В жизни каждого человека на этой земле есть место, с которым он связан незримыми нитями, где он ощущает себя частью Вселенной, мизерной единицей огромного целого. С этим местом связано всё самое лучшее, самое дорогое, самое запоминающееся. В одном из красивейших уголков Осетии расположено маленькое селение Раздзог. В окружении лесов и гор кажется, что сама природа спрятала его в свои тёплые ладошки, оберегая от всех бед и несчастий.
Богато и разнообразно прошлое этого населённого пункта. Село было свидетелем многих исторических событий. Его территория входила в средневековую Аланию, жителям которой суждено было принять первыми удар татаро-монгольского нашествия. Веками эти места находились под тяжёлым игом, здесь проживало одно из монгольских племён – ногайцы. Впоследствии эти земли подверглись колонизации малокабардинских феодалов Тасултановых. Но в XIX веке в Кабарде началась чума и к 1810 – 1815 годам жизнь в селе была прекращена.
С первого дня своего пребывания на Кавказе генерал Ермолов уделял исключительное внимание укреплению Военно-Грузинской дороги. В числе разработанных им мероприятий был составлен проект переселения осетин на равнину, что, по его мнению, разряжало обстановку в горной полосе. Военные власти не скупились на отвод отдельным влиятельным феодалам крупных земельных участков.
Так, в 1829 году Алхасту Кундухову и его сыну ротмистру Муссе Кундухову «безотлагательно отмежёвано» удобной земли 2800 десятин на Кабардинском скате в урочище Скъуыд-къох». Этот аул находился на стыке четырёх округов Терской области –Чеченского, Кабардинского, Осетинского, Ингушского, и должен был препятствовать имаму Шамилю контактировать с Западным Предкавказьем, а с военной точки зрения противостоять «хищническим партиям, постоянно пробирающимся на Военно-Грузинскую дорогу».
Получив землю, Кундуховы обещали в 10-летний срок поселить здесь 80 дворов и «очистить эти места от хищников и абреков». Но к поселению обещанного количества, да ещё свободных крестьян, Кундуховы не особенно-то стремились. В 1949 году учёный Скитский в своей книге «Хрестоматия по истории Осетии» писал: «Единоплеменник тагаурских старшин… Мусса Кундухов явил ещё новый пример в народе, он, в 1831 году поселяясь в Кабардинских горах, месте довольно опасном, пригласил к себе до 40 добровольцев вольных людей нашего общества с обещанием довольствоваться с ними во всех угодиях, по мере сил и надобности каждого и всякого налога, согласил их выстроить общими силами каменский оборонительный замок для защиты всей деревни от неприятеля: а впоследствии он в этом замке сделал собственный дом и лишил жителей всякого права на этот замок. Принял на себя вид владельца и наложил на них подати за то, что они землёю пользуются».
Борьба крестьян с Кундуховыми принимала всё более крутой характер и присутствие в таких условиях генерала в пределах Терской области для царской администрации становилось более чем нежелательным. Поэтому обращение с просьбой уволиться со службы и переселиться с семьёй и родственниками в Турцию «было встречено без огорчения». Основной контингент переселенцев дал Восточный Кавказ и, в особенности, Чечня, Кабарда, Ингушетия, Осетия.
В составе первой партии переселенцев были семьи Муссы Кундухова, его родственники, алдары Тхостовы, Есеновы, Алдатовы, Мамсуровы.
Мусса-паша, как его стали называть в Турции, обосновался в вилайете Сивас и получил должность командующего армией. В русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов он сражался против своих бывших товарищей по оружию, а скончался в 1889 году в Эрзеруме.
Скъуыд-Къох в 1865 году был выкуплен казной.
В 1887 году новым владельцем казённой дачи стал начальник Осетинского округа А.Ф. Эглау. Из Кубанской области он привёз 14 семей немецких колонистов «для образования образцового хозяйства» и «тем самым показать туземцам улучшение способа земледелия». В 1897 году Скъуыд-Къох был переименован в «Эммаус», по поводу чего до сих пор нет единого мнения. Профессор Б.П. Берёзов считал, что «эммаус» в переводе с немецкого означает «цветущая поляна», в переводе с греческого языка – «тёплый источник». Старожилы же говорят, что у Эглау была дочь и звали её Эмма, поэтому село назвали в её честь.
Колонисты, действительно, превратили Эммаус в цветущий уголок. Везде посадили деревья, цветы, занимались сельским хозяйством, построили каменные и саманные дома и хозяйственные постройки (до сих пор они в отличном состоянии). Открыли одну мужскую и одну женскую школы. Жизнь кипела, но абреки и разбойники угоняли у колонистов скот, портили насаждения, люди боялись выходить за пределы села. По этой причине им пришлось оставить обжитые места и перебраться в Гнаденбург (ныне – с. Виноградное Моздокского района).
В 1907 году горцы из Куртатинского ущелья переселились на эти земли. Первыми переселенцами были Сокаевы, Гаджиевы, Кодзаевы, Мсоевы, Дзодзиевы, Цгоевы, Хестановы, Церековы, Кцоевы, Созановы и другие. В замке Кундухова они открыли школу. Учителем и директором был Яковлев.
В конце 1917 года с фронтов Первой мировой войны вернулось много односельчан. Они привезли с собой оружие, боеприпасы, вернувшаяся молодёжь была революционно настроена.
В октябре 1917 года в районе Заманкула, Эммауса, Шанаево, Карджина, Илларионовской подпольно сформировалась Заманкульская революционная боевая дружина в составе более 250 вооружённых бойцов, в том числе 26 из них из Эммауса.
В их задачу входила не только организация усиленной охраны общественного порядка, но и восстановление разрушенного войной народного хозяйства. Для этого в свободное время организовывались субботники, воскресники, они чинили мосты, очищали дороги, оказывали помощь бедным и безлошадным.
Первым председателем сельсовета был Дзыццыл Сокаев. За хорошую работу он в 1936 году участвовал в работе II съезда ВЦИК в Москве, выступил с докладом. В Эммаусе была организована комсомольская организация во главе с Александром Сокаевым.
В 1929 году образовался колхоз, его председателем был Ибрагим Кудзаев. Сразу же началось строительство хозяйственного двора, были укомплектованы три полеводческие бригады, увеличивалось поголовье скота. Люди работали с большим энтузиазмом, перевыполняли поставленные перед ними задачи, росло благополучие сельчан. Село переименовали в Раздзог.
Но вот грянула Великая Отечественная война. На защиту Родины из маленького села ушло около 300 человек, уходили целыми семьями. Братья Гусовы, Сокаевы, Джелиевы, Хестановы, две девушки – Варя Кодзоева и Люба Дзанагова… 85 человек навсегда остались на полях сражений.
Время быстротечно. Стёрты с лица земли ямы от разрыва бомб и снарядов, заросли травой окопы и блиндажи. Не забылась, а только притупилась боль тех, чьи сердца были обожжены пожарищем войны. Ничто не может сломить волю народа. Уже у нас в селе нет участников тех роковых событий, тех, кто творил историю. Зато есть их потомки, которые помогают процветанию нашего общего дома.
Позади остались все трудности и невзгоды. В селе отличная современная школа, амбулатория, газовое снабжение, вода высшего качества, автобусное сообщение, дошкольное учреждение. Жизнь здесь продолжается, значит – жива и память. Сегодняшнее поколение – связующее звено между прошлым и будущим. Оно должно пронести всё то хорошее, что наши предки берегли, как зеницу ока – язык, культуру, традиции, историю.
Это обязанность, долг, который сопровождает нас всюду…
Людмила СОКАЕВА