурой. За счёт определённого композиционного, масштабного, объёмного расположения зданий можно создавать ветровой режим, микроклимат. Фонтаны прибавляют влажность. Вертикальное озеленение стабилизирует температуру, фасады не перегреваются. Было бы хорошо, если бы и наши архитекторы взяли на вооружение этот арсенал.

Шёл я когда-то по проспекту Мира, вижу – со здания аптеки №3 работяга срубает старинный лепной декор. Я позвонил в мэрию, мне обещали всё восстановить, но прошло уже несколько лет, а ничего не сделано. На улице Горького, 9 была аналогичная ситуация. Это просто недопустимо!

Как можно рядом с Музыкальным театром строить высотный жилой дом? То же и за мечетью… Чтобы сделать оптимальную среду обитания, нужно быть художником в душе, разбираться в науке и работать не ради денег, а раскрывать свои таланты, создавать шедевры.

* * *

Что ж, недостатков у генерального плана, особенно в плане его реализации, действительно немало. Причём, со временем их почему-то не становится меньше, а даже напротив, проблемы нарастают как снежный ком. К примеру, в плане было заложено расширение трамвайных и троллейбусных сетей. На деле же троллейбус был с лёгкостью ликвидирован, а трамвай с трудом удалось отстоять усилиями широкой общественности.

В генплане было недостаточно уделено внимание озеленению и благоустройству. Действительность только усугубила этот недостаток. В ущерб зонам отдыха воздвигается всё больше торговых и жилых массивов. Казалось бы, что здесь плохого, если увеличивается жильё и торговля? Но это не так. Строительство часто ведётся без расчёта потребности в нём. В результате мы видим огромные незаселённые жилые массивы, а торговые дома, не будучи даже завершёнными, зияют вывесками «Аренда – Продажа». Очевидно, что они не нужны не только городу, но и самим хозяевам, а являются лишь объектами вложения мёртвого капитала.

Мнения архитекторов могут в чём-то расходиться, но авторитетные специалисты единодушны в главном: причиной всего негатива в градостроительстве является тот случай, когда интересы бизнеса не совпадают с интересами горожан, а чаще всего и прямо противоречат им.

  Владимир ГАБАНОВ

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Владимир Габанов
0 Комментарии
Оценить эту статью:
5.0

Владимир ГабановВладимир Габанов

Другие объявления Владимир Габанов

Обратная связь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
«Ноябрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

Архив

Фильтр материалов по регионам

150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»