Крутится волчок
Тамара БУНТУРИ
Поговорили мы и о нашей, уже спортивной версии «Что? Где? Когда?», где меньше зрелищ и труднее вопросы, о других играх, входящих в интеллектуальный клуб «Альбус» — детище Бориевой, о потайной кухне, которую не видно на «празднике ума и быстрой реакции». И стало понятно, что без Жанны, как это бы банально не звучало, волчок крутиться не будет. И крутится он, скорее вопреки, чем благодаря. Почему? Послушаем.
— Жанна, начнём с самого начала. Откуда истоки? Почему «Альбус»? Влияние Гарри Поттера?
— Да нет. Какой Гарри Поттер. Еду я в маршрутке много лет назад, размышляю про себя — как назвать клуб, который стараюсь создать. Почему-то хочу, чтобы в названии было прилагательное «светлый». Или хотя бы намёк на него. Спрашиваю соседа по транспорту, как по латыни «светлый». Он отвечает: «белый» — альбинос, «светлый» — не знаю. Выстраиваю логическую цепочку — альбинос, альбатрос, Эльбрус, альбУс с ударением на второй слог. Стоп. У осетин же в словах ударение падает на первый слог — Альбус. Точно Альбус. Это 1998 год. А Гарри Поттер был позже. Зарегистрировали мы свой адрес в 2003 году. Это сделал Виталий Цховребов, сейчас работает в компании Майкрософт. Тогда «интеллектуал года». Было у нас такое звание.
— Вы, насколько мы знаем, учитель истории. Как пришла идея создания клуба? Ну мало ли поклонников игры «Что? Где? Когда?».
— Я приехала в Северную Осетию в 1995 году. Преподавала в школе №48 города Владикавказ. Вместе с детьми организовали команду КВН. Но чего-то не хватало, я вообще очень активная, мне всё интересно. Как-то пришла в нашу школу Зинаида Ивановна Ларионова, она и сейчас возглавляет Управление образования города, и тогда. Посмотрела на мой энтузиазм и порекомендовала пойти во Дворец пионеров к Анне Аркадьевне Гучмазовой, та как раз хотела создать клуб для старшеклассников. Анна Аркадьевна развернула перед нами картину наполеоновских планов, и другие претенденты на работу отпали сами собой. Она говорит, а у меня в голове уже пишется сценарий. За пару месяцев сделали первую игру «Интеллектуальный коктейль». Попросили костюмы в Русском театре, чтобы подавать вопрос в театральном ключе. Постепенно расширяли число и географию участников, но всё же это был Дворец пионеров, а хотелось большего. В 2001 году я пришла к Таймуразу Касаеву, который на тот момент возглавлял Республиканский комитет по делам молодёжи. Он меня поддержал, и мы начали с «Брейн-ринга». Так и играем.
— Создаётся впечатление, что игры клуба идут круглый год. Или это грамотная пиар-политика, всегда на слуху?
— Игры, действительно, идут практически круглый год. Сейчас у нас три лиги: школьная, молодёжная, взрослая и три вида игры: спортивная версия «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и «Своя игра». Чтобы делать телевизионную версию, нужна лицензия, а она очень дорого стоит, и постоянная студия. Ещё при Казбеке Пагиеве было желание приобрести лицензию, на тот момент она стоила 2 млн рублей, но не получилось.
Что касается студии, то у нас не то, что студии, помещения своего нет. Дорогостоящее оборудование, которое приобрели благодаря выигранным грантам, хранится в разных местах, каждый раз на игру мы вынуждены его собирать, монтировать. Негде тренироваться. Сцена Дворца молодёжи постоянно занята. Нас туда не пускают. Все передачи на телевидении мы делаем сами, оплачиваем режиссёра, оператора, монтажёра. Это 28 съёмок. Регулярно выезжаем в районы, которым подарили аппаратуру для проведения игр, оплачиваем транспорт, аренду, призы и прочее. А ещё надо платить зарплату. К примеру, над составлением вопросов трудятся 10 человек. Поддержка от Комитета по делам молодёжи — 315 тысяч рублей в год. Надежда только на гранты и спонсоров. Если не выиграем, то всё остановится.
— Жанна, интеллектуальный клуб «Альбус» — общественная организация. Как её поддержать на государственном уровне?
— Заключить государственный контракт на реализацию проекта. Выделить, наконец, помещение, где мы сможем проводить игры, тренировать, одним словом, заниматься образовательной деятельностью. Мы не коммерческая организация. Мы передаём знания через игру, самый действенный и эффективный способ, кстати. Развиваем интеллектуальные способности, реакцию, учим думать, анализировать, выстраивать логические цепочки, причём по разным направлениям: естественнонаучным, историческим, культурным. Мечтаю, чтобы на базе всей той огромной работы, которая проделана за 20 лет, во Владикавказе открыли Центр интеллекта. Этим летом мне обещали такой центр, даже не центр, «Дворец интеллекта» в помещении бывшего шахматного клуба на Ленина. Там, конечно, разруха. Но всё можно привести в порядок. Но дальше предложений пока дело не идёт.
— Будем надеяться, что нас услышат, и ситуация изменится в лучшую сторону. Мне всегда было интересно: возможности человеческого разума, они какие? И почему в команде «Что? Где? Когда?», в основном, мужчины?
— Возможности человеческого разума бесконечные. Мозг способен тренироваться так же, как и мышцы. Но для игры важен не только разум, но и эмоции. Иначе она не будет зрелищной. Но они не должны «захлестнуть» игру. Эмоции мешают, особенно в «Брейн-ринге». Это игра для тех, у кого с нервами всё в порядке. А «Своя игра» — для эрудитов-индивидуалов. Но тут важно не только знать ответ, но и уверенно принимать решения, иначе опоздаешь. Кстати, перед игрой всем советую поесть шоколад, помогает, проверено.
Что касается мужчин? Они азартнее. Где азарт, там мужчины. У них аналитический склад ума. Хотя у Шарон Стоун IQ 145. Попробуйте с ней сравниться. Но, в основном, женщины больше себя проявляют в услугах, сопровождении. Процентов 70 игроков — мужчины. И так по жизни.
— Вы сами играете?
— Раньше играла чаще, сегодня — иногда. Люблю исторические вопросы, так как сама историк. Люблю вопросы на сообразительность, где нужно сопоставить факты и прийти к ответу.
— Не помните вопрос, на который не ответили и было обидно?
— Они были, как же без этого. К примеру, такой. Очень лёгкий. Некий учёный в обосновании своей теории приводил такой пример: «Когда мы плывём в лодке по поверхности реки, то кажется, что лодка и мы в ней неподвижны, а берега плывут рядом». Кто этот учёный? Ответ: Николай Коперник. Ведь он говорил, что земля движется. Ну ничего. Досадные проигрыши стимулируют нас к чтению и познанию мира. И тут главную роль играет семья. Если в семье есть читающие люди, то ребёнок рано или поздно начнёт читать. А это не только знания, это красивая речь, грамотное письмо, интересный собеседник.
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |