Ответ на заданный читателем вопрос содержится в статье под названием «Ног дзуар», помещённой в 90-м номере газеты «Терская жизнь» за 1914 год. В ней говорится, что Городская управа разрабатывает проект устройства дачного городка. Среди мест, подлежащих разбивке под дачные участки, может оказаться так называемая «Молельная поляна». В связи с этим осетины направили в управу коллективное прошение о том, чтобы «Молельная поляна» осталась неприкосновенной. При этом они сообщили интересные сведения о ней и об истории владикавказских осетин.
«В начале XIII века грузинская царица Тамара для утверждения христианства среди осетин-горцев построила храм в древнем осетинском селении Майрамы-кау (селение Марии), и прислала туда в дар родственному народу образ Божией Матери, по преданию, написанный её придворным иконописцем. Образ этот прославился вскоре чудесными знамениями, и осетины стали называть его Ног дзуар, то есть Новой святыней.
Во второй половине XVIII столетия осетины, добровольно вступившие в подданство России, стали переселяться из горной полосы на плоскость и селиться в соседстве с русскими. Одна большая партия осетин прибыла из селения Майрамы-кау, захватив с собою дар царицы Тамары — чудотворную икону, и обосновалась в Моздоке. Здесь же осталась и чудотворная икона, известная ныне во всей России под именем «Моздокской чудотворной иконы Божией Матери Иверской».
Другая партия осетин из селения Майрамы-кау и Даргавсского ущелья перешла на место нынешнего Владикавказа и образовала осетинский аул под названием Капкай. Жители Капкая продолжали питать к своей древней святыне, находившейся в Моздоке, глубокую веру и уважение. Связанные благоговейно благодарственными воспоминаниями со своей древней святыней, осетины облюбовали место к юго-востоку от города, на возвышенной равнине, среди лесной поляны с громадным развесистым деревом, и посвятили это место имени Божией Матери, или Ног дзуара, для всенародных молитвенных собраний в честь Её. В дупло заветного дерева был вложен образ Божией Матери».
Ежегодно в августе осетины собирались здесь для молитвы. В начале XIX века, в 1814 году, они построили свою церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Каждый год перед престольным праздником (8 сентября — ст. ст., 21 сентября — н. с.) осетины, сопровождаемые духовенством Осетинской церкви, шли на молельную поляну, где после торжественной общественной молитвы устраивали трапезу и национальные увеселения.
Во время холерной эпидемии 1892 года многие осетины, одетые в рубище и с босыми ногами, дни и ночи проводили в коленопреклонной молитве у Ног дзуара. После окончания эпидемии на молельной была построена каменная часовня.
В 1914 году причт и прихожане Осетинской церкви подали прошение в Городскую управу о признании за осетинами права на беспрепятственное пользование для религиозных целей «Молельной поляной» размером в 3 десятины с лесом на ней. Заканчивалось прошение следующими словами: «Пусть с высоты этой рощи, увенчанной символом православной веры — святым крестом, и впредь возносятся к небесам, вместе с ароматом цветов и щебетаньем птиц, дивные звуки священной молитвы тысячи уст ко Творцу о счастье и благополучии Белого царя и граждан города Владикавказа».
Революционные события и более чем 70-летняя борьба с религией не прошли бесследно. И со временем истинная история и назначение этого святого места были утрачены и заменены другими представителями, приобрели другие названия.
О православном характере празднования, осуществляемого на «Молельной поляне», свидетельствует и время его проведения — конец августа, поскольку 28 августа отмечается один из двунадесятых православных праздников — Успение Пресвятой Богородицы, и в этот же день, согласно православному календарю, чествуется икона Божией Матери «Моздокская», то есть (Ног дзуар), которую более 200 лет назад переселившиеся с гор осетины поместили в дупло огромного дерева, растущего на «Молельной поляне»…
Кстати, треугольная форма ритуальных осетинских пирогов не была случайной. Объяснение этому можно найти в книге дореволюционного православного писателя С. Нилуса «Великое в малом», где написано следующее: «Святая Христова Церковь, как известно, допускает изображение Пресвятой Троицы фигурой равностороннего треугольника, обращённого вершиной вверх» и поэтому, как писал этнограф Вилен Уарзиати, ритуальную пищу готовили с соблюдением строгих правил. Процесс приготовления места и пирогов проходил в полном молчании. Женщины тщательно мыли руки и повязывали головной платок так, чтобы он прикрывал рот.
При молитве мужчины обнажали головы, что было недопустимо при других обстоятельствах. Молились, обратившись лицом на восток. В конце молитвы произносили слово «аминь».
Всё это — элементы православного богослужения. Думаю, эти сведения актуальны и в преддверии Всероссийского празднования 1100-летия Крещения Алании. Как и то, что благочестивые предки жителей Осетинской слободки на протяжении более 200 лет вплоть до революции на «Молельной поляне» возносили молитву «Ног фдзуар» — образу Моздокской Иверской Божией Матери.
Лидия ЖУРАВЛЁВА, краевед
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |