Когда-то так ёмко и образно охарактеризовал творчество своего друга кинорежиссёр и писатель Герман Гудиев. Сегодня в том же ключе оценивают работы живописца и графика его коллеги по цеху, люди, неравнодушные к изобразительному искусству. Организатор выставки — Северо-Кавказский филиал ГМВЦ «РОСИЗО». Но, как признаётся дочь художника, сама замечательный художник Земфира Дзиова, выставка получилась экспромтом. «Осталось много папиных работ, которые хранятся в мастерской, и захотелось, чтобы они увидели свет. «Отбирала на свой вкус», — говорит Земфира. — Галина Тебиева (директор Северо-Кавказского филиала ГМВЦ «РОСИЗО») предложила использовать залы. Организовали быстро, благо работы уже были оформлены».
На вернисаже представлено более 40 работ. Земфира считает, что всё-таки самой любимой темой отца было отражение запечатлённых памятью картин из детства и юности, когда «деревья были большие». В работах Батраза Дзиова всепроникающая одухотворённость и глубокая человечность, поиск новых смыслов и выразительных средств. «Со временем эти поиски оформились в узнаваемый авторский стиль, — отметила на открытии выставки руководитель программы «Галерея Кавказа» Лилия Галазова. — В 2014 году в Музее имени Махарбека Туганова состоялась выставка памяти Батраза Дзиова из фондов музея. Наша — более камерная. Тем не менее, она точно характеризует творческий путь художника и его мировоззрение: чистота, где-то даже наивность, возвышенность: все женщины — мадонны, все деревья — древа жизни. Для эскизов же характерна документальность, тяготеющая к фреске».
«Своеобразным портретом сельской жизни», которую знал и любил Батраз Дзиов, назвал представленную на вернисаже коллекцию заслуженный художник РФ, академик РАХ Шалва Бедоев. А живописец Виктор Цаллагов сравнил выставку с праздником для тех, кто любит искусство. «Когда он появлялся, всегда дарил позитив окружающим, — вспоминает Виктор. — Это отражается и в работах: тёплые, жизнерадостные, наполненные любовью к жизни, родине, матери, женщине. Мы всё это видим. Его стиль невозможно перепутать не с кем: нежный, чувственный, волнующий».
По мнению художника Владимира Айларова, Батраз Дзиов — это явление в искусстве, наше национальное достояние. «Самобытный, имеющий свой почерк. Очень интересные эскизы. Работы знаю, но каждый раз нахожу что-то новое. Писал в своей манере, используя смешанную технику. Находил очень верные композиционные решения», — отзывается о коллеге Владимир.
Картины притягивают, завораживают своей простотой, восхищают глубинным смыслом и мастерски подобранными тонами и полутонами. В них хочется всматриваться, размышлять об увиденном. Они достойны украшать музеи и галереи, что, надеюсь, и случится.
Ну а филиал идёт дальше, полный самых неожиданных, заманчивых перспектив. Его сотрудник Екатерина Гандрабура рассказала нам о предстоящем запуске проекта по развитию музейного дела на Северном Кавказе на средства гранта Фонда Потанина, который уже поддержал не одно творческое начинание в нашем регионе. «Первый год мы будем реализовывать образовательную программу в области музейного дела. Второй — помогать в реализации четырёх межмузейных проектов, объединяющих несколько музеев на Кавказе. Подключаем к проекту журналистов, пишущих об искусстве. Пополнить свои знания, найти общие точки соприкосновения с музейщиками им поможет наша школа. Семинары начнутся уже зимой. Планируется привлекать лучших экспертов со всей страны», — отметила Екатерина Гандрабура.
Тамара БУНТУРИ
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |