Жизнь труппы, её внутреннее достоинство и серьёзность во многом зависят от того, кто ею руководит. У Народной артистки РФ и Украины Л.А. Гергиевой разумная творческая отвага, есть вера в силы, возможности и перспективы театра. Она способна открывать новые имена, углубляться в суть, смысл театрального дела.
Как у каждого театра, у Дигорского есть своё лицо. В театре можно экспериментировать, пробовать, апробировать интересный материал. И вот очередной эксперимент, забегая вперёд скажу, удачный. Л.А. Гергиева выбрала для младших зрителей осетинскую сказку Созрыко Бритаева «Дзег сын Дзега». Постановку доверила, и не ошиблась, молодому режиссёру, выпускнику Щукинского театрального института Ацамазу Качмазову и молодому художнику, выпускнику Суриковского художественного института Давиду Найфонову.
Режиссёр с энтузиазмом, даже с азартом взялся за постановку спектакля. Построить сценическое произведение из литературного материала непросто. Но молодой режиссёр инсценировал сказку и вместе с молодыми актёрами создал полноценный, зрелищный спектакль для детей. Композиция действия точна, внутренняя логика спектакля прочерчена ясно, выявляя динамику волшебных сил. Режиссёр, владея приёмами современной театральной выразительности, и даже использовал киноприём «стоп кадр», тем самым добился необходимой непрерывности действия.
В целом спектакль имеет чётко выстроенную ритмическую и пластическую партитуру. Это его первый опыт, первый спектакль, в котором играют и молодые актёры. Нужно подчеркнуть — актёры играют, как всегда, самозабвенно и легко. Молодому режиссёру пришлось завоёвывать авторитет, они должны были прислушиваться к нему, т.к. процессом руководит он, несмотря на его молодость, непосредственность и незрелый опыт. Режиссёр интересуется особенностями детского восприятия, задумываясь над тем, как именно работать, чтоб воздействовать на формирование идейного, духовного и нравственного облика детей младшего возраста. Молодость, в руках опытного и талантливого художественного руководителя из «недостатка» превращается в достоинство.
Дебютант мысленно создаёт свою модель современного спектакля для детей и ищет пути её практического воплощения. В чём-то работать для маленьких зрителей кажется легче, чем для взрослых. Да, сказка благодатный материал для сцены, но она не отменяет всего, что содержится в сценическом творчестве. Юный зритель любит сказку, особенно ту, которая по виду вовсе и не сказка, вроде, как жизнь, но слегка подправленная. Сюжет сказки «Дзег сын Дзега» прост — юноша влюбляется в дочь Солнца — Зарину, и ищет пути достижения руки и сердца Зарины.
В сказке нет волшебства, чудесного вмешательства высших сил. Предприимчивость и настырность героя, в меру приправленная умом, отвагой, ловкостью — сами по себе есть высшая волшебная сила. Главному герою за настырность и доблесть воздастся по справедливости. Национальное начало в спектакле не иллюстрировано, а осознанно творчески и духовно. Мотивы национального колорита существуют в спектакле и вплетаются в ткань зрелища как игровой элемент, что способствует характеру восприятия юных зрителей. Атмосфера спектакля складывалась из театрально-игрового озорства, и актёры играли легко и уверенно. Гордые своей акселерацией, молодые зрители отнеслись к постановке не только благосклонно, но даже прониклись её добротой и мягкости. Театр становится центром осознанного диалога поколений, контакта с подрастающим поколением.
Широко распахнутое, до предела открытое в глубину пространство сцены создаёт необходимое этому спектаклю ощущение неразрывной связи событий. В эстетике спектакля пластический и музыкальный образы имеют огромное значение. Стремление к яркости отличают спектакли Дигорского театра. Своеобразие его творческой манеры отчётливо ощущается во всех спектаклях. Оно заключается в тяготении к выразительной яркой мизансцене, эпизоду, декорации, жесту, детали. Театр уверенно осваивает ещё и жанр мюзикла, чему подтверждение последние премьеры, которые получили восторженный отзыв у зрителей.
Владимир ПИНОВ
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |