А́лагата (осет. Алæгатæ) – одна из трёх главных фамилий, упоминаемых в Нартском эпосе. Алагата занимали квартал Средние Нарты. В их белом большом доме проводились пиршества, на которых выявляли главных героев.
Многие исследователи этот род наделяют жреческой функцией, исходя лишь из социального деления в древности индоевропейских народов на жрецов, воинов и земледельцев. Между тем, сам создатель данной трифункциональной теории известный учёный Жорж Дюмезиль в одном из своих последних трудов, посвящённых Нартскому эпосу, подчеркнул:
«У осетин (алан) – мусульмане они или христиане – других официальных жрецов, кроме имамов и попов, не существовало, а при отправлении актов народной религии священнодействовали главные лица – в роду, в селе. В том же смысле общество нартских героев – всецело светское: ни одному роду не принадлежит «роль жречества».
Дюмезиль прав: предки осетин были настолько свободолюбивы, что преклонялись только перед мудростью и храбростью, а в мифах поставили себя на один уровень с богами – стоит только вспомнить, как нарт Батрадз истреблял небожителей. В самом же скифо-аланском Нартском эпосе нет даже намёка на идолопоклонничество. Алагата наделены теми же качествами, что и Ахсартагката (мудрость, сила, храбрость, ловкость), и отличаются от последних в основном тем, что хранят в своём квартале нартскую реликвию – чашу Уацамонга, из которой могут испить только герои, и следят за соблюдением данного обычая.
Это самая что ни на есть скифская традиция, подмеченная ещё Геродотом:
«Раз в год каждый правитель в своём округе приготовляет сосуд для смешивания вина. Из этого сосуда пьют только те, кто убил врага. Те же, кому ещё не довелось убить врага, не могут пить вина из этого сосуда, а должны сидеть в стороне как опозоренные. Для скифов это постыднее всего».
Как видим, именно скифские правители, а не жрецы, готовили сосуды для вина. А раз в Нартском эпосе, который, как полагают исследователи, начал создаваться у скифов в VIII-VII веках до нашей эры, эта функция прочно закреплена за Алагата, логично предположить, что этот род был правящим в Скифии. В сказаниях он, наряду с Ахсартагката, является главным.
Теперь понятно, почему в эпосе Алагата (скифы) фигурируют как очень малочисленный род, или подменяются созвучными фамилиями (Алыта, Албегата), а в некоторых сказаниях – даже полностью отсутствуют, наверное, тем самым отражая трагические события III века нашей эры, когда Скифия, окончательно разбитая готами, навсегда прекратила своё существование. Видимо, с тех пор понятие главного рода прочно закрепляется за Ахсартагката, политической верхушкой сармато-аланского союза, занявшего доминирующие роли.
Представители Алагата, вовлечённые в миграционные процессы скифами, а затем сарматами и аланами, оказались во многих странах мира. Со временем они ассимилировались, но некоторые из них сохранили в неизменности свою фамилию. Так, в Египте, Сирии, Индии проживают Alagaty и Alagati, в Калифорнии (США) – Alagata. В Индии же, на юго-западе страны в штате Карнатака расположен город Alagatti.
Оставшиеся на Родине Алагата потеряли своё доминирующее положение среди соплеменников, но, тем не менее, остались достаточно влиятельной фамилией. В Нартском эпосе этот род неизменно упоминается в числе главных.
Серьёзный удар по мощи Алагата был нанесён в XIII веке. Тогда трон Грузии занимала царица Тамара, а её мужем и соправителем был осетинский царевич Сослан из рода Царазонта. Желая заручиться лояльностью всех осетин, Сослан пошёл во главе карательной грузинской экспедиции на ту часть Алании, которая не была подконтрольна его роду. Естественно, основной удар пришёлся по Алагата, осуществлявшим независимую политику. Тогда эта фамилия была почти полностью истреблена.
Этот эпизод истории нашёл отображение в Нартском эпосе в сказании «Сослан и Тотрадз»:
«У Алымбега (из рода Алагата) было шестеро взрослых сыновей и одна-единственная дочь. И сам Алымбег, и все шестеро его сыновей нашли смерть от руки Сослана, их кровника. В живых из детей Алымбега осталась только единственная дочь».
Как известно, прототипом нарта Сослана послужил Сослан-Давид Царазон.
По сведениям Кахармана Алагова, в средние века Алагата проживали в селении Луар, расположенном в Уалладжыры коме. Оттуда они контролировали дорогу в Кассарском ущелье и взимали плату с проезжающих по ней путников у разводного моста, принадлежавшего им.
Из Луара Алагата переселились на новое место жительства в Урсдонское ущелье. Писатель Сергей Кайтов, выходец из селения Цамад, сохранил и пересказал легенду о юноше из фамилии Алагата, который во время охоты облюбовал живописное место у небольшой реки Донисар. Позднее он туда переселился вместе со своими родными. Новое поселение назвали по имени реки – Донисар (с осет. «исток реки»).
Донисар стал фамильным селением Алагата. По утверждению старейшего жителя селения Урсдон Виктора Амбалова, обе уцелевшие башни Донисара принадлежат Алагата.
Одна из боевых башен Алагата расположена у самого края пропасти на скальном образовании. Благодаря своему расположению она неприступна для врага. По оценке известного краеведа Таймураза Плиева, это самая красивая башня в Осетии. Её фасадная стена обильно украшена архитектурным декором, что несвойственно для подобных сооружений.
Вторая башня, по оценке того же Т. Плиева, уникальна для всего региона. Она является самой большой по периметру боевой башней Осетии. Кроме того, её входной проём выточен в одном камне. Другого подобного сооружения на Кавказе нет.
Урсдонское ущелье, где проживали Алагата, является родовым гнездом колена Кусагонта. По одной из легенд, Кусагонта произошли от Кусага (от осет. «къус» – «чаша»), которому отец подарил чашу. Это перекликается с Нартским эпосом, в котором говорится, как чашу Уацамонга подарили Елтагану из рода Алагата.
Так же, как нартскому роду Алагата соответствует алагирское колено Кусагонта, так же нартам Ахсартагката и Бората отвечают алагирцы Царазонта и Бората.
Вероятно, первоначально к Кусагонта относились все осетины, проживавшие на территории, подконтрольной Алагата. Затем среди Кусагонта стали появляться новые фамилии, которые со временем окрепли и приобрели уважение.
Так, в донесении от 15 сентября 1859 года, поданном представителями Уалладжыры кома, сообщалось, что жители селений Дагом, Урсдон и Донисар получали «оброк» за прогон «с каждой отары по одному барану, с вьючной лошади по мерке пшеницы, а от пешего человека по два заряда пороха».
Колено Кусагонта владело Урсдонским ущельем. Ему принадлежали селения Дагом, Урсдон и Донисар. Некоторые представители Кусагонта переехали в другие области Осетии: например, в Дигорию (с. Ахсау) и Урс-Туалта (с.с. Дзомаг, Мага, Уаллагкау).
От Кусагонта берёт своё начало колено Цахилта. Его представители переселились из Урсдонского ущелья выше в горы, основав Мизурское общество.
Все фамилии колена Кусагонта пользовались уважением и большим авторитетом, поэтому из их старших в большинстве осетинских обществ формировались народные суды. По рассказу Амрби Алагова, старших из рода Алагата приглашали в качестве арбитров на главный суд Уалладжыры кома – Дагомский. Мадизан, как его по-другому называли, в древности являлся одним из самых авторитетных судов на Кавказе. Для разрешения споров к нему обращались не только из соседних обществ Осетии, но также из Балкарии и Кабарды. Решение Мадизана, которое иногда принималось по истечении нескольких недель разбирательств, было обязательным к исполнению и не могло быть оспорено.
По информации Ибрагима Алагова, старших из рода Алагата в качестве арбитров приглашали и в некоторые другие осетинские общества. В Нартском эпосе старики Алагата также упоминаются в качестве мудрых судей.
От рода Алæгатæ берёт своё начало фамилия Жыхъуатæ. Об этом гласит легенда XVIII века, записанная со слов старейшин.
В давние времена односельчанами Алæгатæ были Санатæ (Шанаевы). Как-то раз семья Шанаевых попросила в долг ячмень для посева у Алагата. Обещали вернуть после сбора урожая. Однако год не задался, и выплатить долг оказалось нечем. Тогда Шанаевы под покровом ночи решили покинуть селение. Прознав об этом, мужчины из рода Алагата подкараулили на дороге арбу со скарбом Шанаевых, на которой они собирались уехать.
«Долг платежом красен», – сказали Алагата беглецам. Глава семьи Шанаевых снял папаху, извинился и объяснил, что ему нечем выплатить долг.
Призадумались тогда Алагата, что делать с Шанаевыми. И взять с бедняков было нечего, и отпустить просто так тоже было нельзя: сказали бы, что Алагата настолько слабые, что даже долг вернуть не могут. Решили они тогда забрать у Шанаевых их красавицу дочку. Так и сделали.
Взял слово младший из братьев Алагата – Жык: сказал, что давно любит эту девушку и хочет взять её в жёны. Разгорелся спор. Не хотели братья уступать ему девушку и выдвинули условие: если он возьмёт её в жёны, то тогда должен будет покинуть родительский дом и поменять фамилию. Жык так и сделал. Вместе с молодой женой он переселился в селение Нижнее Кани, став родоначальником осетин Жукаевых (осет. Жыхъуатæ).
После присоединения Осетии к России в конце XVIII века началось постепенное переселение осетин с гор на плоскость: сперва мирное, затем – насильственное. При российском императоре Александре I с начала XIX века стали совершаться карательные экспедиции против осетин, не пожелавших переселиться на равнину и подчиниться царскому правительству. Среди не покорившихся горцев оказались Алагата – в то время одна из самых влиятельных фамилий Алагирского общества.
По рассказу Амрби Алагова, в 1825 году в Донисар к Алагата приезжал сам генерал А. Ермолов, сулил им звания, титулы и деньги. Старшие фамилии, решив не покидать родовые земли, отказали царскому чиновнику в помощи по переселению алагирцев на равнину. После этого Донисар в ходе одной из последующих карательных экспедиций был захвачен солдатами и разрушен.
Выжившим представителям Алагата пришлось искать новое место жительства. Обратились к алдарам Шанаевым за помощью – те разрешили им поселиться на своих землях в Геналдонском ущелье в районе Цагат близ селения Нижнее Кани, где проживали и Жукаевы. Эта территория была под контролем царского правительства, поэтому их древнюю фамилию переписали на русский лад. Так, Алагата стали Алаговыми.
В 1830 году Шанаевы переселились на равнину, основав селение Шанаево (Брут). Вскоре после этого Алаговы перебрались на их место в Нижнее Кани. Селению они дали новое название в честь Богоматери, которую почитали особо – Майрамыкау.
После того, как Алагата покинули Донисар, спустя какое-то время его заселили представители других фамилий. Так, самая широкая боевая башня в Осетии перешла к Бзыковым, а вторая, на скальном образовании – к Дзуттаговым и Хестановым.
В Майрамыкау Алаговы в основном жили за счёт разведения домашнего скота. Поэтому ими особо отмечался Ичъына – праздник начала осени, знаменовавший собой окончание перегона скота с летних пастбищ в селение.
Другой праздник, который широко отмечался в этих местах, был в честь Ног дзуар. По преданию, его стали справлять в начале XIX века после сильной эпидемии, унёсшей жизни многих людей. Желая умилостивить Аларды, божество оспы, кори и глазных болезней, местные жители построили в его честь святилище, которое назвали Ног дзуар. Алаговы и Жукаевы его отмечали ежегодно 24 августа.
По сведениям Кахармана Алагова, в Тагаурии Алаговы взяли в аренду земли и посадили сад, который быстро разросся, сохранившись до наших дней. В народе его так и называют – сад Алаговых.
Массовое переселение осетин на равнину не обошло стороной и Алаговых с Жукаевыми. Один из представителей Жукаевых поселился на Осетинской слободке во Владикавказе, а его дети впоследствии переехали в селение Ольгинское. Начиная с середины XIX века, в течение около ста лет, все остальные Алаговы и Жукаевы переселились в равнинные селения: Новая Саниба, Чермен, Фарн. Семья Саукудза Алагова перебралась в Хумалаг. Архивные материалы сохранили сведения, что некоторые представители Алаговых были возведены в сословие узденей.
Среди Алаговых много видных представителей Осетии: таких, как доктор химических наук Земфира Алагова, доктор филологических наук Тамара Алагова, доктор исторических наук Нина Махциева (невестка Алаговых). Симон Алагов – первый из осетин капитан 1-го ранга.
Особое место среди представителей Жукаевых занимает капитан Пётр Жукаев, который составил первую осетинскую азбуку на основе русской гражданской графики. Также Пётр был другом и сподвижником известного академика А.М. Шёгрена, внёс весомый вклад в написание значимой для становления осетинской письменности книги «Осетинская грамматика». В русско-турецкой войне маленькую Осетию прославил Георгиевский кавалер хорунжий Кирилл Жукаев.
Этимология слова «Алæг», как предположил Жорж Дюмезиль, восходит к древнеиранскому aryaka, что является производным от агуа (арий). Само же значение слова агуа или ario ещё в 1938 году определил немецкий учёный-санскритолог и индолог Пауль Тиме как «проявляющий гостеприимство». Данная гипотеза подтверждается древнеиндийским aryá – «господин», «хозяин дома», что перекликается с Нартским эпосом, где Алагата в своём доме неизменно принимали нартов.
Цветом фамилии являлся белый, символизировавший чистоту и благородство. В сказании Нартского эпоса «Доля старшего и доля младшего» об этом прямо говорится, когда кривой Али одарил нартов их будущими святынями. Ацамазу из рода Ацата он вручил свирель, добавив к ней в придачу стадо чёрного скота из Чёрного ущелья. Батрадзу из рода Ахсартагката он отдал фынг с красным скотом из Красного ущелья. А Елтагану из рода Алагата он подарил чашу Уацамонга и стадо белого скота из Белого ущелья. В Нартском эпосе отчётливо обозначается принадлежность трём родам Ацата, Ахсартагката и Алагата их фамильных цветов: соответственно чёрного, красного и белого.
Два из этих цветов (белый и красный) вошли в триколор современного осетинского флага. Третий (жёлтый) соответствует фамильному цвету Нартского рода Бората.
Интересно, что сами нарты Алагата проживали именно в белом доме. Осетины Алагата в своём родовом гнезде Донисар также жили у белой реки (Урсдон) в белом ущелье (Урсдонском).
В глубокой древности тотемом фамилии был орёл. По скифской традиции, родовой герб изображался на щите круглой формы, что означало власть и благородное происхождение. У Алагата родовой герб состоял из светлого круглого щита с золотым орлом на нём посередине. Он символизировал верховенство и могущество.
Сергей АЛАГАТЫ
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |