Ежегодно в Дагестан получать знания по многочисленным специальностям приезжают студенты из огромного количества стран: Алжира, Бангладеша, Боливии, Ганы, Египета, Израиля, Индии, Иордании, Ирак, Ирана, Йемена, Камеруна, КНР, Кипра, Кувейта, Ливана, Марокко, Непала, Пакистана, Палестины, Перу, Сирии, Судана, Сьерра-Леоне, Турции, Эквадора, Эфиопии, Южной Кореи, стран СНГ – Азербайджана, Украины, Казахстана, Киргизии, Туркмении, Узбекистана и т д. И это – далеко не полный перечень государств, из которых к нам в республику приезжают студенты.
Многие из них уже привыкли к жизни в Дагестане, научились говорить на некоторых национальных языках и даже готовить блюда дагестанской кухни. И очень рады тому, что приехали учиться именно сюда. Хотя, признаются иностранные студенты, иногда им приходится слышать неприятные реплики в свой адрес и видеть усмешки прохожих. «Стараемся не обращать внимания», – улыбаются наши собеседники из Индии и Африки.
О том, с какими трудностями сталкиваются иностранные студенты в Дагестане, какого мнения они о людях и культуре нашего самобытного края и о многом другом интересном, мы побеседовали со студентами из Индии Ирфаном Мухаммад Актаром и Ахмад Санжидом и ребятами из Ганы – Рхме Мажором и его товарищем по учёбе, приехавшим из государства с интересным названием Кот-д'Ивуар – Конан Эме Сезаром.
Наши собеседники из Индии провели в Дагестане более 6 лет, и уже привыкли к дагестанским обычаям, традициям, кухне, людям. А вот ребятам из африканских стран, прибывшим в республику лишь 8-9 месяцев назад, пока не очень просто прижиться к непростому нашему региону. Они пока не совсем хорошо овладели русским языком, и поэтому изъясняться на «великом и могучем» им пока было не совсем просто. Но благодаря моим скудным, но всё-таки познаниям английского языка мы смогли понять друг друга.
– Почему вы решили приехать именно в Дагестан?
Конан Эме Сезар (Кот-д'Ивуар): – Существует такая организация – «Racus», которая занимается отправкой студентов за границу для получения знаний. Так вот, она предоставляет студентам право выбора региона, в котором они хотят обучаться. Мы выбрали Дагестан.
– Почему, если не секрет?
– Каждый город, представленный организацией «Racus», давал право обучаться на ту или иную специальность. Так, в Нижнем Новгороде был юридический факультет, В Рязани – медицинский институт, и лишь в Дагестане нефтегазовый факультет. Мы его и выбрали.
– Вы сейчас обучаетесь в Дагестанском государственном техническом университете?
Рхме Мажор (Гана): – Да, мы оба окончили первый курс нефтегазового факультета ДГТУ.
– Вы в Дагестане уже почти год. Какие впечатления о республике уже успели собрать за это время?
Конан Эме Сезар (Кот-д'Ивуар): – Честно говоря, когда мы были у себя на родине, мы раньше никогда о Дагестане ничего не слышали, не знали о его существовании. Но когда выбрали ваш регион, стали искать о нём любую информацию, смотрели в интернете, спрашивали у знакомых. И надо сказать, что отовсюду мы слышали лишь негативные новости, где-то был взрыв, кого-то убили. Но ведь плохого хватает везде, поэтому это не отпугнуло нас. Мы сказали, что если люди живут здесь всю жизнь и никуда не уезжают, значит, и мы сможем. Здесь нет расизма, по крайней мере, в таком виде, в каком он есть в других городах России. Поэтому и выбрали Дагестан.
– Не пожалели?
– Нет, как и везде, здесь есть и плохие, и хорошие люди. Дагестанцы очень гостеприимны, но пришлось столкнуться и со злыми людьми. Поначалу было очень трудно, когда только приехали. Теперь понемногу привыкаем. Слава Богу, у нас всё хорошо.
– Где вы сейчас живёте?
– Рхме Мажор (Гана): – Мы живём в общаге (смеётся). Условия неплохие, но нам тяжело всё равно.
– Во время учёбы возникают какие-либо трудности?
– Да, конечно. Мы плохо знаем язык, но преподаватели идут нам навстречу, помогают, лекцию читают медленно, чтобы мы успевали. Сессию мы сдали неплохо.
– Вы получаете стипендию?
– Нет, мы обучаемся не на бюджетной основе. Ежегодно мы оплачиваем наше обучение.
– С коррупцией при сдаче экзаменов не столкнулись?
– Нет пока. Никто с нас денег за сдачу экзаменов не требовал.
– Для столь непродолжительного количества времени, проведённого в другой стране, вы совсем неплохо знаете язык. Как вы учились говорить на русском?
– Язык мы выучили лишь тогда, когда прибыли в Дагестан. До этого мы не знали ни единого слова на русском языке. А когда приехали, стали изучать его чисто по словарям. Так и выучили.
– Сейчас у вас нет занятий. Как проводите летнее время?
Конан Эме Сезар (Кот-д'Ивуар): – Занятий нет, мы ходим на море, гуляем, отдыхаем. Пляж здесь нормальный, нам нравится.
– Дагестанцы чем-нибудь похожи на ваших земляков?
– Нет! (Смеются). Абсолютно не похожи. Разный менталитет, образ жизни, понятия. Во всём отличаются от наших людей.
– Когда вы ходите по улицам, естественно, на вас обращают внимание. Как вы к этому относитесь?
Конан Эме Сезар (Кот-д'Ивуар): – Да, обращают (смеются). Кричат: «О-о-о! Чёрный!» (смеются). Или подходят и говорят: «Салам, братишка, с тобой можно сфотографироваться?». Мы фотографируемся. Но некоторые смеются над нами, причём так громко, и после этого ещё подходят к нам фоткаться. Мы, естественно, отказываем таким, так как они уже смеялись над нами. Это неприятно, честно говоря. Ещё один момент. Когда мы общаемся с вашими девушками, парни подходят и начинают кричать, что вот, мол, чёрный с нашими девушками. А мы общаемся с однокурсницами, да и просто с теми, кто сам подходит к нам знакомиться. Нам нужно общаться для того, чтобы лучше узнать язык, ничего плохого же мы себе не позволяем.
– Просто некоторые ещё не привыкли видеть на улицах города иностранцев, и поэтому реагируют не совсем адекватно. Не обращайте на них внимания.
– Не получается так. Наш друг, к примеру, живёт в Дагестане второй год. На днях мы были в Манасе, отдыхали. С ним была дагестанка, его знакомая. Подошли три парня и стали говорить ему, почему он стоит с дагестанкой. Друг хотел уйти, но они стали его бить. Так завязалась драка. Вот результат (показывает разбитую губу – прим. авт.) Не понимаем, почему они так плохо относятся. Мы же из-за языка общаемся с вашими девушками, правда, здесь очень красивые девушки, мы правду говорим. У нас тоже красивые девушки на родине. Ну, хорошего тоже немало. Всё не так плохо (смеются).
Подобные же вопросы мы задали и ребятам из Индии, оканчивающим последний курс лечебного факультета Дагестанской медицинской академии.
– С какими трудностями в своё время, когда приехали в Дагестан, вы столкнулись?
Ирфан Мухаммад Актар, Ахмад Санжид (Индия): – Языковой барьер мешал нормально общаться и понимать то, о чём нам говорили здесь. Но мы с ним справились. Общались в магазинах, гастрономах, на улице. Нам интересно и им (смеются). Конечно, вначале было трудно, но теперь привыкли.
– Почему приехали именно в Дагестан?
– Нам друзья, знакомые много рассказывали о республике, да и сами мы подумали, и решили, что по всем показателям Дагестан ближе нам, чем другие регионы. Республика преимущественно исламская, а мы тоже мусульмане. Мы ведь не индусы. Индусы исповедуют другую религию, да и наций в Индии немало. А индийцы – это люди, которые живут в Индии, независимо от религии.
– Ни для кого не секрет, что медицина в Индии – одна из самых лучших. Почему же молодые люди приезжают из Индии получать образование в Россию?
– Медицина у нас на родине, бесспорно, находится на высоком уровне. Там очень трудно получить медицинское образование. Люди по 5-6 лет ждут своей очереди, чтобы поступить. Требования к поступающим там очень строгие. Поэтому легче поступать за границей, чем у себя на родине.
– Довольны качеством образования здесь?
– Правду сказать? (Смеются). Конечно, от студентов тоже многое зависит, но сама система образования здесь немного неправильная. Читают лекции, ничего не объясняют и потом спрашивают. А в целом, мы довольны знаниями, которые нам здесь дают. На практике тоже неплохо, но иногда даже не позволяли делать больным уколы, боялись, что мы не справимся. А ведь от уколов никто ещё не умирал! (Смеются).
– С дагестанскими дипломами охотно берут на работу в Индии?
– Мы по возвращении должны сдать государственный экзамен, так как они должны знать, учились мы тут или бездельничали. И после сдачи этого серьёзного экзамена нас берут на работу.
– Вот ребята говорят, что к ним на улицах Махачкалы повышенный интерес. Вы замечали любопытные взгляды и улыбки, провожающие вас на улицах города?
– Конечно! К нам тоже подходят, фотографируются, общаются. Уже привыкли. Бывают и всякие неприятные реплики, но как у нас в Дагестане говорят, на дураков не обижаются (смеются). Мы стараемся не обращать на них внимания. Но в основном относятся очень хорошо, у нас здесь много друзей!
– Известно, что много есть случаев, когда индийцы женились на дагестанках. Среди ваших знакомых есть такие пары? И как они теперь живут?
– Есть, конечно! И очень много. Живут они все теперь в Индии, и живут очень хорошо. Конечно, к девушкам бывает повышенный интерес, так как они приезжие, но их там очень любят и уважают.
– Как вам дагестанская кухня?
– Нравится! Особенно любим хинкал и шашлык (смеются). Мы даже знаем пару слов на аварском, кумыкском и других языках. А так знаем много языков: хинди, английский, арабский, пакистанский, русский, сейчас хотим изучать немецкий.
– Говорят, девушки в индийских фильмах – вовсе не индианки, а пакистанки. Доля правды в этом есть?
– Нет! Все девушки – индианки, у нас много красивых девушек!
– В фильмах показывают, что национальная культура там ещё сохранилась, то есть девушки ходят в сари, в семьях царит уважение и почитание, и семьи в Индии многодетные. Так есть на самом деле?
– Нет, в сари сейчас почти никто не ходит, это неудобно. И детей в семьях сейчас не более 2-3. Люди поняли, что воспитывать много детей трудно. А традиции уважения старших и другие, которые, кстати, и в Дагестане сохранились, до сих пор есть и должны остаться.
– Какие воспоминания у вас останутся о годах учёбы в Дагестане?
– Самые приятные! 6 лет здесь жили, мы здесь, как дома! Будем приезжать, навещать друзей и их туда приглашать.
Асият МАГОМЕДОВА
г. Махачкала
Регионы | Махачкала и Дагестан |