Чем больше смотришь сводки МВД по Карачаево-Черкесии о дорожных происшествиях, тем чаще ловишь себя на мысли: «Количество виновных в ДТП пешеходов и автолюбителей – практически одинаково». Только понесённый физический ущерб от контакта между обеими сторонами, разумеется, несопоставим.
Конец октября. В станице Исправной водитель сбил шедшего вдоль обочины пешехода. Итог –26-летний молодой человек умер от полученных травм.
Тремя днями позже в Усть-Джегутинском районе республики пожилой мужчина, переходивший дорогу в неположенном месте, был сбит проезжавшим авто.
На последнем случае хотелось бы остановиться более детально. Пешеход заведомо шёл на неоправданный риск, пытаясь преодолеть проезжую часть не там, где положено, а там, где ему захотелось.
Сотрудники регионального Управления Госавтоинспекции периодически проводят на автомобильных трассах Карачаево-Черкесии рейды различной направленности. В числе наиболее часто организуемых мероприятий – пресечение нарушений пешеходами правил дорожного движения.
По словам инспектора ДПС по Черкесску Ибрахима Токова, только в республиканской столице за 10 месяцев текущего года стражи порядка зафиксировали около 40 ДТП, из них почти половина – на совести пеших граждан.
«Невыполнение требований часто приводит к неблагоприятным последствиям, – говорит автоинспектор. – В результате пешеходы попадают в ДТП. Часто по своей вине. То есть эти люди переходили дорогу в неположенном месте или в местах, где переход категорически запрещён».
В том, что люди совершенно не думают о собственной безопасности, удалось убедиться во время последнего рейда сотрудников ДПС на дорогах регионального центра. Местом временной дислокации стражи порядка выбрали один из наиболее опасных участков уличного движения – начало проспекта Ленина около колледжа культуры и искусств имени А. Даурова. Вроде бы на граждан, живущих в этом микрорайоне или работающих здесь, должны как-то действовать те флюиды, которые источает учебное заведение. Ан нет. Люди, скорее, оказываются в некоторой прострации, в параллельном мире. Иначе чем объяснить то, что ежеминутно по два-три человека перебегали оживлённый участок автодороги? Хотя совсем рядом, можно сказать – в шаговой доступности, ДВА пешеходных перехода!
– Каковы требования к пешеходам, предъявляемые правилами дорожного движения? – вопрос автоинспектору Ибрахиму Токову.
– Предусмотрена отдельная глава – «Обязанности пешехода», – говорит сотрудник ДПС по Черкесску. – Пешеход должен переходить дорогу в специальном месте, обозначенном дорожным знаком – «Пешеходный переход», или разметкой – «зебра». При наличии в зоне видимости знака человек обязан пройти к нему и перейти в этом месте дорогу. Согласно статье 12.29 ч. 1 КоАП, предусмотрена административная ответственность. Как правило, на первый раз это предупреждение, на второй и последующие – штраф в размере 500 рублей.
Во время проверки пешеходов на знание правил дорожного движения хотелось поверить в то, что они просто не в курсе, как и где переходить проезжую часть. Но, с другой стороны, не может такого быть, чтобы десятки взрослых людей (самому юному нарушителю – 16 лет, самому старшему – около 80-ти – прим. ред.) не знали элементарного!
Вот ответы, которые прозвучали от граждан:
– Хорошо, ребята, в следующий раз я буду переходить там, где положено. – А в этот раз? (вопрос корреспондента) – Сейчас я быстренько пробегу здесь.
– На этом участке в зоне видимости есть пешеходный переход. (слова автоинспектора) – Просто если идти туда, это ещё идти надо. – То есть вы хотите сэкономить время, и рискуете своей жизнью? – Я никогда жизнью не рискую.
– Ой, ребятки, мне срочно нужно в ГорГаз. А то опоздаю.
Из ответов становится понятно, что большинство пешеходов всё-таки в курсе, что они нарушают правила. Но, тем не менее, всё равно идут на риск. Как в случае с последним ответом пожилой женщины, которая перебегает между едущими автомобилями, спеша рассчитаться за оказанную услугу. Но где гарантия, что в следующий раз квитанция будет оплачена, а нерадивый, невнимательный (можно поставить любой эпитет) человек не окажется в той самой сводке ДТП?
«Хотелось бы пояснить, – резюмирует итоги рейда сотрудник Госавтоинспекции. – При наличии в зоне видимости пешеходного перехода человек обязан подойти к нему и, убедившись, что машины пропускают, перейти дорогу. Пересечение проезжей части в иных местах может повлечь серьёзные последствия для всех участников движения – и для пешеходов, и для автомобилистов. То есть виновник ДТП будет нести ответственность за любые возможные последствия».
И в завершение хотелось бы добавить. Во время мероприятия некоторые из пеших нарушителей ПДД заявляли о необходимости установить «зебру» в месте пересечения ими дороги. Мол, нас таких – очень много. Пусть городские власти подумают, как сделать лучше…
Мы поинтересовались у главного специалиста по вопросам транспорта и БДД мэрии Черкесска Мурата Кушхова относительно процедуры принятия подобных решений.
«Инициативные группы граждан обращаются к нам с подобными просьбами, – отвечает представитель АМС. – Далее определяется, насколько этот переход необходим в конкретном месте, есть ли поблизости другие оборудованные места для пересечения проезжей части. То есть работа ведётся в соответствии со стандартами. Так в последнее время появились пешеходные переходы около 13-й школы и в нескольких местах по Кавказской улице».
Работа по улучшению обстановки на дорогах региона и в его столице идет постоянно. И всё же, глядя на итоги рейда автоинспекторов, можно утверждать, что дело здесь вовсе не в количестве пешеходных переходов, а в отношении людей к собственной безопасности и безопасности окружающих. Ведь пеший человек, перебегающий проезжую часть в неположенном месте, ничем не лучше автомобилиста, нарушающего правила дорожного движения.
Артур МХЦЕ