Но, на мой взгляд, это уж точно музей. Тем более, что, помимо 800 больших и малых лошадок с наездниками и без, с повозками и без, из самых разнообразных материалов всех оттенков и мастей, размещённых на стендах, специально изготовленных опять же в тему экспонатов, коллекция имеет каталог и даже эмблему. Более того, Сергей своими умелыми руками мастерит кинотеатр, где, в том числе, будет демонстрироваться фильм, предваряя осмотр экспозиции, как это происходит во многих музеях мира.
Музей игрушечной лошадки во Владикавказе — абсолютно точно российский эксклюзив. В мировом пространстве таких два — наш и музей игрушечной лошадки (Museo del Cavallo Giocattolo), расположенный в бывшей конюшне наездника Торнезе, знаменитого в 50-х годах многократного чемпиона мира. Но в Италии имеется 650 экспонатов, а у Ирины (именно она в декабре 2013 года приобрела две ёлочные игрушки — лошадки, что стало началом большого увлечения, не объяснимого логикой, прямо, как влюблённость) — 800, и 700 из них уже пронумерованы и занесены в каталог. И пусть у нас нет знаменитой лошади Роберто, специально изготовленной в 2002 году для итальянского фильма «Пиноккио», зато в музейном табуне на улице Рябиновой мирно пасутся стеклянная «манюня» ростом 3 сантиметра, пластилиновый тяжеловоз Николая Ходова, запряжённый в повозку с садонской рудой, симпатичный Пегасик с круглым пузиком от художника Валерия Байцаева. И ещё много-много непарнокопытных, которые пошли потоком от друзей и знакомых, как только весть о коллекции разлетелась из частного дома, где проживают супруги, в цокольном этаже которого и находится музей.
Информация для тех, кто пока не был в этом замечательном, простите, подвальном помещении. Первый зал оформлен под стилизованную конюшню, и о его «жителях» я уже не раз писала в других изданиях. Лошадки-игрушки, лошадки-статуэтки, лошадки-картинки — самые, самые разные. Есть абсолютно очаровательные музыкальные шкатулки — карусели, есть любимые детьми всех эпох лошадки-качалки, есть символы других стран, к примеру, далекарлийская лошадка — национальный символ Шведского королевства… Да что рассказывать. Хозяйка конюшни, т.е., музея, Ирина Горохводатская уверяет, что гостям они всегда рады, вот только группы «экскурсантов» должны быть не более 10 человек — площадь ограничивает, и предупреждать о визите надо заранее, что естественно. Детям точно будет интересно, да и взрослые, увидев такую красоту, вдруг меняются в лице и становятся совсем другими. На них как бы накатывает чудесная, светлая волна. Помните, «Пони девочек катает, пони мальчиков катает…» — очаровательное музыкальное чудо знаменитого Сергея Никитина? Так вот, он тоже был в гостях у Ирины и Сергея. «Сергей Никитин нас отправил наверх, а сам полчаса один ходил по музею, видно, хотел вобрать в себя максимум впечатлений», — с улыбкой вспоминает Голомзик. Нет, «Пони» родилась гораздо раньше, но Никитин, приятно удивлённый встречей, предложил хозяевам выбрать из его семи песен про лошадок любую в качестве лейтмотива или гимна. Но если это решение ещё впереди, то эмблема уже есть. Это кентавр-качалка, нанесённая на стену у входа в исторический зал. Авторы — древние мастера, сотрудник Государственного исторического музея Александр Мошинский и герои статьи.
Раз мы заговорили об историческом зале, то главная задача, которая там решается — показать историю игрушечной лошадки в контексте появления и развития отношений человека и этого замечательного животного. Как сказано на сайте ho-ho-ho-museum.ru, «рассматривая тему игрушки и её эволюции под этим углом зрения, владельцы коллекции логично перешли к исторически связанным темам: от эволюции лошади как вида, совершенствования средств управления лошадью до смысловых изображений лошадей в религиях мира и мифологии». Интересно, но в процессе работы над оформлением стендов у Ирины родилась совершенно уникальная гипотеза: наскальные изображения лошади в пещерах много миллионов лет назад очень похожи на детские рисунки современных детей. Откуда? Почему? Может, это было детство человечества? Или на скалах рисовали дети того времени? Версия неожиданная, но вполне даже вероятная.
Коллекция продолжает разрастаться. Хотя, если раньше брали и принимали всех подряд, то теперь, когда лошади пошли табуном, приобретение должно работать не на идею просто коллекции, а на идею музея. Поэтому сегодня экспонаты проходят серьёзный отбор и в буквальном смысле борются за место под солнцем.
Конечно, кто-то в наше меркантильное время воскликнет: «Ну и чудаки! Тратят время, деньги, силы на какую-то там игрушку». Ирина и Сергей на это мнение реагируют так: «Каждый человек творит своё пространство. По своему образу, по своему душевному состоянию». Ирина уверена, что организация музея может дать начало увлекательному бизнес-проекту. Но для этого нужны вложения, внутренние ресурсы. Сергей же предупреждает, что музей должен радовать, ведь к ним приходят не посетители, а гости. А поток — это есть поток.
Рядом с «конюшней» расположилась таверна «Пьяная лошадь», украшенная не менее эксклюзивными и любопытными вещами: штопорами, среди которых имеется инструмент по откупориванию бутылок, изготовленный в 1696 году по прямому указанию Петра Первого в связи со спуском на воду в Воронеже корабля «Принципум», и палетками с инфраструктурой шампанских вин. Но это уже совсем другая история, и мы расскажем о ней, впрочем, если коллекционер нам это разрешит.
А пока музей игрушечной лошадки ждёт в гости всех заинтересовавшихся. Хозяева говорят, что в ближайших планах — изготовление сувениров. Есть даже формочки для лошадок-печений. Очень уж хочется унести что-то на добрую память. Или съесть печенюшку. Да нет, думаю, будет жалко.
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |