Это событие стало ещё одним шагом к проведению общероссийских торжеств посвященных 1100-летию Крещения Алании. Знаменательно то, что они традиционно проходят в праздничную неделю Джеоргуыба — особого почитания святого великомученика и Победоносца Георгия — Уастырджи, небесного покровителя Алании-Осетии.
Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид открывший мероприятие, подчеркнул, что «К юбилейной дате мы должны подойти с научными трудами и другими изданиями, охватывающими весь более чем тысячелетний период Алании-Осетии, уже сейчас необходимо обсудить темы и вопросы научных работ». Он отметил, что «к числу приоритетных направлений относится сохранение объектов культурного наследия, не замыкаясь на сохранении исключительно церковных памятников!».
С приветственной речью от руководства республики выступил Спикер Парламента А.В. Мачнев, звучали приветственные письма от президента Южной Осетии и т.д.
«Свято-Георгиевские чтения проводятся с 2012 г., в дни празднования памяти (колесования) святого Георгия в Грузии и в Северной и Южной Осетиях, с целью оживления исторической памяти в нас, интегрирования в жизнь христианских традиций, а ещё как интеллектуальный клуб» — отметил один из организаторов научных чтений, зам. генерального директора Национального музея РСО-А, старший научный сотрудник Института истории и археологии республики, к. и.н. М.Э. Мамиев.
На этот раз работа Чтений шла по двум основным секциям:
1. Аланское Православие — история и современность.
2. Осетинский язык на рубеже тысячелетий.
В ходе пленарного заседания прозвучал доклад «Крещении Алании в нартовском эпосе», тема нарта Батрадза. Сакральный смысл сказаний «Смерть Батрадза» это вкратце противостояние Аланского общества греческой амбициозной имперской политики и ассимиляции своей культуры эллинистическим православием. Этот вопрос поднимает модератор чтений М.Э. Мамиев.
Д.О. Швыдковский, ректор Московского архитектурного института, доктор искусствоведения, зачитал доклад «Православное пространство и новое церковное зодчество», о теме насущной и актуальной, вызвавшей обмен мнений.
Затем архиепископ Леонид наградил ряд общественных и государственных деятелей юбилейной медалью Русской Православной Церкви «В память 100-летия восстановления Патриаршества». Высокой награды удостоились: диакон Дмитрий Асратян, ведущий редактор пресс-службы Патриарха Московского всея Руси, научный сотрудник Института истории и археологии РСО-Алания; Руслан Бзаров, директор Института истории и археологии РСО-Алания, доктор исторических наук, профессор; Валерий Салбиев, экс-председатель Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания; Залина Канукова, директор Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева; Марина Балаева, директор Центра православного просвещения и культуры «Покров».
На сессионном заседании «Аланское Православие — история и современность» вниманию научного сообщества и духовенства были представлены следующие доклады:
Руслан Бзаров, докт. ист. наук, профессор, директор Института истории и археологии РСО-Алания. Письмо ректора Ардонской семинарии архимандрита Арсения — источник по истории осетинского национального движения начала XX в. Интересен экскурс в народную жизнь и степень близости с церковью Христовой столетие назад.
Диакон Димитрий Асратян, научный сотрудник Института истории и археологии РСО-Алания. Феномен святости в христианской истории Алании. Была ретроспектива к аланским святым и автор задался вопросом об отсутствии Собора Аланских святых. Также были рассмотрены особенности почитания святителя Николая в ущельях Осетии.
Юрий Могаричев, докт. ист. наук, профессор, заведующий кафедрой социального и гуманитарного образования Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования, ведущий научный сотрудник Института археологии Крыма РАН (г. Симферополь). Кырк-ер-Чуфут-кале – центр Крымской Алании.
Рустем Фидаров, канд. ист. наук, заместитель директора Института истории и археологии РСО-Алания. К вопросу о конфликте среди командования Западным походом монголов в 1236–1241 гг.
Сергей Малахов, канд. ист. наук, старший научный сотрудник Института истории и археологии РСО-Алания. Православные властодержцы Алании: антропонимы и небесные покровители.
Ирина Уракова, старший научный сотрудник ГБУ «Наследие Алании». Проект воссоздания Троицкого храма в с. Цей.
Роман Шиженский, канд. ист. наук, доцент Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы (г. Нижний Новгород). Архетипы современного славянского язычества (на примере художественного фильма «Сторожевая застава»).
Лариса Гостиева, канд. ист. наук, старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН. Деятельность Г.В. Баева в деле христианского просвещения в Осетии.
Фатима Хадонова, научный сотрудник Института истории и археологии РСО-А. О священнике С.Б. Мамитове. Материалы к биографии.
Киреев Феликс Сергеевич, к. и. н., научный сотрудник Института истории и археологии РСО-Алания. Из истории осетинского военного духовенства.
«В чтениях подбор вёлся в рамках общей темы, именно «Православие, этнос, культура», т.е. не строго о христианстве, а чтобы это касалось истории, культуры и этот принцип продолжает работать уже седьмой год. Наверняка будет писаться ещё не одна диссертация» — заявил М.Э. Мамиев
Основным направлением работы сессии «Осетинский язык на рубеже тысячелетий», который провела Е.М. Кочиева, стало обсуждение проблем переводов богослужебных текстов на осетинский язык. Были заслушаны следующие доклады: иеромонах Сергий (Чехов), Аланский Свято-Успенский мужской монастырь. Христианское богослужение и осетинская духовная ритуальная практика.
Лариса Зассеева, директор РГБУ «Центральный государственный архив РСО-Алания». Прогрессивная роль православия в истории просвещения Осетии.
Фатима Хадонова, научный сотрудник Института истории и археологии РСО-Алания. Гаппо Баев — переводчик Священного Писания на родной язык и цензор осетинской духовной литературы.
Залина Марданова, научный сотрудник Института истории и археологии РСО-Алания. Библейский перевод: требования традиции и современный подход.
Асланбек Мзоков, канд. пед. наук, преподаватель русского языка и литературы. Библейский сюжет в интерпретации Коста Хетагурова в поэме «Се человек».
Людмила Бязрова, заместитель директора Художественного музея им. М. Туганова; Захар Валиев, засл. художник РСО-А; Аслан Хетагуров, засл. художник РСО-А. Современная осетинская фресковая живопись и её истоки.
Елизавета Кочиева, научный сотрудник Института истории и археологии РСО-А. Христианские мотивы в осетинской поэзии.
В резолюции форума отмечена особая роль православного христианства в истории Алании. Приветствуется развитие диалога Владикавказской епархии и высшей школы Северной Осетии, в том числе по формированию системы теологического образования на базе СОГУ им. К.Л. Хетагурова, а также усилия по возрождению системы национального образования на осетинском языке. Указывается общенациональное значение перевода полного текста Священного Писания на осетинский язык и конечно же сохранение памятников культуры и полноценной системы церковной реставрации.
Участники Чтений также указали на научную и этическую несостоятельность попыток отвергать вклад христианства в традиционную осетинскую культуру и выразили озабоченность в связи с попытками квазирелигиозных сил спровоцировать антихристианские настроения и тем самым дестабилизировать общество.
Зоя ИВАНОВА