Заслуженный деятель искусств Северной Осетии и Дагестана, лауреат Госпремии им. Коста Хетагурова, режиссёр и оператор, член правления Северо-Кавказского отделения Союза кинематографистов России – это всё о РАФАЭЛЕ ГАСПАРЯНЦЕ. Ныне руководитель группы киновидеопроизводства телерадиокомпании «Алания», он работает в компании почти сорок лет. В качестве режиссёра-постановщика Рафаэль Сетракович снял несколько десятков документальных и художественных фильмов, среди которых: «По следам карабаира», «Песни над облаками», «Обида старого охотника», «Мурад Кажлаев, Ритмы и годы», «Алим Кешоков. Вид с Белой горы» и многие другие.
Сегодня мы беседуем на различные темы, связанные с кино, телевидением, радио, технологиями и перспективами. Напоминаем, что полную видеоверсию интервью вы сможете посмотреть на канале «Терских ведомостей» в YouTube.
– Рафаэль Сетракович, мы рады приветствовать Вас в студии «Терских ведомостей». Хотелось бы обсудить несколько тем, связанных, в частности, с проведением юбилейных мероприятий. Совпали четыре даты: 50-летие североосетинского кино, 55-летие телевидения, 85 лет первых радиоэфиров и 95-летие со дня рождения Ахсарбека Агузарова, возглавлявшего Гостелерадио Северной Осетии почти двадцать лет и практически создавшего в республике кинопроизводство.
– В отличие от прошлого юбилея, который был пять лет назад, мы сделали его менее разбросанным по площадкам, а локализовали в рамках нашей территории. Все юбилейные мероприятия проходили в кинопавильоне, с участием представителей ВГТРК, филиалов компании в субъектах Северного Кавказа, приглашённых и ветеранов. Получилась тёплая встреча в живой телевизионной атмосфере.
– На прошлом юбилее была презентована основательная книга воспоминаний ветеранов и действующих сотрудников ГТРК «Алания» – «Осетинская горка. Восхождение. На этот раз решили пойти другим путём?
– Мы решили не повторяться. Да и срок не такой большой прошёл, всего пять лет. Финансовая сторона тоже имеет значение, так как нынешний юбилей праздновался за счёт собственных средств. Но мы компенсировали это другими мероприятиями, в том числе в теле- и радиоэфире. По телевидению – рубрикой «Время легенд». По радио идут юбилейные передачи, рассказывающие о и о людях, внёсших вклад в историю республики.
Если говорить в целом, то мы постарались не демонстрировать достигнутые успехи, мол, смотрите, как у нас всё здорово, а заглянуть в перспективу. Скажем, за время, прошедшее с предыдущего юбилея, произошла полная модернизация оборудования информационного вещания, переход на «цифру». Очень затратное дело. В этом немалую роль, конечно, сыграла ВГТРК. Сейчас другая идеология, если можно так выразиться, и в техническом обслуживании, и в творческом плане. Но уже мы более-менее адаптировались.
Другой важный момент. Когда идут по телевидению наши старые фильмы, то качество в большинстве случаев вызывает нарекания. Присутствуют царапины, шумы в фонограмме и т.д. Это связано с тем, что мы их оцифровали полупрофессиональным способом. В качестве оригиналов выступали копии, много раз бывшие в эфире. Жизнь фильмокопии в среднем 50 прогонов через проекционный аппарат. Все они эту норму давно выработали. Но есть исходные материалы, с которых, собственно, эти фильмокопии готовились.
Мы выступили с предложением создать фонд телекинорадиоматериалов, а в его рамках провести систематизацию и последующую оцифровку всех имеющихся у нас материалов. Для того, чтобы потребитель, в данном случае телезритель, имел возможность видеть фильмы в первозданном качестве. Для этого нужно специальное оборудование, которое позволит осуществлять реставрацию, даже при отсутствии исходников: убирать царапины, вычищать фонограммы, а при необходимости даже переводить из чёрно-белого варианта в цвет.
Этот фонд будет заниматься не только складированием. Мы хотим возродить традицию записи теле- и радиоспектаклей. Более того, фонд должен получить возможность заказывать нашим писателям и драматургам произведения специально для записи. Можно будет фиксировать все события, происходящие в республики. Специально для архива записывать людей. Отмечу, что на такие материалы потом бывает большой спрос. Надо обеспечить регулярность записей, вести картотеку, в том числе с доступом в электронном виде.
Если мы сможем системно накапливать архивы, выиграют поколения, идущие за нами. Из-за технологических проблем не должны выпадать периоды в развитии республики. Такой пример. С начала 1980-х в течение десяти лет наша студия вещала с помощью ПТС (передвижной телевизионной станции), которую мы получили после Олимпийских игр в Москве. В прямом эфире были только новости, извещения, а все остальные программы выходили в записи на пятисантиметровую (двухдюймовую) ленту. Эти рулоны, общим количеством около 600, лежат у нас без движения, потому что элементарно не осталось оборудования, с помощью которого их можно воспроизводить. Под спудом лежит у нас большой объём записей на 16-мм плёнку для каждодневного эфира. Всё это мы не можем использовать сегодня без перевода в «цифру» с помощью специализированного сканера.
Я так подробно об этом говорю, потому что, на мой взгляд, это самый насущный вопрос для нашей компании. Идею поддерживает руководство ВГТРК, общественная палата Северной Осетии. Нас консультирует и «Гостелерадиофонд», ныне составная часть ВГТРК. Помещение для размещения фонда имеется. Нужен ещё импульс, чтобы завершить эту работу. Хорошо, если бы включили в одну из программ по развитию национальной культуры пункт хотя бы по приобретению такого сканера. Может, это стало бы началом конкретной реализации проекта.
В дальнейшем можно подключить наших соседей, у которых есть свои неорганизованные и не оцифрованные материалы. Зачастую отсутствуют обязательные записи. Кинопроизводство раньше ведь охватывало весь регион: Ставропольский край, Кабардино-Балкария, Дагестан, Чечено-Ингушетия тогдашняя, частично Краснодарский край участвовали в этом. Что-то могло и у них остаться. Таким образом, деятельность фонда можно расширить за пределы Северной Осетии.
– Проект безусловно важный и интересный. Всё должно получиться. Тем более, если свою заинтересованность выразила и ВГТРК. Но у меня возникает следующий вопрос. Во Владикавказе располагалась Северо-Кавказская студия кинохроники, много и успешно занимавшаяся документальными записями. Её печальная судьба сегодня на слуху: даже архив студии вывезен в Москву, а слабые попытки её реанимации мало что дали. Не получится ли так, что работа в области документалистики в итоге окажется ненужной?
– Не все, но большинство наших фильмов есть в Москве. Так называемые эфирные копии. Мы раньше сдавали их специально для показа по Центральному телевидению. Всё это хранится до сих пор. Прямого интереса взять их отсюда к себе у них нет. Наоборот, налаженная работа по архивированию и накоплению материалов будет только на пользу головной компании, ВГТРК. Она заинтересована иметь такие фонды на местах, в регионах.
– В своё время телевизионная и радиовещательная студии в значительной степени строились на деньги республики. «Осетинская горка» – всем известное и знакомое название. Затем весь комплекс оказался в федеральной собственности, став филиалом ВГТРК. В то же время встаёт вопрос о создании национального телевидения. Причём реализуется оно на другой площадке. Почему нельзя было совместить эти проекты хотя бы на общей исторической территории? Возможно, были такие предложения?
– Это издержки тех реформаций, которые происходили на протяжении всех постперестроечных лет. В рамках реорганизации Гостелерадио СССР в 1990-е годы региональные комитеты входили в состав нового холдинга – Всероссийской государственной телерадиокомпании. Предварительно заручались официальным согласием. После подписания документов всё имущество местного Гостелерадио стало собственностью холдинга. На контент, продукцию, которую мы создаём, авторские права тоже у ВГТРК. Это не значит, что они запрещают нам использовать этот материал. Тем не менее, такова юридическая сторона дела. Поэтому мы официально называемся: филиал ФГУП ВГТРК – ГТРК «Алания».
Если говорить о национальном телевидении, то ещё ряд лет назад высказывалось предложение, что на имеющейся технической организационной базе могут спокойно сосуществовать две телекомпании. Не требовались бы затраты на строительство и капремонт зданий, закупку оборудования. Главное – штаты. Они также могли бы в значительной части работать в обеих компаниях, с раздельной бухгалтерией. Для такого решения нужно было, на мой взгляд, достигнуть договорённости первых лиц. Персонал, к примеру, технический, получил бы возможность дополнительного заработка, а в целом проект реализовывался бы при значительной экономии средств.
В своё время я сам был сторонником создания национального телеканала. Сегодня эта идея, по-моему, гипертрофирована. Я не знаю деталей. Но, видимо, ограничиваться Интернетом не планируют. Поднимать сигнал на спутник – тоже дорогостоящее мероприятие, причём необходимо это делать каждый год, включая определённые лицензионные отчисления и т.д.
Впрочем, не буду муссировать эту тему. Что решено, то решено. Тем более, там будут работать люди, которых я хорошо знаю и с большой симпатией к ним отношусь. Дай Бог, чтобы проект получил развитие. Но, на мой взгляд, оно пошло бы быстрее и эффективнее, если бы был принят за основу вариант с совместной работой компаний. Но это должны решать люди, облечённые полномочиями. Да и решать, возможно, уже поздно.
– Поговорим о перспективах радио. На сегодня мы имеем радиоканал «Алания-ФМ» и включения с местными передачами на частотах «Радио России» и «Вести-ФМ». Проводное вещание уже много лет как полностью ликвидировано. Что можно сказать о будущем радиовещания в Северной Осетии?
– За сохранение проводного вещания борьба шла долго. В особенности оно пользовалось популярностью в сельской местности. Но время берёт своё и постепенно эта тема теряет свою актуальность. Как и телевидение пришло в отдалённые населённые пункты через ретрансляторы с устойчивым сигналом, аналогичный процесс касается радио.
Более того, идёт в какой-то степени объединение возможностей технологий. В частности, когда идёт прямой эфир передачи одновременно по телевидению и радио. А ещё Интернет-ресурсы. В этом берём пример и с федеральных каналов. Технологии сегодня можно назвать безграничными. Проблема, что не всегда хватает средств. А перспективы просматриваются именно в такой комбинации разных видов доставки информации потребителям. У каждого свои достоинства, они будут дополнять друг друга. Получим в итоге такой медийный букет, который можно рассматривать с разных сторон.
– Мы говорим о телевидении, радио, безусловно важных звеньях масс-медиа. Но Вы известный кинорежиссёр. Каковы, всё-таки, на Ваш взгляд, перспективы возрождения кинопроизводства в регионе?
– Скажу своё мнение. Несколько лет назад Президентом РФ Владимиром Путиным был подписан указ о создании Северо-Кавказской студии документальных, художественных и анимационных фильмов. Этот проект по многим причинам не нашёл своего продолжения. Насколько я понимаю, это было связано с тем, что у прежней студии, прекратившей свою работу, накопились долги.
Недавно Глава Северной Осетии Вячеслав Битаров договорился с Министерством культуры РФ о передаче студии в республиканское ведение. Она при этом, видимо, поменяет название. Хотя это будет зависеть от решения руководства, какое направление работы придать студии.
Конечно, хотелось бы, чтобы игровое кино там присутствовало. Когда мы говорим о нашем кино, то, в первую очередь, об игровых картинах для широкого зрителя, верно? Документальные и иные жанры не столь популярны, хотя это не значит, что от них нужно отказываться. Но фильмопроизводство затратная вещь. Когда мы снимали кинокартины на протяжении почти тридцати лет на базе нашего телевидения, то их финансировало Гостелерадио СССР. Заранее составляли план, где указывались фильмы такой-то тематики, примерно 15-18 документальных, фильмов-концертов в год. План утверждался и под его реализацию выделялись деньги.
Сейчас технологии другие. «Цифра» не требует таких больших площадей. Правда, нужны съёмочные павильоны, помещения для озвучивания. Раньше нужны были колоссальные площади и оборудование под обработку и монтаж плёнки, перезапись и т.д. Ныне всё гораздо компактнее.
Следующий вопрос: куда эти фильмы будут уходить? Нельзя замыкаться пределами Северной Осетии. Они должны показываться в других регионах, участвовать на разных фестивалях, конкурсах. Киноискусство должно получить развитие в новом качестве. Репертуарная часть должна быть выдержана, художественные достоинства картин быть на высоте. Фильмы должны быть востребованы широкой аудиторией.
Конечно, требуется широкое обсуждение темы, как на самом верху, так и среди профессионального сообщества.
– Будет ли эта студия, как прежде, востребована в соседних субъектах федерации?
– Сегодня можно сказать: я создаю киностудию. Там может быть даже два-три человека. Поэтому ответить в этом плане сложно. Знаю, что на государственном уровне в Чеченской республике создавались за последние десять лет две студии. Они приезжали, консультировались по определённым вопросам. Возможно, это одна студия. В финансировании, видимо, имеется доля государства и частных инвестиций. В Дагестане за последние пятнадцать лет было четыре студии. Уверен, что речь об офисах с несколькими сотрудниками.
Наверное, это веление времени. Если есть средства, то какой смысл строить и приобретать, когда можно арендовать здания и оборудование, приглашать актёров. Не обременять себя капитальными вложениями. Разновидность аутсорсинга. Если здесь будет лучшая техническая база и условия, то будут обращаться к нам.
Казбек ТАУТИЕВ
Фото и видео Златы ТЕБИЕВОЙ