Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
Публикации

Незаметный форпост

Древнее селение Дзивгис расположено в Куртатинском ущелье Северной Осетии, на левом берегу реки Фиагдон. Сейчас в Дзивгисе постоянно проживают около трёх десятков человек, а когда-то это село считалось большим. Упоминание о нём, как о большом селе, есть в нескольких исторических источниках. Каменные стены двухсотлетних домов давно стали частью новых жилищ. Маленькое селение почти незаметно на фоне скал, так что многие неподготовленные туристы проезжают мимо, направляясь дальше в горы, а меж тем Дзивгис хранит в себе много тайн древности.

Незаметный форпост
Диана ТАУТИЕВА
Древнее селение Дзивгис расположено в Куртатинском ущелье Северной Осетии, на левом берегу реки Фиагдон. Сейчас в Дзивгисе постоянно проживают около трёх десятков человек, а когда-то это село считалось большим. Упоминание о нём, как о большом селе, есть в нескольких исторических источниках. Каменные стены двухсотлетних домов давно стали частью новых жилищ. Маленькое селение почти незаметно на фоне скал, так что многие неподготовленные туристы проезжают мимо, направляясь дальше в горы, а меж тем Дзивгис хранит в себе много тайн древности.
В Дзивгисе находится одна из самых знаменитых и удивительных достопримечательностей Северной Осетии: скальная крепость, построенная в XIII-XVI веках. Крепость почти сливается со скалой, и летом за деревьями её можно не заметить, она представляет собой естественные выемки, проделанные в известняке водой и ветром и заложенные каменными стенами.
В главной пещере могли разместиться около ста человек. Это крупнейшая наскальная крепость на Кавказе, состоящая из семи оборонительных сооружений, располагающихся у входов в естественные пещеры. Сообщение между отдельными башнями осуществлялось при помощи системы консольных балок, вбитых в скальные расщелины; на балки клался настил из досок, по которому можно было пройти от одного укрепления к другому. В случае необходимости, доски убирались, и «взять» башню было практически невозможно. Во время боевых действий каждое сооружение было автономным.
Центральная крепость, находящаяся на значительной высоте, могла вмещать в себя более 100 воинов. Это одно из самых ранних фортификационных сооружений, служивших защитой от набегов в ущелье различных завоевателей, в частности, в 1239 и 1395 годах. Особенно ожесточённые боевые действия велись здесь и в других ущельях во время похода Тамерлана, который повёл свои войска на штурм крупных аланских крепостей.
Именно в Куртатинском ущелье располагается основная масса такого рода сооружений Осетии. Эти однотипные укрепления защищают южную часть ущелья, образуя нечто вроде оборонительного пояса вдоль подножия горы Кариу-хох, контролируя с одной стороны вход в ущелье с равнины, а с другой — из Алагирского ущелья, где имеются аналогичные сооружения.
Доступ со стороны равнины закрывают Кадаргаванская и Дзивгисская крепости, расположенные по обе стороны самого узкого места ущелья — Кадаргаванского каньона. На всех скальных крепостях входы в башни располагаются с левой стороны, что практиковалось с целью заставить штурмующих двигаться левым плечом вперёд, лишив их тем самым возможности использовать оружие.
Средневековая крепость — не единственное историческое сооружение Дзивгиса. На территории крошечного села сосредоточено больше десятка древних памятников. Поскольку раньше Дзивгис был крупным поселением, укрепления и крепости всегда соседствовали с храмами и святилищами, образуя цельный комплекс. В древнем селе сохранились две сторожевые башни, гражданские средневековые сооружения, пивоварня, памятные столбы-цырты, грунтовые могильники, различные склепы. Особого внимания заслуживает культовый комплекс Дзывгъисы Уастырджийы дзуар, состоящий из христианского храма Святого Георгия XIV-XVI веков и святилища, а также святилища Дзывгъисы Уастырджийы кувæндон и святой Уацилла.
В Дзивгисе можно увидеть все возможные виды склеповых захоронений, которые когда-либо существовали у осетин: подземные, полуподземные и надземные; с четырёхскатными, двускатными и плоскими крышами. В больших многоярусных гробницах хоронили целыми родами. В каждом склепе есть небольшое квадратное отверстие — «окно», через которое хорошо видно всё, что находится внутри. Местные жители и хранитель святилища предупреждают гостей и туристов, что Дзивгис — место с особенной, сильной энергетикой. Не стоит брать чужое, обламывать ветки деревьев, неуважительно относиться к захоронениям.
К сожалению, большое количество памятников осетинской архитектуры было повреждено или уничтожено во время многочисленных карательных экспедиций царских войск. В 1830 году каратели под командованием генерала Абхазова разрушили огромное количество укреплений Куртатинского ущелья, нанеся серьёзные повреждения и Дзивгисской крепости.
Эта наскальная крепость далеко не единственная в Осетии, подобные сооружения возводились и в начале других ущелий. Перед Дзивгисской крепостью в теснине находилось укрепление Кадаргаван или Комыдæгъæл, тщательно замаскированное и служившее для блокирования и окружения вражеского отряда, прошедшего к Дзивгису. Комыдæгъæл — в переводе с осетинского означает («ключ ущелья»). Оно представляет собой оборонительную систему из трёх пещер с каменными парапетами. В отличие от пещерных укреплений Дзивгиса, очень скромные размеры каменных кладок свидетельствуют о стремлении сделать укрепление максимально незаметным, в то время как внушительная площадь крепости позволяет расположить здесь значительную военную силу. Интересен также факт, что недалеко находилось место Лæбурæн адæг (осет.) — лесистое углубление, где куртатинцы часто устраивали засады.
В отличие от прочих исторических памятников, древний храм Святого Георгия в Дзивгисе и по сей день поддерживают в хорошем состоянии. Этот культовый комплекс всегда имел статус великой святыни для жителей Куртатинского ущелья, и не только. В своё время особое внимание учёных привлекли два старинных храмовых колокола с надписями на грузинском языке — царские дары маленькой сельской церкви.
В 1613 году грузинский царь Георгий пожертвовал Дзивгисской церкви колокол с надписью: «Мы, государь Картли, царь царей, патрон Георгий, пожертвовали сей колокол тебе, святому Георгию Дзивгисскому, ради наших побед. Хроникон 301». А спустя 70 лет, в 1683 году, второй колокол был прислан от имени другого грузинского царя, Арчила. Надпись на колоколе гласит: «Я, царь Арчил, преподнёс этот колокол Дзивгисскому крестохранилищу: дай Бог, чтоб на глас его приходили осетины прославлять Троицу».
И по сей день в Дзивгис на праздник Святой Троицы, который по православному календарю отмечается в конце мая–начале июня, съезжаются паломники не только из Осетии, но и со всей России и даже со всего мира. В этот день храм открывают для праздничной службы.
Но самый почитаемый в Дзивгисе праздник — неделя поклонения Уастырджи, который ежегодно широко отмечают во второй половине ноября.
С начала XX века укоренилось грузинское название праздника — Георгоба, по-осетински — Джеоргуыба. Начинается Джеоргуыба в воскресенье с заклания быка или барана, которого специально откармливают к этому дню. В понедельник каждая семья возносит молитву у себя в доме, а потом соседи устраивают общее застолье. Следующий понедельник — проводы праздника. Накрывают стол, и глава семьи возносит молитву Всевышнему, поручает его попечительству свою семью, просит здоровья и счастья младшему поколению.
Дзивгис издавна считался культурным и духовным центром Куртатинского ущелья, в том числе и потому, что здесь расположен самобытный культовый комплекс, посвящённый покровителю мужчин — Уастырджи. Женщинам нельзя произносить имя Уастырджи, они называют его «лæгты дзуар», то есть «святой мужчин». С древним святилищем связана удивительная легенда. По ней однажды в Куртатинском ущелье посреди лета выпал сильный снег. Вдруг жители селения Дзивгис увидели, что одно место совершенно не тронуто снегом. Пробравшись сквозь глубокий снег к этому месту, они обнаружили в центре покрытой зелёной травой поляны нечто странное — две горячие надочажные цепи. От цепей исходил пар, а земля вокруг них была совершенно бесснежной. Люди поняли, что это дар небес, и решили построить на этом месте святилище.
Куртатинцы и сегодня поклоняются этому дзуару. Одна из цепей подвешена в святилище к потолку. К ней и сегодня подходят за благословлением девочки и женщины, а к той цепи, что висит на улице, на двери храма — мальчики и мужчины. Сюда приводят невест получить напутствие на счастливую семейную жизнью. Считается, что цепи имеют особую силу как связующее звено между Всевышним и человеком.
РегионыВладикавказ и Северная Осетия-Алания
Print
Автор статьи: Администратор
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: Страницы историиКоличество просмотров: 920

Теги:

АдминистраторАдминистратор

Другие объявления Администратор

Обратная связь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
«Ноябрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

Архив

Фильтр материалов по регионам

150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»