Селение Камата расположено в горной Дигории на высоте 1380 метров над уровнем моря. Сейчас здесь осталось около 13 пригодных для жилья домов, а постоянно проживает всего 6 семей. Среди них семья Сергея Селезнёва, которая вопреки тенденции запустения горных селений, перебралась жить из Владикавказа в высокогорное село Северной Осетии.
Сергей и Оксана познакомились в горах, будучи сотрудниками Национального парка «Алания». Сейчас у молодой пары подрастают двое дочерей Алиса и Олеся, семья сняла домик в горах и стала развивать горный туризм. В Каматахостеле круглый год проходят экскурсии, экологические акции, направленные на сохранение природы Северной Осетии, здесь отдыхают и знакомятся с красотами горной Дигории туристы из всех уголков России.
— Сергей, как пришла идея заниматься организацией туристических походов? Долго ли готовились?
— Заниматься туристическими походами мы начали еще в Национальном парке «Алания», так как это было неотъемлемой частью нашей работы. Одним из основных элементов работы отдела экологического просвещения является организация экологических акций и экопросветительных туров. Зная правила восхождения и похождения по горам из альпинизма, мы начали набивать себе руку, углубляя знания историей, культурой и природными особенностями Дигории. Непосредственно взаимодействуя с посетителями парка, мы увидели проблемы развития туризма в Осетии и пути их решения, которые неоднократно озвучивали на разного рода заседаниях и международных конференциях. В какой–то момент мы решили, что мало говорить — нужно просто взять и действовать. Тем более, что сфера гостеприимства может приносить реальный заработок. Какой бы замечательной не была работа в Национальном парке, на мою заработную плату в 8900 рублей и Ксюшину в 5600 ребёнка не вырастишь. Поэтому 30 декабря 2016 года я сделал нашей семье подарок — ушёл с работы. Конечно, было сложно, страшно, но страхами сыт не будешь, поэтому мы открыли ИП и начали работать уже на себя.
— Когда организовали Каматахостел? Расскажите о своих первых шагах.
— Первое время я работал экскурсоводом в рамках выходного дня, к началу летнего сезона закупили небольшое количество туристического снаряжения (рюкзаки, спальники, палатки и т.д.), так как в Осетии с прокатом не то что туго — его вообще нет. Мы начали устраивать многодневные туристические походы с остановкой на базах или в палатках. Так потихоньку начала формироваться клиентская база и всплывать главная проблема осетинского туризма. В Осетии к гостям относятся как к туристам, на которых спешат нажиться. Многих современных деятелей в сфере туризма, особенно в гостиничном бизнесе, мало интересует тот момент, что путешествовать в Осетию люди отправляются после трудного рабочего года и к нам приезжают с одной целью — заслуженно отдохнуть. Поэтому мы начали серьёзно задумываться о своей турбазе. Учитывая, что мечта перебраться в горы никуда не делась, мы решили совместить приятное с полезным. Тем более к этому времени был приобретён земельный участок в селении Камата. Однако, чтобы на нём строиться, нам нужны были деньги и крыша над головой. Поэтому было решено взять в аренду у горцев дом, переоборудовать его под гостевой дом, и работая в формате гостевого дома и гида, в свободное время заниматься стройкой. Так родился Каматахостел. А дальше все просто: кредит на развитие, ремонт дома, чтобы создать в нём все условия для гостей, реклама, чтобы о нас узнали, работа.
— На что вы делаете уклон, ведь у вас не просто домик в горах, где можно отдохнуть? Чем привлекаете своих гостей?
— Хороший вопрос. Можно ли отдохнуть в доме в горах? Нет! Дом в горах — это всего лишь дом, а отдых на диване — это не отдых, даже если этот диван в горах! Залог любого хорошего отдыха в смене вида деятельности. Чтобы отдохнуть от повседневности, нужно переключился на что-то новое. К примеру, на новый опыт и знания. Всемирная туристическая организации при ООН, как раз об этом и говорит, что люди едут в путешествие не за мягкими постелями и ровными дорогами, а за новым опытом и знаниями. Зная эту простую туристическую истину, в отличии от большинства местных турбаз, мы всеми силами стараемся выгнать наших гостей из Каматахостел погулять по окрестностям самостоятельно или с гидом, увидеть местные достопримечательности, познакомиться с местными жителями и поговорить с ними о жизни, и самое главное, мы стараемся относиться к каждому посетителю как гостю. Поэтому мы постоянно разрабатываем новые маршруты, по мере возможности, обустраиваем тропы, проводим всевозможные мероприятия, которые не только позволяют повеселиться, но и получить новые знания.
Так, к примеру, в 2018 году к нам пришла идея создания ролевой игры по мотивам Нартского эпоса, в которой люди могли не только в игровой форме общаться и взаимодействовать друг с другом, но и узнать о культуре Осетии. Из порядка 50 человек, 15 человек не читали «Нартский эпос», а больше половины после игры сказали, что им захотелось его прочесть или перечитать. Или ежегодно в рамках празднования Международного дня гор, мы проводим соревнования по ориентированию в горах, его особенностью является то, что контрольными точками выступают местные достопримечательности. В таком формате соревнований действительно нет проигравших. Не заняв призовое место, участники, в конечном итоге, получают море удовольствия от посещения природных, культурных и исторических памятников. Ведь человеку нужен человек, поэтому первый раз к нам люди приезжают, чтобы посмотреть горы, а во второй и последующие — они приезжают домой или к друзьям.
— Расскажите о ценообразовании на отдых в горах Осетии — из чего складывается цена на отдых?
— Мне самому порой непонятно откуда берутся цены у наших туристических деятелей. К примеру, почему если человек живёт, к примеру, в селении Мацута и у него есть транспорт и нужно сделать два трансфера Камата – Аэропорт (Беслан) около 100 км и Камата – Дзинага порядка 30 км, то они стоят одинаково дорого. В нашем случае всё просто, учитываются наши расходы (аренда, налоги, зарплата, электричество, дрова, стирка постельного белья и т.д.). При этом расчёты произведены, исходя из пропускной способности хостела, а не из желания получить с человека какую–то определённую сумму или потому, что все такую цену назначили. А в Осетии две крайности — либо дорого, либо дёшево. И, наверное, от дешёвого туризма больше проблем, чем от дорого. Почему? Если вы видите поход за 300-500 рублей, что это значит? Что организатор не платит налоги, не платит выплаты в пенсионный фонд, не тратится на самообразование, не закладывает покупку и обновление снаряжения, а, следовательно, вы получаете низкопробную услугу, от которой государству нет пользы. А если государству нет пользы от туризма, то почему оно должно на него тратиться? А если государство не будет на него тратиться, если в стоимости гида не заложено развитие, то как туризм будет развиваться?
В итоге, у нас много турклубов, осуществляющих дешёвые походы, но назовите хоть один клуб, который за последние 10 лет обустроил хоть одну тропу?
— Что, на ваш взгляд, следует улучшить в развитии туризма Осетии? Сервис, коммуникации, инфраструктура? С чего следует начать, чтобы увеличить поток туристов?
— Хороший вопрос, на который все хотели бы знать ответ. Основа путешествий — это не асфальтированные дороги, продвинутые гостиницы и куча гидов на каждом углу, которые, как таксисты, пытаются навязать вам свои услуги. Прежде, чем начать развитие туризма, нужно понимать, а зачем собственно ехать в горы Осетии? Ради гор? Что в них особенного и самое главное, в чём ваша заслуга? Они стояли, стоят и будут стоять… Если вы продали одну конфетку — вы ещё не бизнесмен. Бизнес начинается тогда, когда у вас конфеты покупают постоянно, появляются постоянные клиенты, которые готовы есть только ваши конфеты. В туризме то же самое. Мы должны быть интересными и гостеприимными, пусть я повторюсь, но человеку нужен человек, а в наших горах их не густо. Все строят дачи, но никто не хочет жить в них постоянно. А ходить по мертвым аулам, разрушенным башням и склепам очень быстро надоедает путешественникам.
— Наблюдаются ли подвижки в развитии туризма в Осетии относительно последних лет?
— Самым большим достижением в развитии туризма в Осетии является то, что о нём начали активно говорить. На этом, собственно, и всё. Вы знаете, что туризм в Осетии не воспринимается как отрасль и поэтому не имеет никакой государственной поддержки. Ни грантов, ни льготных кредитов.
— Что самое сложное для жизни в горах?
— Самое сложное в жизни — понять зачем жить. И это не зависит от того, где это происходит — в горах или на равнине, в селе или городе. Мне очень нравится одна строчка у Александра Башлачёва: «Ведь совсем не важно от чего помрёшь, ведь куда важнее, для чего родился». Самым сложным было осознать — где, как и зачем мы хотим жить, а когда ответили на эти вопросы — все сложности отпали. Человек обладает двумя уникальными навыками: приспосабливаться к любым условиям и менять условия среды под себя. Когда мы взяли в аренду дом, в нём не то, что горячей воды, не было сан.узлов и холодной воды, но мы это всё сделали. Что касается магазинов, то ведь можно закупаться не по дороге с работы домой, а заранее планируя свой бюджет, так и рациональнее, и экономнее получается. В конечном итоге, живя в горах, мы получили больше, чем потеряли. Свободу и пространство для самореализации, а это залог счастья.
— Какое время года самое трудное для горцев?
— Для настоящих горцев нет трудного времени года. Очень часто можно от них услышать фразу: «У нас нет проблем, есть вопросы, которые нужно решать». Если вы мечтаете купить в горах дом, приехать и сидеть сложа руки, то вам всё будет тяжело. Просто так в жизни ничего не бывает, а в наше время, даже сыр в мышеловке отпускают в кредит. А человек, который хочет, может и работает, в конце концов получает всё что хочет. Да, конечно, в какие–то моменты работы бывает чуть больше, в какие–то — чуть меньше. Но как говорил мой отец: «Работа странная штука. Сколько бы ты не сделал, в целом её меньше не становится, а стоит на секунду остановиться — сразу накапливается», так и в горах. Если каждый день делать то, что нужно, то всё будет получаться. Не знаю, можно ли это назвать «не покладая рук», просто так устроена жизнь.
— Держите ли вы подсобное хозяйство, огород?
— Небольшой огород, на котором выращиваем зелень, картошку, лук — держим. А вообще, мы мечтаем завести лошадок. Оксана профессионально занималась конным спортом, но пока у нас нет своего дома, поэтому эту задумку пришлось отложить.
— Приходилось ли жалеть о своём выборе жизни в горах?
— Конечно. Очень часто мы жалеем, что не переехали в горы раньше и не начали жить так, как нам хотелось давно. Иногда жалеем об упущенном времени, которое не вернуть, а так много хочется успеть. Не успели моргнуть, как появились две дочки, одна уже не просто бегает вовсю, а может самостоятельно пройти половину наших маршрутов.
— Откуда черпаете силы?
— Главное, конечно, семья! Она основная опора и вечный двигатель. Наши посетители. Очень часто я задаю себе вопрос: «Гожусь ли я для этой работы?» и каждый раз не знаю, как ответить на этот вопрос. Но когда я вижу, что людям вокруг хорошо, они получают удовольствие и в них рождаются новые силы и идеи благодаря нашему скромному участию, сразу поднимается настроение и находятся всё больше сил для новых идей.
— Что бы хотелось улучшить в вашем хостеле?
— Каматахостел — это всего лишь промежуточный этап. Несмотря на то, что это самодостаточный и интересный проект, в какой-то момент мы хотим пойти дальше. Наверное, я вношу какую-то путаницу, назвав Каматахостел проектом, но в нём от бизнеса гораздо меньше, чем может показаться на первый взгляд. За год работы мы стали площадкой для исследования туризма. Мы устраиваем экспериментальные походы, к примеру, поход в молчании. Или, как я рассказывал чуть раньше, ролевая игра «Поход Нартов». Мы учимся обустраивать тропы, и результатом служит не только эко–тропа к водопаду Кольцо в селении Горный Карца, есть ещё и другие, не считая два десятка скалолазных трасс в Горной Дигории. Не раз мы поддерживали волонтёрские проекты, не редкими гостями у нас бывают и учёные из самых разных областей науки. А следующим шагом будет создание Экологического центра по устойчивому развитию горных территории. Потому что в горах Осетии уже давно пора появиться месту, куда бы могли приехать люди и получить не только крышу над головой, но и узнать… Узнать не только об истории и культуре Осетии, но и о её природе. Как живут горы. Исходя из нашего сегодняшнего опыта, точно будут люди, которые после себя оставят в горах не мусорные пакеты, но помогут сохранить удивительную природу Горной Дигории. Хотя, даже не представляю, на какие средства мы будем его строить, учитывая, сколько мы тратим на содержание Каматахостела и социальные проекты, и то, сколько мы зарабатываем на туризме сегодня. А на счёт острой нужды — самый ценный ресурс нашей республики — это люди. И нам хотелось бы видеть в горах не развалины сёл, а дома с живыми людьми, которые живут и работают.
— У вас подрастают дети, как планируете заниматься их образованием? В какую школу они пойдут или вы рассматриваете вариант домашнего обучения? Какие навыки, по-вашему, следует развивать в ребёнке?
— У нас подрастают две принцессы Алиса и Олеся. Пока над их классическим образованием думать ещё рано. Мы привыкли решать проблемы по мере их поступления. А что касается домашнего обучения, то оно идёт полным ходом. Жизнь в селе даёт больший кругозор на мир, а учитывая, что к нам часто приезжают учёные, дети знают очень много разнообразной информации. Держали ли вы в руках отщеп глиняного горшка 6 века до нашей эры, или аммонит, которому порядка 200 миллионов лет, видели ли вы, как цветут красно-книжные растения, гуляли ли вы по леднику, или, к примеру, знаете, как делаются чучела животного, или сколько может съесть кузнечик? Конечно, большая часть этой информации в жизни не пригодится, хотя пока непонятно какая её часть, но Алиса Сергеевна в свои 3,5 года уже всё это знает и намного больше. А по моему мнению, в ребёнке, да и во взрослом человеке, самое главное — это умение критически мыслить, то есть, не просто делать так, как сказали, а понимать, что ты делаешь и зачем.