Однако, активная позиция руководства Кабардино-Балкарии в сфере образования и воспитания подрастающего поколения позволит уже в самом недалёком будущем возродить в умах молодёжи сознание ценности образования, знаний.
По мнению заместителя Полномочного представителя Президента РФ в СКФО Валерия Попкова, академия творчества для детей «Солнечный город», открытая в столице Кабардино-Балкарии в конце 2015 года, позволит вернуть нашу молодёжь из «леса».
«Я когда-то и сам ходил в Республиканский Дворец пионеров, участвовал в различных кружках, и сегодня словно вновь вернулся в то время. Атмосфера «Солнечного города» очень напоминает ту, «пионерскую» — естественно, осовремененную, высокотехнологичную, но какую-то очень добрую, объединяющую вокруг интересных идей совершенно разных ребят. Я убеждён, что «Солнечный город» позволит нам уберечь подрастающее поколение от многих опасных увлечений. Долгие годы у нашей молодёжи не было особого выбора, а теперь, как видите, есть — и эта альтернатива явно не в пользу уличной братии», — считает Валерий Попков.
Это, действительно, уникальный образовательный комплекс, который функционирует, как интернат, центр раннего развития и центр дополнительного образования. Он включает всё, начиная от традиционного до технического творчества, заканчивая гуманитарными направлениями. Это очень важно для республики, потому что по масштабам и уровню оснащения аналогичного центра пока ещё нет на территории СКФО.
В академии детского творчества «Солнечный город» предусмотрен лицей интернатного типа для одарённых детей на 200 человек (7–11 классы), школа раннего развития и центр дополнительного образования примерно на 5 тыс. детей в возрасте от 3 до 18 лет. Работают здесь около 250 педагогов различных направлений.
В академии функционирует региональный ресурсный центр по работе с одарёнными детьми, способствующий популяризации таких направлений, как образовательная робототехника, нано- и IT-технологии среди детей и подростков. Есть лаборатории по техническому моделированию и прикладному творчеству, компьютерным технологиям, художественно-эстетическому направлению.
Кроме того, имеется зал правового воспитания, где старшеклассники смогут получать навыки в вопросах судопроизводства. Отдельного внимания заслуживает детский технопарк, созданный для развития интереса к естественным наукам и инженерным специальностям. На базе учреждения также могут стажироваться педагогические работники, проходить мастер-классы и семинары.
И хотя «излюбленные» направления академии — это точные науки: физика, математика, химия, недавно открылось и третье социально-экономическое направление.
Что касается кружковой работы — там охватываются практически все гуманитарные сферы, в том числе большое внимание уделено и малышам: это и развивающие секции, и кружки раннего развития, для детей постарше — курсы шитья, моделирования, и, конечно, любимый всеми класс робототехники с интересными роботами и машинами, созданными самими ребятами (многие экземпляры, к слову, отправлялись в Москву в качестве студенческих проектов и привлекли к себе внимание ученых!).
Как рассказал нам учитель физики «Солнечного города» Андрей Порошин, «Что касается дополнительного образования — здесь двери открыты для всех желающих, конечно, а вот чтобы попасть в лицей для одарённых старшеклассников — тут схема набора такова: ребята в своих школах проходят тестирование (как правило, упор делается именно на физико-математическое направление) и по результатам ребята приглашаются продолжить обучение уже в «Солнечном городе». Это прекрасная возможность для ребят проявить себя, когда обучение проходит не по усреднённой схеме, как это происходит в обычной школе, когда в одном классе сидят и сильные дети, и откровенно слабые, а сразу с нацеленностью на максимум. Здесь же и количество детей в классе не более 20, и даже самый «слабый» ученик в таком классе — это крепкий «хорошист» в обычной школе, вот и смотрите, какие у нас стандарты. Естественно, в такой мотивированной среде интеллектуальное развитие идёт очень быстро.
Хочу отметить такую важную вещь: отучившись по основной программе, ребята здесь же обедают (кстати, обеды бесплатные, как и проживание для ребят из сёл), после чего начинаются уроки по элективным курсам, туда входят практические занятия (а оборудование тут на высшем уровне, один микроскоп для химиков, например, стоит около миллиона рублей, это настоящий «взрослый» инструмент для настоящих учёных, а не детская адаптированная имитация). В профильном классе, который я веду, есть ещё и заочная физико-техническая школа: нам присылают задания из Москвы, и мы сотрудничаем вот так дистанционно. Это прекрасная подготовка к поступлению в вуз. Мы работаем пока ведь первые два года, но, уверен, ещё через пару лет мы уже увидим большие результаты, это прекрасная среда для интеллектуальных ребят, для их максимального развития. В академии есть даже свой «кампус» и «тьюторы»: в кампусе живут ребята из других населённых пунктов КБР, а с тьюторами ученики могут делать свои домашние задания. Словом, при желании, любой одарённый ребёнок будет полностью погружён в идеально подходящую для него среду. Спасибо нашему президенту за его программу для одарённых детей России!».
В КБР недавно уже появились и два филиала «Солнечного города»: в Терском и Майском районах. Теперь ребята из обычных школ не только в Нальчике смогут выезжать в «Солнечный город» на практические занятия или для посещения кружков.
Алёна ДОКШОКОВА
Регионы | Нальчик и Кабардино-Балкария |