После крушения Российской империи и образования атеистического государства христианство утратило былые позиции. Долгие годы интерес людей к духовности выражался в увлечении так называемой научной экстрасенсорикой, парапсихологическими практиками, а порой и откровенным оккультизмом. Свято место пусто не бывает, как говорится.
В конце 1980-х религия вернулась в нашу жизнь. Вышли из тени и всякого рода эзотерические учения, псевдовосточные религии. Книжные магазины были завалены всевозможными опусами о просветлении, чакрах, реинкарнациях, целительстве, богах и божках. Благодатной почвой для распространения теологии Нью Эйдж (Новый век), а именно так зовётся весь этот набор учений, школ, академий и сект, явилось полное отсутствие всяких фильтров в сознании населения. Падкие на всё таинственное, люди массами стали приобщаться к «древней мудрости», искать просветления в разного рода упражнениях (вместо исправления своих помыслов и желаний), ждать прекрасных жителей Плеяд, которые непременно должны были спасти нас от злых рептилий с Ориона и т.д.
Подняло голову и неоязычество. В среде русского народа появились адепты славяно-арийских вед, велесовых книг и других шедевров жанра. Не буду останавливаться на характеристике этих, по мнению ряда специалистов, грубых литературных поделок. Рассчитаны они, прежде всего, на людей, которые ничего проверять не станут, а таких, к сожалению, большинство.
Весьма странно (или вовсе не странно) то, что подобные учения стали появляться как грибы после дождя у разных этносов, как на территории России, так и далеко за её пределами. И, разумеется, центральное место каждой такой самодельной религии занимает величие вселенского масштаба и богоизбранность того народа, в среде которого она распространяется. И с Плеяд спустились, и цивилизацию принесли, и построили города и мегалиты, и моря выкопали, и атлантами (ну или лемурийцами) были, и прочая и прочая…
Но вот пришли «злобные евреи», придумали христианство и поработили великий народ, лишив его истории, традиций и т.д. Поэтому непременно нужно восстановить (т.е. придумать) «древнюю религию предков»™*. И литературу напишем, и историю перепишем, и любительской лингвистикой не побрезгуем. Но будет у нас «своя» религия с богами и писаниями. Точнее, с одним богом: наличие орды божков на все случаи сейчас не в тренде, поэтому, конечно, данный народ с самого сотворения (или высадки на планету) исповедовал единобожие.
К сожалению, не обошёл стороной этот процесс и нас. И у нас нашлись поборники «возрождения» древней религии во всей её первозданной чистоте. Мне доводилось дискутировать с их представителями и на страницах печатных изданий, и в Сети. Всё это можно найти в два клика, поэтому нет нужды пересказывать. Расскажу лишь, что был обвинён во всех грехах: от отсутствия интеллекта до борьбы со своим народом и работе на поработителей. Мне был приведён Нартовский эпос в качестве основы вероучения, но я, в силу своего скудоумия, не смог уразуметь, что написан он на хатиагском языке, т.е. на языке метафор и иносказаний. На моё замечание о том, что и Библию в таком случае не следует обливать грязью, понадёргав цитат, я, разумеется, ответа не получил.
Мы, осетины, оказывается, издревле понимали Бога, как некую безличную силу, которая творит, разделяя себя. И это уникальное понимание отличало нас от остальных народов и т.д. Но в чём уникальность? Это всё тот же старый добрый Нью Эйдж – развлечение для скучающих особ, жаждущих коснуться непознанного. Все эти школы и академии с этого начинают, этим и заканчивают: Бог – это энергия, которая творит путем разделения себя, поэтому Бог во всём, и все мы – боги, ergo Иисус Христос был обычным человеком, учил именно этому, но «злобные евреи» всё переписали, чтобы нас поработить.
Я никогда не слышал от своих предков, чтобы они или их прадеды понимали Бога подобным образом. Я не знаю, как Нартовский эпос написан, но даже в нём Бог предстаёт вполне личностью. Да и я не понимаю, как то, у чего нет личности, может создать какую-либо личность. И в чём всемогущество, если творить не из ничего, а деля себя на части. Впрочем, спорить о подобном можно до конца времен – никто никому ничего не докажет. Такова специфика богословских дискуссий.
Я осетин. Я люблю свой народ, нашу историю, наши обычаи, наш этикет. Но я не желаю верить в придуманную кем-то религию, которую кто-то объявляет нашей исконной верой, даже не спросив нашего мнения. Придумать кодекс аланской чести, издать книгу в красивом переплёте и возвести эпос в вероучение – замечательный способ «возродить» религию. Но на кого он рассчитан?
Нет, конечно, я не против свободы совести. Хочешь верить – верь. Но дай другим верить в другое и не обливай это другое ложью. Не нужно унижать другую веру ради возвышения своей. К сожалению, именно этим и занимаются некоторые адепты этого возрожденчества. А я по-прежнему уверен, что это очень тонкий ход – сыграть на национальных чувствах, говоря, что такой-то народ был великим, но вот те мерзавцы это величие украли, поэтому надо… Дальше можно не продолжать. И тем этот ход тонкий, что нельзя говорить что-то против – ты сразу воспринимаешься как враг собственного народа невзыскательной публикой.
Я всё так же убежден, что подобные идеи умело вбрасываются для размывания мировоззрения народа и разжигания ненависти, что антигосударственная суть этих проповедей очевидна. Но ничего не подозревающие идеалисты из самых лучших побуждений расширяют и углубляют эти идеи, помогая обзавестись всеми необходимыми атрибутами. Рука об руку с такими проектами идут и альтернативная история, которую преподносят как нечто, что от нас скрывали, и любительская лингвистика. А сами эти проекты вполне могут иметь идеологов и спонсоров где-нибудь на американском континенте. «Древние укры»™ вам в пример.
В заключение напомню о толерантной ко всяким извращениям Европе. Там демонтировали христианство с таким энтузиазмом, так кричали о либеральных ценностях и свободах, что теперь поддерживается любая свобода, кроме свободы верить в Христа. Нельзя там теперь даже цитату из Библии привести, не оскорбив чувства всякого рода меньшинств. Так что, прежде чем обвинять Православие в теперешнем падении нравов, надо понять, что для того, чтобы быть христианином, мало повесить крестик.
Перекладывая ответственность за нашу греховность на кого угодно, кроме себя самих, мы так и останемся – потомками аланов с одним единственным нашим достижением, о котором мы при всяком случае вспоминаем, – наибольшим числом героев СССР/России. А как известно, кому многое дано, с тех многое и спросится.
* Знак ™ использован исключительно для выражения иронии.
Герман МАМИЕВ