Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
Публикации

Пётр Козаев: «…Не всякий народ способен создать эпос»

«…Этнический конфликт всегда проходит три стадии: возникновение, развёртывание и урегулирование. Независимо от итога противостояния, осетинская история уже другой не станет. Будущие поколения всё равно узнают правду о прошлом скифов, савроматов, сарматов, алан как предшественников современного осетинского народа, как бы некоторые псевдоисследователи не пытались запутать своих современников».

Из книги «Кавказ – древняя родина осетин» известного учёного, руководителя отдела археологии Национального музея РСО-Алания Петра Козаева

– Пётр Кузьмич, всё ещё есть люди, кому надо что-то доказывать? Всё давно доказано учёными и исследователями, как отечественными, так и зарубежными: о том, кто такие осетины и от кого они происходят, чьими потомками являются… Специально для тех, кто ни разу не держал в руках книгу, не развернул газету, не прочитал ни одной научной и исследовательской статьи… и сидит безвылазно в гаджетах и других современных приспособлениях, работа с которыми не предполагает наличия больших талантов… И не только для них. Для всех.

– Прежде чем говорить о происхождении любого народа, следует знать и понимать, что всякий народ в своей основе – производное смешения определённых составных – этнокомпонентов. Нет в истории человечества ни одного народа, который бы происходил только от одного прародителя. Любой народ – смесь разноэтнических групп, которые заселяются на определённую базовую территорию, постепенно включаясь в процессы, называемые нами экономическими, политическими, культурными и т.д. Таким образом, век за веком, тысячелетие за тысячелетием, превращается из племени или союза в один единый народ, в среде которого со временем вырабатываются единая культура, один язык, традиции и др.

– Как появляются языки? Как разрозненные ранее племена, изъясняющиеся на разных языках и диалектах, овладевают одним и становятся родственными? И при этом ещё и соглашаются (носители того или иного языка) с тем, чтобы слиться с другим языком, раствориться в нём…

– Все языки мира поделены на десяток макросемей. Иберо-картвельские племена на заре своей истории (VIII-VII тысячелетие до н.э.) входили в ностратическую макросемью языков, которая сформировалась на северо-восточных берегах Средиземного моря, в Передней Азии. Это для автора статьи Бориса Тускиа «К вопросу этногенеза осетин и их переселения в пределы Грузии», опубликованной ряд лет назад в газете «Свободная Грузия».

Так вот. Лишь в V тыс. до н.э. начинается их продвижение в Юго-Западное Закавказье, далее – на восток. Население с Западного Закавказья перемещалось в разные регионы Кавказа, перенося на новые места жительства свои культурные традиции и язык.

На заключительной фазе каменного века завершается распад кавказского лингво-этнокультурного единства и окончательно формируются все основные лингвистические типы кавказских языков – пракартвельский, праабхазо-адыгский и пранахско-дагестанский. Теория единства кавказских языков в виде кавказо-иберийской языковой семьи уже давно отвергнута исследователями.

Нахско-дагестанские языки входят в совершенно другую макросемью языков вместе с кетто-енисейским и сино-тибетским. Их прародина находилась где-то далеко на юго-востоке от Каспийского моря, и на Кавказ их носители приходят не ранее энеолита (IV тыс. до н.э.). В дальнейшем вероятно определённое влияние на них синдо-меотских племён, которые продвинулись в начале средней бронзы через Закавказье на Северный Кавказ, включаемых исследователями в число предков абхазо-адыгейских народов, а через амазонок связанных и с осетинами.

И в то же время основная часть предков абхазо-адыгейских народов формируется в Малой Азии в лице хаттов, кашков и других, появляющихся на Северном Кавказе не ранее второй половины IV тыс. до н.э. Остальные, как об этом свидетельствуют новейшие исследования, обитают на Пиренейском полуострове и береговой линии Атлантического побережья Западной Европы. Они появляются на Кавказе из Страны басков не ранее III тыс. до н.э. и становятся известны как носители традиции новосводненской и дольменной культур, в отличие от остальных «т.н. кавказцев», участвующих в различной степени в формировании энеолитической шулавери-шомутепинской и раннебронзовой куро-аракской культур.

Что касается тюркских народов, то, как известно, их продвижение начинается лишь с первых веков периода феодализма.

– Когда аланы появились на Кавказе и что известно о периоде формирования осетинского народа?

– Господин Тускиа, игнорируя многокомпонентность осетинского народа, начинает историю пребывания осетин на Кавказе лишь с поражения степных алан в Предкавказье от гуннов и последовавшим вслед за этим перемещением ещё одной части алан на Центральный Кавказ. Но история осетин вообще и на Кавказе в частности начинается не с гуннского нашествия и битвы 372 года н.э.

Древнейшим периодом формирования осетинского народа следует определять эпоху ранней бронзы, эпоху союза хсарту, нарту, урарту и субарту. Нартовский эпос, начиная с этого времени, отмечает имена самых значительных этносов древности и средневековья – врагов и друзей осетин. Из кавказских народов лишь абхазо-адыгейцы означены то как враги, то как союзники эпических племён. Для создателей Нартиады грузины, вайнахи, многие другие народы Кавказа не представляли никакого интереса, хотя в эпосе показаны самые сложные и многообразные отношения с народами Передней Азии, Малой Азии, Восточной Европы и Средней Азии.

Эпическая память, как известно, у любого народа всегда избирательна. В эпосах отражается обычно всё значимое и важное, отбрасывается второстепенное и незначительное. Эпос является наилучшим показателем подлинной высоты духа народа – его создателя. И так же, как не всякий человек способен на подвиг, не всякий народ способен создать эпос! Для несведущих представителей интеллигенции отмечу, что у осетин три эпоса. Самым крупным эпическим произведением осетин является Нартиада, выявляющая весь набор элементов единства с Ведами и эпосом о Великих Бхарата (Бората – сынах Бора). Древнеарийский цикл сказаний о Раме – Амране осетины сохраняют как сказания о Даредзановых. Третий эпический цикл повествует о Царциата и Цыбыртта.

Что касается амирановских сказаний в Грузии, то их бытование вовсе не предполагает приоритета эпического творчества грузинского народа, как и причастность вайнахов к созданию Нартиады, по одной простой причине: и абхазо-адыгейские, и нахско-дагестанские племена сражаются с нартовскими богатырями. Многие сказания о Даредзановых и нартах сложены задолго до ухода части индоарийских племён из Юго-Восточной Европы и с Кавказа в XVII веке до н.э. Их появлению в Индии предшествует процветание могущественного Митаннийского царства в XVI – XIV веках до н.э. Племя хири (хури) владычествовало не только в пределах сирийско-месопотамских степей, но и в Закавказье – как связующей территории с арийской степью в Юго-Восточной Европе.

То есть от южных рубежей Сирии до Волжско-Донского междуречья и Северного Причерноморья была земля, подвластная индо-арийцам – сирданам (хири – сиракам). Ситуация изменилась после поражения хиритов от хеттов и ассирийцев в Сирии от срубных племён на Северном Кавказе и в Юго-Восточной Европе. Значительные группы хиритов – сиронов уходят в разные стороны света. Они создают в X веке до н.э. государство курупанчалов в Индии. В Средней Азии племя хири создаёт государство Хиризм, формирование которого начинается уже в XIII веке до н.э. Ещё одна часть хиронов – сирданов уходит через Египет на остров Сардинию (Сирдания) и далее, в Северную Италию, на берега реки иронов (Эридан – По). Здесь они создают союз двенадцати городов и строится Рим, где они были первыми царями. В Закавказье хири – сираки со своими союзниками создают новое объединение и государство Урарту. При этом сираки предстают во 2-й половине II тыс. до н.э. как население вокруг озера Севан.

– Что происходит дальше? О чём свидетельствуют исторические данные?

– Именно в период позднебронзовой эпохи в Восточном Закавказье процветает союз трёх осетинских племён – сар, къух и къах. Их имена в переводе на русский язык означают – голова, рука, нога. Перед нами отражение во внутриэтническом разделении предания о происхождении трёхкастовой структуры из частей тела Уастырджи – Пуруша – предка индоарийцев. То есть из головы прародителя происходят жрецы, из руки – воины и из ноги – производители материальных благ.

Каждая каста носила одежду соответствующего его рангу цвета. Эти цвета и обозначены на знамени современных осетин. К тому же главная часть современных осетин сохраняет своё древнее наименование «голова», то есть племя жрецов. Соседние трёхкастовому объединению осетин в Закавказье грузины называли их территории как (С) эрети, Къухети и Къахети. Здесь же, на берегу озера Севан, стоял известный культовый центр сираков Ирдан.

Указанное объединение на северо-западе граничило с ареалом другого объединения осетин на Кавказе – Савра, племена которого известны у археологов как создатели кобано-тлийской культуры. В эту историко-культурную общность, кроме нартов – савров (овсов), входили значительные группы субарту – Цъыбыртта (амазонок), тубалов – табалов, Царциата, сираков и саков. Сираки хоть и жили в это время по обеим сторонам Главного Кавказского хребта, но их основной центр находился в Приманычье (Ростовская область)…

На юго-западных рубежах кобанцы – савры граничили с колхидской общностью, объединявшей протоабхазские племена, а на северо-западных рубежах – с носителями традиций прикубанской (протоадыгской) культуры. На северо-востоке от кобанцев, за рекой Аргун, жили создатели каякентско-хорочоевской культуры – пранахско-дагестанские племена. С севера к кобанцам примыкали земли сираков и саков (срубников).

Период расцвета кобанской культуры был прерван в результате нового натиска северо-каспийских саков (скифов). Они подчинили себе не только всю Юго-Восточную Европу, но и весь Кавказ. На востоке их власть распространилась вплоть до центральных областей Китая, где они были известны как племена «ди» (ди – гурцы). В IV веке до н.э. племена ди активно участвуют в объединении древнекитайских племён в архаичное государственное образование.

– Что известно о закавказских скифах?

– В Закавказье скифы расселяются на территориях вплоть до реки Кура, то есть до окрестностей нынешнего Тбилиси. Здесь же известно их государственное образование под названием Сака – сена. Господство скифов в Закавказье было прервано, как и на Северном Кавказе и в Юго-Восточной Европе, не кем-то, а савромато-сарматскими племенами – саврами (овсами) и сираками (иронами). В Грузии воцарилась осетинская династия Фарнавазидов. Имена представителей этой династии достаточно красноречиво свидетельствуют о своём осетинском происхождении (Хсефарныг, Саурмаг и др.). Фарнавазиды и Аршакиды правили в Грузии восемь веков. Их власть прервали персы и арабы. Однако и в последующем во главе грузинских племён не раз стояли осетинские цари и осетинские племянники (то есть осетины по матери).

Кому, к примеру, не известны имена Сослана и Тамары, их детей – Лаша Георгия и Русудан, внуков – Давида-Улу и Давида Нарина, правивших в Грузии в XIII веке. Их могущество объяснялось могуществом того народа, который они представляли. А народ этот вновь усилился, когда с междуречья Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, называемого в источниках термином Курдар (Кудар), пришла на Кавказ ещё одна часть осетинского народа – аланы-кудариты, иначе называемые асами. Если «аланы» переводится как «сыны бога Неба», то «асы» в устах тех же древних германцев и скандинавов означало ни что иное, как «боги». Последнее хорошо объясняется из древнейших индоарийских, древнегреческих и славянских сведений. Сами грузины называют осетин в своём мифологическом наследии как «хвтис швилни», то есть «дети Бога».

– Но вернёмся к аланам, их продвижениям на Северном Кавказе и в Закавказье.

– Аланы заняли основные проходы с Северного Кавказа в Закавказье. Поэтому уже с первых веков н.э. Дарьял называется Аланскими воротами. Аланы пришли в Осетию – Кавкас, к своим единокровным скифам, сарматам, савроматам и другим осетинам. По Кавказскому хребту основная территория их расселения располагается между реками Аргун и Лабой. Постоянным походам алан в Переднюю Азию и Каппадокию не могли мешать жители никаких смежных территорий. Античные и раннесредневековые источники отныне всегда или почти всегда называют все осетинские племена аланами. Тем более что в IV веке н.э. на Кавказ прошли новые группы алан-кударитов. Это было очень важно, так как после ухода части алан на Запад их власть над остальными осетинами на Кавказе несколько ослабла.

Аланы на Западе оставили за собой огромный след. Их неоднократно называли лучшими воинами мира. Так было, к примеру, на Каталаонском поле (в битве народов), когда во главе аланского войска стоял североаланский король Сангибан, владевший в это время севером Франции между реками Сеной и Луарой. Так было в битве у Шалона в 452 году при разгроме королём Сангибаном объединения гуннов Атиллы.

Аланы и другие осетинские племена (сарматы, савроматы, туальцы и др.) создают в центре Кавказа раннефеодальное государство, с которым искали союза правители Византии, Хазарии и других стран, а с аланским правящим домом старались заключать междинастические браки. После принятия христианства отношения алан с Византией выходят на первый план.

«Аланский властодержец» – как называет правителя Алании официальная формула – признавался византийцами независимым государем Алании наравне с архонтом великой Армении, каганом Хазарии, архонтом Руси, тогда как «куропалату Иверии», владетелю Авазгии (то есть Абхазии), Албании (Кавказской) и ещё семи других народов, которые названы у Константина, посылались просто «повеления» (указы).

– Об Аланской митрополии в составе Константинопольского патриархата прошу Вас рассказать доступным языком нашим читателям.

– Аланская митрополия занимала 61-е место в составе Константинопольского патриархата вслед за русской кафедрой. Митрополит назначался из Константинополя. Это тем более важно, что в грузинской историографии пытаются представить средневековую Аланию как вассала Грузии, а христианизацию алан связать с деятельностью грузинских миссионеров.

Могущество аланского народа испытали на себе татаро-монгольские завоеватели. Народ не был покорён, платой за свободу было истребление почти всего населения. Последнюю точку в разгроме алан поставило нашествие Тимура. Алания опустела. Лишь в высокогорье Центрального Кавказа сохраняется часть могущественных «сынов Неба», и теперь даже на этом осколке некогда огромной страны они лишаются права жить.

Ярким свидетельством того, насколько значима была история древних и средневековых осетин (скифов, савромат, сармат, алан и др.), является желание интеллигенции разных народов связать своё происхождение с предками осетин. Не могу припомнить, чтобы русские, украинские, казахские, туркменские, башкирские, татарские, вайнахские, абхазо-адыгейские, карачаевские, балкарские и другие учёные пытались выводить корни своих народов от, к примеру, древнекартвельских, мегрельских, сванских, тушинских, хевсурских и других древнегрузинских племён.

Племена дигорцев на территорию средневековой Алании-Осетии пришли лишь в VII веке н.э., после поражения Болгарского царства хана Кубрата от хазар. К огорчению некоторых «доброжелателей» Осетии, собственно осетины – савроматы (нарты) появились на территории Центрального Кавказа в середине IV тысячелетия до н.э., то есть за 35 веков до алан. Ироны – сираки начали заселение Центрального Кавказа за 25 веков до алан. Амазонки – халибы населяли Южный Кавказ и, соответственно, Южную Осетию, уже в V – IV тысячелетии до н.э. (не позднее энеолита). Туальцы – тубалы (урарт. Табалу и Хилакку) заселили Центральный Кавказ вместе с Царциата – Бархун за 12 веков до алан.

На территории Грузии археология говорит отнюдь не о грузинском присутствии. Ведь такие культуры, как алазано-беденская, триалетская, месхет-джавахетская, сачхерская и др. культуры ранней и первой половины средней бронзы, было бы рискованно с позиций настоящей науки связывать с протокартвелами. Самое большее, на что может претендовать грузинское племя на посткуро-аракском пространстве – это дидубе-кикетский локальный вариант, который, при всём желании, на великое древнейшее Сакартвело от моря до моря просто не тянет.

К слову, никто из учёных-оппонентов не утверждает, что заселение южного склона Главного Кавказа осетинами начинается в результате татаро-монгольского нашествия. Это была бы новая волна переселенцев на юг и ничего более. Через несколько веков было ещё одно переселение. Надо просто всегда уточнять вопрос о том, о переселении какой части осетин идёт речь. Ведь, например, собственно осетины – нарты и амазонки – с севера на юг вообще не переселялись, так как они пришли на Центральный Кавказ с юга и не позднее грузин – картвелов.

Определённый интерес может представлять индоарийская топонимика Южной Осетии, восходящая, по меньшей мере, к эпохе средней бронзы, и говорящая о заселении данной территории сираками. Грузинская топонимика, откровенно поздняя, насаждаемая из политических соображений, никаких исторических корней здесь иметь не может. В этом смысле достаточно вспомнить, как грузинские чиновники насильственно заставляли осетин изменять фамилии на грузинский лад или придумывали им новые фамилии.

– Пётр Кузьмич, наконец, резюме: кто же пришлый на Кавказе, а кто – нет?

– Нет ни малейшего основания считать осетинский народ пришлым на Кавказ этносом. Об этом говорит богатейший исторический материал. Незнание или нежелание знать его не освобождает политиков и учёных от обязанности уважать права каждого человека (какой бы национальности он ни был) и, тем более, целого народа.

– Благодарю Вас за интересный рассказ. Надеюсь, мы продолжим ещё наши беседы с Вами об истории Кавказа и алан.

Фатима АНТОНОВА

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Фатима Антонова
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Фатима АнтоноваФатима Антонова

Другие объявления Фатима Антонова

Обратная связь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
«Ноябрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

Архив

Фильтр материалов по регионам

150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»