В последнее время всё меньше говорится о социальном и классовом строении общества. Большой редкостью стали научные исследования на эту тему. Такое положение приводит к путанице в общественной жизни, к непониманию действующих социальных сил как внутри отдельной страны, так и на международной арене. Взять, к примеру, пролетариат. Бытует мнение, что с развитием научно-технического прогресса этот класс прекратил своё существование, растворившись среди других классов и социальных групп.
А ведь относительно недавно доминировавшая в нашей стране идеология считала его самым прогрессивным классом, призванным своей властью привести человечество к новому бесклассовому, коммунистическому обществу. Что же случилось с пролетариатом, сохранился ли этот класс сегодня, и если да, то какова его историческая перспектива?
Немного теории
Согласно имеющимся теоретическим наработкам, пролетариат – один из основных классов в капиталистическом обществе: класс наёмных рабочих, лишённых собственности на средства производства и вынужденных продавать свою рабочую силу собственникам средств производства – классу капиталистов, угнетающему и эксплуатирующему рабочих, присваивающему производимую ими прибавочную стоимость, что неизбежно приводит к ожесточённой классовой борьбе пролетариата против капиталистов.
Возник и развивался пролетариат вместе с появлением капитализма. Разорение крестьян, насильственное отделение их от земли (обезземеливание) создало для капитализма первоначальные кадры пролетариата. Вместе с ростом капитализма обостряются классовые противоречия между капиталистами и пролетариатом, всё резче обнаруживается непримиримый характер этих противоречий.
Власть рабочих
В период своей диктатуры пролетариат является совершенно новым классом – рабочим классом, освобождённым от эксплуатации и направляющим развитие общества к коммунизму. История СССР 1917 – 1953 годов – не что иное, как уникальный опыт диктатуры пролетариата, власти рабочего класса.
Необходимо признать, что этот период показал значительные результаты во всех отраслях экономической, социально-политической и культурной жизни, способствовал росту народонаселения страны. В то время как ликвидация власти рабочих в последующие годы привела к обратному – к падению всех указанных показателей и демографическим проблемам. Таким образом, этот опыт и сегодня приобретает всё большее значение в связи с углублением кризиса и невозможностью отыскать пути выхода из него.
Где этот класс?
Но есть ли пролетариат сейчас? Действительно, научно-технический прогресс неуклонно сокращает количество производственных рабочих города и деревни. Достаточно сказать, что сегодня в промышленном производстве занято не более 17% трудоспособного населения, а в сельскохозяйственном – не более 2%. То есть в сумме их меньше одной пятой части. Даже полвека назад это количество было в несколько раз больше. Тем не менее, этих трудящихся безусловно следует отнести к пролетариату.
Но ограничивается ли этот класс лишь только указанными группами? Значительные массы работают в сфере обслуживания – в торговле, на транспорте, в службе быта… С ростом монополизации всех отраслей рынка эти работники подвержены немалой классовой поляризации. Мизерная их часть становится действительными владельцами предприятий, а остальные переходят в разряд наёмных рабочих, пополняя ряды пролетариата.
Новые пролетарии
Возьмём, к примеру, торговлю. Поначалу этот рынок заполонила масса предпринимателей-челноков, которые сами заботились о доставке товара и относительно независимо сбывали его. Но сейчас крупные торговые сети и оптовые поставщики значительно изменили ситуацию. Фактически завладев рынком, они получают основную прибыль. А мелкие торговцы вынуждены довольствоваться крохами. Лишившись по сути средств производства, они превратились в наёмных работников, рядовых распространителей (дистрибьютеров) товара.
То же самое происходит на транспорте. Когда государственные предприятия были фактически свёрнуты, вместо них возник во многом стихийный частный рынок общественного транспорта. Водители сами покупали автомобили, переоборудовали на газовое топливо в целях снижения издержек, влияли на установление тарифов.
Со временем ситуация изменилась. Образовалось несколько частных предприятий, хозяева которых взяли рынок под контроль. Рост численности извозчиков привёл к значительному падению прибыли. А рост цен на топливо сделал их зависимыми ещё и от этих монополистов. Оставаясь номинально собственниками основных средств производства – автомобилей, – их владельцы фактически стали заложниками этих средств, по сути своей также пополняя отряд пролетариата.
Пролетарии умственного труда
Будет ошибкой не упомянуть большую армию так называемых бюджетников. Это учителя, врачи, работники культуры, мелкие служащие… Почему-то остались в прошлом те времена, когда звание «учитель» было абсолютной гордостью, а врач так вообще ценился на вес золота. Причину метаморфозы надо искать на том же рынке. Со временем дипломированных специалистов становится всё больше. Благо, дипломы теперь можно приобрести даже в переходах станций метро («подлинные» чуть дороже). На рост предложения работников государство реагирует замораживанием зарплат. В результате у нас в Осетии молодой учитель, придя в школу, не получит жалование даже и в 10 тысяч рублей. Будь он хоть семи пядей во лбу! То же самое и с другими бюджетниками.
Понятие «пролетарий умственного труда» появилось ещё у классиков марксизма. Теперь же оно стало явью. Интеллектуальная собственность в виде образования и практического опыта перестала быть средством производства. А отряды интеллигенции стройными колоннами пополняют армию пролетариата.
Слухи о его смерти
Таким образом, слухи о смерти пролетариата были несколько преувеличены. Он не только не умер, но вполне себе жив-здоров, развивается качественно, увеличивается в количестве. Другое дело, что его сделали «незаметным», о нём крайне мало говорится на телевидении, в прессе… Он практически не представлен в органах власти. Много ли в наших парламентах рабочих, крестьян, учителей, врачей? Что-то не припоминается ни одного. Там везде лишь «богатые и знаменитые». И всё это при том, что пролетариат, как мы выяснили, составляет подавляющее большинство общества. Управляется же он подавляющим меньшинством.
Какова перспектива исследуемого нами класса? Исторический опыт говорит о том, что даже количественный рост пролетариата неизбежно приводит к улучшению его качества. А эти изменения вкупе ведут к совершенствованию всего общественного устройства. Так что пролетариат ещё заявит о себе, выйдет вновь на историческую арену. Тем более, что его антагонист – буржуазия – уже проявила себя более чем красноречиво.
Владимир ГАБАНОВ